Меры антиинфляционной политики в Республике Беларусь
Избавиться от инфляции, в современное время практически невозможно. Но ею можно управлять и сделать её умеренной. Поэтому для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. [23]
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно разделить условно на три группы:
- комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;
- комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции
- комплекс мер по регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс мер включает:
- меры по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
- поиск путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
- снижение энергоёмкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
- сокращение трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
- по регулированию объёма и структуры денежной массы;
- проведению эффективной процентной политики;
- сокращению скорости оборота денег;
- регулированию резервных требований;
- ограничению бюджетного дефицита;
- сокращению бартерных операций, неплатежей;
Третий комплекс мер охватывает:
- государственное регулирование цен на продукты и услуги первой необходимости;
- государственное регулирование цен на товары монополистов;
- регулирование конкурирующего ввоза товаров и услуг;
- стимулирование удовлетворение спроса за счёт роста производства;
- ограничение инфляционных ожиданий и др.
Указанные меры носят согласованный между Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь характер и отражаются в Основных направлениях денежно-кредитной политики и годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь. [24]
В «Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год», утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 18.12.2015г. №505, отмечено, что «Денежно-кредитная политика в 2016 году сохранит направленность на содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через поддержание ценовой стабильности. В 2016 году основной целью денежно-кредитной политики станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов.»
Основные условия реализации денежно-кредитной политики:
1) Достижение цели по инфляции будет обеспечиваться путем контроля над денежным предложением. В 2016 году Национальный банк продолжит применение режима монетарного таргетирования, используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу, в качестве операционной цели – рублевую денежную базу. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 18 процентов плюс/минус2 процентных пункта (декабрь2016 г. к декабрю 2015 г.).
2) Реализация Национальным банком курсовой и процентной политик будет подчинена задаче эффективного управления денежным предложением.
Проведение курсовой политики будет осуществляться на основе правила, предусматривающего минимизацию валютных интервенций Национального банка и обеспечение динамики обменного курса на основе спроса и предложения на валютном рынке. Операционным ориентиром курсовой политики сохранится стоимость корзины иностранных валют.
При этом в условиях превышения предложения валюты над спросом на нее в целях недопущения ухудшения ценовой конкурентоспособности белорусских экспортеров, Национальный банк сохранит за собой возможность сдерживать укрепление белорусского рубля за счет покупки иностранной валюты.
Регулирование ликвидности в банковской системе будет осуществляться преимущественно посредством проведения операций на открытом рынке на аукционной основе (аукционы процентных ставок в соответствии с заранее объявленным графиком и объемами со стандартными сроками операций). В условиях возникновения краткосрочных непрогнозируемых изменений ликвидности и целесообразности их сглаживания через аукционные операции в исключительных случаях возможно проведение дополнительных аукционов (вне графика). Планируемый объем регулярных аукционов будет определяться с учетом необходимости выполнения операционной цели по рублевой денежной базе.
Дополнительные возможности регулирования ликвидности предоставляются банкам постоянно доступными инструментами
Национального банка (СВОП овернайт и депозит овернайт), процентные ставки по которым образуют верхнюю и нижнюю границы, призванные ограничивать колебания процентной ставки межбанковского рынка.
В качестве вспомогательных возможно проведение двусторонних операций поддержки ликвидности банков Национальным банком как кредитором последней инстанции.
Фонд обязательных резервов будет формироваться по единому нормативу и регулироваться в целях поддержания структурной сбалансированности ликвидности банковской системы, а также необходимой динамики денежной массы.
Направление и величина изменения ставок по постоянно доступным инструментам и ставки рефинансирования будут определяться на основании динамики процентных ставок на аукционах регулирования ликвидности и на межбанковском рынке.
В целом процентная политика будет направлена на поддержание процентных ставок в экономике на положительном уровне в реальном выражении и обеспечение превышения доходности сбережений в белорусских рублях над валютными сбережениями. По мере замедления инфляционных процессов продолжит снижаться и стоимость кредитных ресурсов.
3) Важной общегосударственной задачей в 2016 году останется сохранение и наращивание золотовалютных резервов страны. Динамика международных резервных активов Республики Беларусь будет определяться преимущественно состоянием внешней торговли и в целом платежным балансом, а также объемами рефинансирования государством обязательств в иностранной валюте. [25]
Таким образом, совокупность мер антиинфляционной политики Республики Беларусь можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. Правительство государства ежегодно утверждает «Основные направления денежно-кредитной политики», которое реализуется Национальным банком страны. В денежно-кредитной политике определяются цели на будущий год, стабильное развитие экономики, параметры курса рубля, а также меры по их взаимоувязанной реализации.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что инфляция – это увеличение стоимости на товары, в течении продолжительного периода времени. Классифицировать инфляцию можно по нескольким видам: по степени проявления, по сбалансированности экономики, по открытости экономики и по степени ожидаемости, также по форме инфляцию, можно подразделить на инфляцию спроса, инфляцию предложения. Причины инфляции можно разделить на внешние, внутренние. В свою очередь внутренние причины можно разделить на неденежные и денежные факторы.
Благодаря индексам можно рассчитать уровень инфляции, увеличение цен. Что бы измерить инфляцию применяют индекс потребительских цен, дефлятор ВВП, индекс Фишера. Существует прогнозируемая и непрогнозируемая инфляция. Прогнозируемая инфляция ожидаема, поэтому к ее наступлению люди подготовлены. Непрогнозируемая инфляция является для людей шоком, так как они не были к ней подготовлены. Она может произойти из-за: перераспределение, понижения доходов населения; обесценивания сбережений.
В Европейском союзе состоят 28 стран. Инфляцию в Евросоюзе рассчитывают при помощи Гармонизированного Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги. Этим методом рассчитывают индекс во всех странах. Уровень инфляции за 2016 год увеличился по сравнению с 2015 годом.
Экономика США на протяжении многих лет являлась одной из лидирующих. Но в последнее время, её лидерство немного уменьшилось. При помощи Индекса Потребительских Цен в США рассчитывают уровень инфляции. В текущем году, инфляция превысила показатели, в сравнении с прошлым годом. Правительство не принимает особо важных антиинфляционных мер, так как в США инфляция относится к умеренному виду.
Инфляция является одной из глобальных экономических проблем в Республике Беларусь. Высокий уровень инфляции в 2011 году нанёс государству огромный ущерб. Поэтому, что бы снизить темпы инфляции правительство стало предпринимать серьёзные антиинфляционные меры. С каждым годом инфляция становилась меньше и уже в 2016 году можно было наблюдать дефляцию.
Таким образом, совокупность мер антиинфляционной политики Республики Беларусь можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. Правительство государства ежегодно утверждает «Основные направления денежно-кредитной политики», которое реализуется Национальным банком страны. В денежно-кредитной политике определяются цели на будущий год, стабильное развитие экономики, параметры курса рубля, а также меры по их взаимоувязанной реализации.