Глава 1. Специфика российской экономики
Содержание
Введение. 3
ГЛАВА 1 Специфика российской экономики. 4
ГЛАВА 2 Особенности российского экономического пространства. 9
2.1 Принципы формирования общероссийского рынка. 10
2.2 Компоненты единого экономического пространства. 11
2.3. Региональные структуры на территории РФ.. 12
ГЛАВА 3 Особенности современного этапа развития геоэкономического пространства 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..……..15
Введение
На путь рыночных преобразований России вступила в 1992 году. Переход от административно-командной системы к рыночным отношениям оказался очень тяжелым и болезненным для страны.
Основные ориентиры и характеристики современной российской экономики:
- акцент на развитии различных форм собственности;
- сочетание государственного и частного предпринимательства;
- смешанные методы регулирования экономики, активная роль государства в данных процессах;
- наличие многообразных форм распределения национального продукта.
Современное состояние экономики России и ее положение в мире характеризуется наличием противоречивых тенденций. С одной стороны есть большие запасы природных, трудовых ресурсов, крупный производственный потенциал, ведущие позиции по экспорту отдельных групп товаров. А с другой – экономический кризис 90-х годов значительно ослабил позиции России на мировом рынке.
Принципы формирования общероссийского рынка
Формирование единого пространства общероссийского рынка должно реализовать следующие принципы:
1. Обеспечение свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями;
2. Свободное движение товаров, капиталов, труда между регионами России; снятие ограничений прав человека на выбор места жительства, вида деятельности;
3. Товарно-денежная форма обмена должна быть приоритетной в сравнении с натуральной (бартерной);
4. Отказ от приоритета двусторонней сбалансированности в международном обмене;
5. На всем экономическом пространстве России необходимы единые принципы налогообложения товаров независимо от места их производства и реализации;
6. Обеспечение гарантии свободы транзитных перевозок товаров и перемещения транспортных средств в пределах Российской Федерации;
7. Обеспечение ускоренной демонополизации производства во всех без исключения регионах, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства.
При организации рынка товаров должны быть устранены все барьеры в межрегиональных связях. К сожалению, имели место попытки со стороны органов власти и управления отдельных регионов-производителей сельскохозяйственной продукции установления запретов на продажу товаров в другие регионы, выдаче хозяйствующим субъектам указаний по первоочередной поставке зерна в федеральный, региональный фонды, что полностью противоречит положениям Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».[4]
Компоненты единого экономического пространства
Важнейшими компонентами единого экономического пространства являются национальные рынки товаров, труда и капиталов, которые также подвержены переходным процессам интеграции и дезинтеграции, сегментации, в том числе и «регионализации». Координация действий центральных и региональных властей РФ должна быть направлена на сохранение общих принципов функционирования рынка на всей территории, контроль налоговой и кредитной политики, централизацию экономического механизма природопользования и т.д.
В переходный период, характеризующийся процессами формирования нового геополитического пространства, существенную роль в его функционировании играют рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка (как собственник) и его внешнего регулятора и координатора.
Заключение
Сегодня экономика России существенно отличается от первого, переходного этапа к рынку, который в начале 1990-х гг. перевернул сложившуюся экономическую основу советского хозяйства. Экономика России за годы советской власти увеличилась по производственному потенциалу почти в пятьдесят раз. Одно это обстоятельство создавало гигантские трудности управления хозяйством. Но это же обстоятельство расширяло возможности разнообразных форм кооперации труда, роста концентрации производства и повышения производительности труда.
На данный момент структура современной экономики России находится на этапе преобразований, когда происходит переход от сырьевой ориентациитк инновациям и высоким технологиям. Этому способствует высокая стоимость энергоресурсов, по суммарному экспорту которых Россия занимает первое место среди всех стран. В результате проведенных реформ были погашены внешние долги и сформированы значительные финансовые резервы. Но этот процесс омрачает высокий уровень инфляции – свыше 10% в год, что значительно снижает уровень жизни сограждан.
Список литературы
x
1. | 1. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2015. |
2. | 2. Госкомстат России. Российский статический ежегодник. 2013. |
3. | 3. Анимица Е.Г. С.Н.М. Экономическое пространство России: проблемы и перспективы 2015. |
4. | 4. Принципы формирования общероссийского рынка [Электронный ресурс] // МакроЭконом: [сайт]. [2016]. URL: http://www.macro-econom.ru/economs-1622-1.html (дата обращения: 5.апрель.2017). |
x
Содержание
Введение. 3
ГЛАВА 1 Специфика российской экономики. 4
ГЛАВА 2 Особенности российского экономического пространства. 9
2.1 Принципы формирования общероссийского рынка. 10
2.2 Компоненты единого экономического пространства. 11
2.3. Региональные структуры на территории РФ.. 12
ГЛАВА 3 Особенности современного этапа развития геоэкономического пространства 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..……..15
Введение
На путь рыночных преобразований России вступила в 1992 году. Переход от административно-командной системы к рыночным отношениям оказался очень тяжелым и болезненным для страны.
Основные ориентиры и характеристики современной российской экономики:
- акцент на развитии различных форм собственности;
- сочетание государственного и частного предпринимательства;
- смешанные методы регулирования экономики, активная роль государства в данных процессах;
- наличие многообразных форм распределения национального продукта.
Современное состояние экономики России и ее положение в мире характеризуется наличием противоречивых тенденций. С одной стороны есть большие запасы природных, трудовых ресурсов, крупный производственный потенциал, ведущие позиции по экспорту отдельных групп товаров. А с другой – экономический кризис 90-х годов значительно ослабил позиции России на мировом рынке.
Глава 1. Специфика российской экономики
Чтобы эффективно регулировать развитие экономики, нужно ясно представлять ее структуру, состояние, возможные перспективы развития, место и взаимосвязи в стремительно развивающемся мировом экономическом пространстве.
Под экономикой мы понимаем совокупность отношений собственности, распределения и обмена, в которые вступают люди в процессах производства, обращения и потребления материальных благ и услуг, а также сложившуюся структуру воспроизводства, достигнутый уровень развития производительных сил.
Структура экономики выражает динамику пропорций воспроизводственных секторов, отраслей, территорий, технологических укладов, форм собственности и внешнеэкономических связей.
Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве.
Российскую экономику характеризуют следующие особенности:
Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией (17,1 млн км2 — первое место в мире), численностью населения (на 1 января 2001 г. — 144,8 млн человек — шестое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом. Правда, за годы кризиса 90-х гг. по доле в мировом валовом национальном продукте Россия оказалась отброшенной назад. Если в 1970 г. в России производилось 8% мирового ВВП, в 1990 г. — 5,5%, то в 2000 г. — всего 2,7%'. Тем не менее она обладает значительными возможностями роста.
Во-вторых, большое богатство и разнообразие природных ресурсов — земельных, минеральных, лесных, водных. По площади сельскохозяйственных угодий (220 млн га), лесов (774 млн га), водных ресурсов (4310 кубокилометров речного стока в год, 2 млн озер), разведанных запасов нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохимического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этих природных богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополнительных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров.
В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.). Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике.
В-четвертых, в результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В 2000 г. из общего числа занятых в экономике 64,6 млн человек 38,1% были заняты в государственном и муниципальном секторах, 45% — в частном секторе, 14,1% — в смешанном секторе, 0,8% — в общественных и религиозных организациях, 2% — на совместных с иностранными компаниями и иностранных предприятиях1. Соответственно имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, "челноки"), государственный, государственно-частный (смешанный). Особенностью России является значительный удельный вес натурально-патриархального уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые в 2001 г. производили 54% сельскохозяйственной продукции — в основном для собственного потребления. Важная задача государственного регулирования экономики при таких обстоятельствах состоит в создании условий, чтобы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.
В-пятых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-е гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 89 субъектов Российской Федерации. В 2000 г. по размеру территории Республика Саха (Якутия) превосходила Республику Адыгею в 277 раз. Размеры инвестиций в основной капитал в Тюменской области почти в 5900 раз были больше чем в Эвенкийском автономном округе. Москва превосходила Эвенкийский АО по стоимости основных фондов в 700 раз, а по обороту розничной торговли — почти в 3600 раз. Соответственно Ингушетию по среднедушевым месячным доходам — в 16,3 раза, а по объему валового регионального продукта — в 338 раз. При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны.
В-шестых, смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику. При централизованно-плановой модели монополия внешней торговли ограждала российские предприятия и внутренний рынок от конкуренции зарубежных монополий и транснациональных корпораций (ТНК). Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза приобрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис. Доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1996 г. После девальвации рубля в 1998 г. она снизилась до 36%, но в 2000 г. вновь поднялась (до 39%).
Все это говорит о том, что государство практически отказалось от поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей. Не решались проблемы реинтеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации. Огромные внешние займы были бездарно растрачены, частично разворованы и не служили реструктуризации экономики. Во внешнеэкономической политике не учитывались противоречивые тенденции глобализации.
Перечисленные особенности российской экономики свидетельствуют о необходимости высочайшего профессионализма, об огромной ответственности государственных служащих при выборе и осуществлении модели государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее трансформации.[1]
Государственное регулирование экономики должно опираться на понимание и умелое использование закономерностей ее функционирования и динамики. Экономика может рассматриваться в трех разрезах — с точки зрения статики, динамики и генетики. Статика раскрывает структуру экономики, взаимодействие между отдельными ее составными элементами в условиях сравнительно плавного, эволюционного развития. Динамика показывает качественные перемены в экономике при переходе от фазы к фазе экономического цикла или при смене циклов. Генетика исследует причины и последствия качественных перемен в экономике, механизмы наследственности, изменчивости и отбора в этой сфере общества. Можно выделить несколько общих закономерностей циклично-генетической динамики экономики как целостной и сложной по структуре системы.
Рыночная экономика развивается неравномерно, циклично, последовательно проходя через фазы стабильного развития, кризиса, депрессии, оживления, подъема, а также среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских), сверхдолгосрочных (цивили-зационных) циклов. Представления о возможности планомерно-равномерной, бескризисной экономической динамики оказались иллюзией.
Экономика периодически переходит от одного относительно равновесного, устойчивого состояния к другому равновесному состоянию через переходный кризисный период, характеризующийся усилением неустойчивости, спадом производства, хаотичными переменами, перестройкой структуры экономики. При этом наследственное генетическое ядро экономической системы (или надсистемы — при смене систем) очищается от устаревших элементов и обогащается дополнительным содержанием в результате наследственной изменчивости, позволяющей адаптироваться к новым условиям развития общества. Эти полезные изменения происходят на основе отбора — стихийного или сознательного (целенаправленного) — из множества возможных вариаций. Цикличность необходимо учитывать в перспективной экономической политике.
При переходе к очередному циклу перемены охватывают в определенной последовательности все элементы структуры экономики. Их исходной базой и импульсом становится противоречие между быстро растущим объемом потребностей общества и падающей эффективностью экономики, неспособной удовлетворить эти потребности. Это вызывает перемены в технологической, а вслед за ней в воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуре экономики, в формах организации производств, в институциональной структуре, в системе отношений собственности. В итоге преобразуется вся структура экономики, весь ее облик. Эти тенденции в большей мере наблюдаются при сверхдолгосрочных и долгосрочных циклах, в меньшей мере — при среднесрочных.
Цикличная динамика экономики неразрывно связана с преобразованием других элементов структуры общества, с качественными изменениями в демографических процессах, экологических отношениях общества и природы, социально-политическом строе и сфере духовного воспроизводства (науке, культуре, образовании, этике, идеологии). Кризисы преобразуют все общество. Особенно это очевидно при цивилизационных циклах, смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций.
Циклы в национальной и мировой экономике синхронизируются, что особенно ярко проявляется в условиях глобализации. Каждая национальная экономика, будучи неразрывной составной частью мировой экономики, связана с ней тысячами нитей, ощущает на себе влияние цикличных колебаний мирового рынка, изменений его конъюнктуры.
Россия переживает болезненный процесс перехода от позд-неиндустриально-социалистического — через деформирован-но-капиталистическое — к постиндустриальному обществу. В СССР был испробован социалистический вариант позднеин-дустриального общества. Он оправдал себя в кризисных ситуациях XX века, позволил преобразовать экономику, выстоять и победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановить разрушенное войной хозяйство, добиться паритета в военно-техническом соревновании с Западным блоком. Однако чрезмерная централизация, милитаризация, закрытость экономики снижали ее эффективность, ее реакцию на перемены мировой конъюнктуры.
Попытки реформировать экономику в рамках социалистической модели не дали эффекта, нарастало-отставание от уровня экономического развития и благосостояния народа в авангардных странах. С запозданием страна переходила к пятому технологическому укладу. Ее позиции в мировой экономике ухудшались. Нарастали противоречия, недовольство большинства народа. Запоздавшая перестройка при отсутствии четких ориентиров не смогла предотвратить растущее отставание страны от происходивших в мире преобразований. Нарастали предпосылки кризиса, необходимость глубоких преобразований.[2]
Особенности российской экономики последних 25 лет:
1. К концу 80-х годов XX века экономика СССР окончательно потеряла управление — из-за внутреннего дисбаланса и негибкости плановых методов хозяйствования в условиях социалистической системы собственности. Вместе с тем в наследство от СССР Россия получила не только огромные минеральные ресурсы, но и развитую инфраструктуру и большой объем неэффективных, но функционирующих промышленных активов.
2. После 1991 года система функционирования экономики быстро менялась, но демократические институты при этом не были сформированы.
3. В XXI веке Россия пережила классическую «голландскую болезнь», усугубленную централизацией власти и собственности и отсутствием демократических институтов. Однако за то время, пока цены на углеводородное сырье были высокими, страна сумела накопить достаточно резервов, чтобы сегодняшнее падение цен на нефть и относительная международная изоляция страны не стали причиной экономического краха.
4. Все основные экономические факторы и даже имеющиеся ресурсы управления сегодня либо негативно влияют на экономику России, либо просто не могут обеспечить ее рост.
5. Внешнеполитические факторы, прежде всего санкции, вторичны, малозначимы и не оказывают на экономику существенного негативного влияния, несмотря на то что власть в России активно использует их как оправдание экономических проблем.