Графическое изображение изменения цены и количества — кривая спроса
Я могу использовать информацию о том, как величина моего спроса изменяется при повышении цены на пиццу, для того, чтобы разместить две точки на кривой моего спроса: четыре кусочка при цене 1 долл. и два кусочка при цене 2 долл. На рис. 9.3 я отметил эти две точки и начертил примерную кривую спроса. Когда вы будете рассматривать рисунок, помните о двух вещах.
Наклон вниз кривой спроса на пиццу частично появляется из-за уменьшения предельной полезности пиццы, но...
При изменении цены на пиццу величина спроса на пиццу изменяется не изолированно; она изменяется в результате перегруппировки величины спроса на пиво и пиццу для того, чтобы максимизировать совокупную полезность.
Кривые спроса на индивидуальные товары не создаются в изоляции. Безусловно, между ценой на товар и величиной спроса существует связь. Тем не менее, когда происходит изменение цены на товар, это изменение оказывает влияние на текущее распределение бюджета — и не только для этого вида товара, но и для каждого вида товара. Происходящее в результате изменение величины спроса на товар — это лишь часть общей перегруппировки трат, которое направлено на максимизацию совокупной полезности при данной новой цене.
Давайте проанализируем, как увеличение цены на пиццу повлияет на кривую спроса на пиво. Величина моего спроса на пиво возросла от трех пинт до четырех, когда цена на пиццу увеличилась от 1 долл. до 2. Но цена на пиво осталась неизменной. Это значит, что кривая спроса на пиво должна оказаться смещенной (что я объясняю в главе 8).
Я проиллюстрирую это смещение на рис. 9.4. Точка А на кривой спроса D смещается и превращается в точку А' на кривой спроса D'. Подобное событие, когда изменение цены на товар оказывает влияние на величину спроса на другой товар, называется связанным ценовым эффектом. Когда изменение цены на один товар влияет на принадлежащую ему величину спроса, то получаетсясобственный ценовой эффект. Пожалуйста, заметьте, что связанные ценовые эффекты вызывают смещение кривых спроса, а собственные ценовые эффекты приводят к движению вдоль данных кривых спроса.
Направление связанных ценовых эффектов зависит от ситуации. В этой главе я позволяю потребителям купить только два товара, пиво и пиццу. В результате, когда поднимается цена на пиццу, они перераспределяют свои траты на покупку пива — или, как говорят экономисты, они замещают один товар другим (см. врезку "Дополняющие и замещающие товары"). Вот почему, когда цена на пиццу растет, кривая спроса на пиво смещается вправо (см. рис. 9.4).
Но в реальном мире, где существует масса других товаров, кривая спроса может сместиться в другом направлении. Например, некоторые люди любят пить пиво только тогда, когда едят пиццу. Для них увеличение цены на пиццу может сократить количество обоих видов товара — как количество съеденной пиццы, так и количество выпитого пива.
Такие люди думают о пиве и пицце, как о продуктовом наборе. Для них увеличение цены одной части набора увеличивает цену всего набора. Эти люди будут покупать меньше каждой части набора для того, чтобы освободить деньги для приобретения других вещей. Для потребителей с подобными предпочтениями и намерением приобрести другие товары вместо пива и пиццы при возрастании цены на пиццу кривая спроса на пиво будет смещаться влево.
(обратно)