Анализ соотношения динамики мирового ВВП и мирового экспорта
Глобальная экономика никак не может найти пути уверенного выхода из состояния стагнации и неопределенности. Во второй половине 2012 г. и в начале 2013 г. странам с развитой экономикой удалось устранить две из наиболее серьезных угроз для мирового подъема: угрозу распада зоны евро и угрозу резкого сокращения бюджетных расходов в США в результате падения с «фискального обрыва». Формированию общемирового положительного тренда, казалось, больше нет серьезных преград. Однако, уже летом текущего года начали отчетливо проявляться новые угрозы, исходящие теперь от экономик с формирующимся рынком [13].
Внимание участников рынков и в США, и в мире в целом приковано к ближайшим действиям Федеральной резервной системы и возможным срокам сворачивания программы количественного смягчения (согласно которой ФРС выкупает у банков ежемесячно 40 млрд. долл. гособлигаций и ипотечных облигаций с гарантиями государственных агентств на общую сумму 85 млрд. долл.). Возможность реализации такого сценария нанесла серьезный удар по экономикам крупных развивающихся стран (Индия, Бразилия, Индонезия, Турция), которые начали испытывать мощный отток капитала, в основном в США. В результате в настоящее время происходит пересмотр экономических перспектив этих стран в сторону снижения. По мнению К. Лагард, директора-распорядителя МВФ, «события этого лета ясно указывают: глобальная экономика вновь находится в опасной зоне и процесс хрупкого ее восстановления вновь поставлен под угрозу» [12].
Согласно уточненному прогнозу МВФ), глобальный ВВП вырос в 2013 г. незначительно - на 3,1%, т. е. в меньшей степени, чем предполагалось в апреле (3,3%), когда вышел в свет очередной доклад МВФ. В 2014 г. темпы прироста мировой экономики ожидаются на уровне 3,8%, что также ниже предыдущего прогноза.
Рисунок 1 – Динамика мирового ВВП
По данным ВТО, объем мировой торговли товарами и услугами в 2012 г. составил примерно 23 трлн. долл. Если брать только товары, то мировая торговля составила в 2012 г. 18,4 трлн. долл.
Отношение мирового экспорта товаров и услуг к суммарному мировому ВВП в текущих долларах США достигло 32% в 2012 году по сравнению с 20% в начале 1990-х годов. За последние 20 лет экспортная квота в мировом ВВП увеличилась более чем в 1,5 раза, что стало результатом опережающего роста международной торговли по сравнению с мировым производством в условиях глобализации (по данным МВФ и ВТО) [13].
Благодаря этой тенденции экономическая взаимозависимость стран мира находится сегодня на значительно более высоком уровне, чем еще в недалеком прошлом.
После посткризисного восстановительного роста физических объемов мировой торговли товарами и услугами на 12,5% в 2010 г. и 6% в 2011 г. произошло существенное замедление динамики международной торговли – до менее 2,5% в 2012 г. Замедление было связано в основном с низкими темпами экономического развития в Европе, негативно отразившимися на уровне спроса на импортную продукцию, а также с менее активным хозяйственным ростом в крупных развивающихся экономиках. Тенденции, проявившиеся в I полугодии 2013 г., дают основания лишь для умеренного оптимизма в отношении ближайших перспектив глобальной торговли.
Ведущие международные организации (МВФ, Всемирный банк, ВТО) прогнозируют умеренное повышение динамики международной торговли в 2013 г. – до 3,1% (товары и услуги, последние данные МВФ). В 2014 г. ожидается прирост на уровне немногим более 5%, в 2015-2016 годах – в среднем на 6% [12].
Таблица 2.1 – Прогноз динамики физических объемов международной торговли МВФ (с учетом последних июльских корректировок; темпы прироста в % к предыдущему году)
Факт | Оценка | Прогноз | ||||||||
Товары и услуги | 3,1 | -10,6 | 12,5 | 2,5 | 3,1 | 5,4 | 6,1 | 6,2 | ||
Товары | 2,4 | -11,4 | 6,1 | 2,8 | 2,9 | 5,2 | 6,2 |
Главные участники международной торговли сегодня – это ведущие развитые страны и развивающиеся страны Азии. Почти 25% мирового экспорта товаров и услуг приходится на страны зоны евро, 10% на США и еще 10% на Китай. Более 9% обеспечивают так называемые новые индустриальные страны и территории Азии, к которым МВФ относит Р.Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур (хотя в случае Гонконга и Сингапура присутствуют серьезные объемы реэкспорта) (данные МВФ и ВТО).
В целом позиции развитых стран в мировой торговле имеют тенденцию к ослаблению, тогда как растет доля Китая и ряда других динамичных азиатских экономик.
По итогам 2012 г. странами-лидерами по объемам внешней торговли товарами были США и Китай с равной долей в 10,5%, Германия 7,0%, Япония 4,6%. В мировом экспорте товаров лидировали Китай с долей 11,2% от общемирового объема, США с долей 8,4%, Германия 7,7%, Япония 4,4%. Странами-лидерами в мировом импорте товаров в 2012 году были США с долей 12,6%, Китай 9,8%, Германия 6,3%, Япония 4,8%.
Ключевое событие начала 2010-х годов – доля развивающихся стран в международной торговле (включая переходные экономики) впервые превысила долю развитых государств и составила немногим более 50% (по сравнению с 1/3 в 1980 году). Также очень важной является тенденция опережающего роста торговли внутри этой группы стран. Показателен пример стран БРИКС, куда входит и Россия. Взаимная торговля товарами указанных стран (сумма взаимного экспорта и импорта деленная пополам) достигла 314 млрд.$ в 2012 г., что вдвое больше, чем в 2009 г. Доля взаимной торговли в рамках БРИКС в общем внешнеторговом обороте группировки (товары) устойчиво растет и превысила 10% [15].
Сегодня интересно посмотреть, как изменились позиции стран в международной торговле за последние 100 лет – по сравнению с 1913 годом. Доля Великобритании в мировом экспорте товаров снизилась с 18,5% до 2,6% (2012 г.), Германии – с 18% до 7,7%, доля США почти не изменилась – 9% и 8,4% соответственно, удельный вес Японии вырос с 0,8% до 4,4%, Китая – с 2% до 11,2% (к 2030 г. ожидается, что этот показатель для Китая достигнет 15%).
В последние десятилетия темпы роста международной торговли заметно опережали динамику мирового ВВП, однако с усилением взаимозависимости стран, расширением транснационального производства чувствительность международной торговли к колебаниям экономической конъюнктуры, имеющимся факторам нестабильности и рискам глобального развития существенно повысилась.
В своих оценках перспектив международной торговли международные организации очень осторожны из-за сохраняющихся глобальных рисков и появившихся новых, потенциально негативных факторов. В частности, речь идет о следующих рисках и факторах:
- сохраняющаяся вероятность ухудшения макроэкономической ситуации в еврозоне (последний прогноз МВФ фиксирует продолжение экономического спада в еврозоне в 2013 г. – сокращение ВВП на 0,6% при его очень умеренном росте в 2014 г. – на 0,9%; крупнейшие экономики зоны евро будут фактически находиться в стадии стагнации);
- неблагоприятная реакция рынков на возможный провал попыток США или Японии разработать надежную среднесрочную стратегию, направленную на улучшение положения в бюджетно-финансовой сфере (весьма умеренные оценки экономического роста в США в 2013-2014 годах в последнем – июльском прогнозе МВФ были пересмотрены в сторону понижения);
- ослабление динамики развития Китая, что фактически уже происходит (последний прогноз по нему заметно понижен);
- возможное сворачивание Федеральной резервной системой США программы количественного смягчения, что уже нанесло серьезный удар по экономикам крупных развивающихся стран (Индия, Индонезия, Бразилия, Турция), которые начали испытывать мощный отток капитала. Этот фактор может осложнить перспективы оздоровления мировой экономики и ухудшить динамику развивающихся рынков [15].
Снижение прогноза МВФ по международной торговле до 3,1% в 2013 г. в июльском прогнозе, по сравнению с 3,6% в апрельском прогнозе, как раз отражает действие указанных факторов.
Говоря о развитии международной торговли, нельзя не остановиться на таком явлении как регионализм. Сегодня большинство стран мира участвуют в региональных торговых соглашениях, обеспечивающих им существенные взаимные преференции по доступу на рынки, идущие существенно дальше, чем недискриминационный режим, предоставляемый членством в ВТО. Это соглашения о свободной торговле товарами, услугами, о таможенном союзе, др. (по данным ВТО, сейчас более 250 таких соглашений). Сегодня указанные соглашения отличает все более глубокий охват, они предполагают либерализацию ключевых сфер экономического сотрудничества (а не только торговли товарами), сближение систем хозяйственного регулирования.
Эти соглашения заключаются не только между странами одного региона, но и все больше между странами, находящимися в разных регионах и на разных континентах, между торговыми блоками. Растет число соглашений, где более двух участников.
Принципиально новое явление в этой сфере – появление соглашений между крупнейшими участниками международной торговли. В частности, Республика Корея - четвертая по размерам азиатская экономика - в 2010-2012 годах заключила соглашения о свободной торговле с США, ЕС, Индией. Под эгидой США ускоренными темпами формируется Транс-Тихоокеанское партнерство, где участвуют более 10 стран, включая США, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Мексику, Малайзию, Сингапур. Стартовали переговоры о ЗСТ между ЕС и Японией. Начата подготовка соглашения между США и ЕС о создании «глубокой» зоны свободной торговли - «Трансатлантической ЗСТ». Если эти проекты состоятся, а скорее всего так и будет, то в скором времени в рамках преференциальных торговых соглашений будет осуществляться львиная часть международной торговли. В связи с этим некоторые аналитики опасаются, и вполне справедливо, что принцип обеспечения режима наибольшего благоприятствования в торговле может на практике уступить место другому принципу, означающему де-факто режим наименьшего благоприятствования (РНБ минус) для стран, не участвующих в таких соглашениях.