Мотивация экономической прибылью
Экономистам нравится заниматься экономической прибылью и убытками вместо того, чтобы уделять внимание бухгалтерской прибыли и убыткам, поскольку экономическая прибыль и убытки служат мотивами (являются стимулами) для принятия решений. В нашем примере: можно с уверенностью сказать, что когда другие программисты увидят, что произошло с этим человеком, когда он поменял вид деятельности, они не пожелают следовать его примеру.
В оставшихся разделах этой главы, где бы вы ни увидели список расходов, считайте, что это экономические издержки: это значит, что в них входят не только деньги, напрямую потраченные на ведение бизнеса, но также и стоимость других возможностей, от которых отказались ранее, для того чтобы вести бизнес. Более того, когда бы вы ни
увидели прибыль или убыток, считайте, что это экономическая прибыль или экономический убыток — фактор, который стимулирует предпринимателей хотеть или не хотеть что-то делать.
Самое главное в этой концепции — это определение количества продукта, которое должна выпустить фирма. Если производство двенадцатой единицы продукции предоставляет экономическую прибыль, очевидно, что фирма хочет производить его. Но если увеличение производства до 13 единиц приведет в результате к экономическим убыткам, то сразу ясно — фирма производить его не захочет.
Принимая во внимание экономическую прибыль и убытки, вы узнаете не только о том, что послужило причиной производства того или иного вида товара, но сможете определить и количество этого товара.
Для того чтобы увидеть, как взаимодействуют затраты и доходы для определения экономической прибыли или убытков, экономисты разбивают совокупные издержки предприятия на две подкатегории.
Фиксированные издержки, которые должны быть оплачены, даже если предприятие ничего не произвело. Например, если подписан договор об аренде административного здания фирмы, она должна платить по нему, независимо от того, производит она что-нибудь или нет. Похожим образом, если фирма взяла кредит, по закону она должна выплачивать по нему проценты, безотносительно того, произвела она ноль единиц товара или миллиард единиц.
Переменные издержки — это расходы, которые варьируются в зависимости от объема произведенного продукта. Например, если вы занимаетесь лимонадным бизнесом и решили ничего не выпускать, понятно, что вам не нужно покупать никаких лимонов. Но чем больше лимонада вы производите, тем больше вы тратите на закупку лимонов. Похожим образом, производство большего количества лимонада требует большего количества рабочих, так что ваши затраты на трудовые ресурсы также будут варьироваться в зависимости от количества произведенных вами товаров.
Фиксированные издержки могут быть представлены как FC, а переменные — как VC. Вместе они составят совокупные расходы фирмы, или ТС:
Когда вы смотрите на равенство (10.3), помните, что оно оперирует экономическими издержками, с которыми сталкивается фирма, и поэтому вмещает стоимость возможности как фиксированных, так и переменных расходов фирмы. (Все расходы, будь то фиксированные или переменные, включают в себя стоимость возможности — т.е. других вещей, от покупки которых вы отказались с тем, чтобы потратить деньги на фиксированные и переменные расходы.)
(обратно)