Кластеры как инструмент регионального анализа
Кластеризация как форма территориальной организации рыночной экономики стихийно сложилась в процессе ее развития. Широкое использование этого явления началось с усилением глобализации мирового хозяйства. В современной экономико-географической и управленческой науке кластерам и кластеризации отводится большая роль в повышении конкурентоспособности страны, регионов и групп взаимосвязанных хозяйствующих субъектов.
Понятие «кластер» для характеристики специфической формы организации производств (бизнеса) было введено американским ученым М.Портером при исследовании проблем международной конкуренции. Успешную международную конкурентоспособность фирм ряда развитых стран мира Портер объяснил наличием в их экономике кластеров. Им впервые в 1990 г. был термин кластер (cluster) для обозначения группы взаимосвязанных и взаимодействующих конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны. Кластер, отмечал ученый, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга.
Вообще термин «кластер», который можно перевести с английского языка как (1) кисть, гроздь; (2) скопление, концентрация; (3) группа, имел устоявшееся значение и успешно применялся до экономики в большинстве естественных наук. Еще в 1970-х гг. термин «кластер» использовался советскими и российскими экономико-географами А. Горкиным и Л. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К. Фредриксоном и Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве. Таким образом, Портер не первым использовал этот термин, что он и не отрицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг., как А. Маршалл, А. Леш, У. Айзард и других следователей.
Важнейшим результатом исследований М. Портера стало создание «ромба конкурентных преимуществ», состоящего из четырех детерминант, определяющих конкурентоспособность различных стран в мировой экономике: 1) условия для факторов производства, 2) состояние спроса, 3) родственные и поддерживающие отрасли и 4) устойчивая стратегия, структура и соперничество.
На указанные четыре детерминанты преимуществ оказывают влияние две независимые силы: «правительство», выступающего в роли «катализатора и искателя нового» и «случай», которым практически невозможно управлять.
М. Портер считал, что безусловным признаком конкурентоспособности компаний является выход ее продукции на мировой рынок, а наилучшие возможности повышения конкурентоспособности производимой продукции, направляемой на экспорт, создаются в промышленных кластерах. Участие фирмы в международном разделении труда – основная и решающая предпосылка стать основным элементом базирующегося кластера.
Оценка состояния кластеризации экономики страны предполагает прежде всего выявление сложившихся кластеров, состоящих из независимых форм и компаний, взаимосвязанных договорными отношениями по реализации взаимных интересов повышения конкурентоспособности.
Выявление и оценка возможностей развития кластеризации в экономике осуществляется по следующей схеме:
1. Сначала определяется потенциал развития кластеризации страны путем выявления компаний и фирм, производящих и поставляющих товары и услуги на экспорт, их размещение по территории страны, доля экспортируемой продукции в ее производстве в стране и регионах.
2. Затем рассматриваются крупные фирмы, производящие или способные наладить производство конкурентоспособной продукции. Посредством анализа цепочки добавления стоимости устанавливаются все фирмы, поставляющие полуфабрикаты, услуги, обеспечивающие сервис и т.п. этим фирмам. В процессе исследования выявляются как горизонтальные, так и вертикальные цепочки, связывающие различные фирмы.
3. На следующем этапе исследования выявляются организации, оказывающие для фирмы потенциального кластера информационные и образовательные услуги, финансовую и научную поддержку, заинтересованные во вхождении в состав кластера.
4. На заключительном этапе основное внимание уделяется правительственным организациям, которые могут оказать положительное (стимулирующее) влияние на развитие кластера.
Аналогичное исследование проводится по отношению к фирмам, специализирующимся на производстве товаров и услуг на внутренний рынок. Такие фирмы могут участвовать в создаваемых кластерах, а при благоприятных условиях быть организаторами новых кластеров.
Термин «кластер» имеет две составляющие – отраслевую и территориальную.
Под промышленным кластером понимают группу родственных взаимосвязанных отраслей промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда.
Региональный кластер представляет собой группу географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера, за счет которого повышается конкурентоспособность.
Таким образом, по наличию географической составляющей различают внепространственные кластеры, к которым относятся промышленные и национальные, и пространственные –региональные, трансграничные и локальные кластеры.
Региональный кластер и его особенности. Концепцию региональных кластеров разработал другой крупный исследователь проблем конкурентоспособности М. Энрайт, который предположил, что конкурентные преимущества создаются не на национальном, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получение образования. Ученый пришел к выводу о существовании региональных кластеров, понимая под ними географическую агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства. Институциональную структуру региональных кластеров образуют:
- крупные, средние и малые предприятия и организации, специализирующиеся на профильных для данного кластера видах деятельности;
- комплекс вспомогательных (поддерживающих) малых и средних предприятий, поставляющих продукцию или оказывающих услуги для специализирующих предприятий;
· предприятия (организации) обслуживающих отраслей, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-коммуникационную инфраструктуры;
· научно-исследовательские и образовательные организации, научные и технологические парки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды;
· организации рыночной инфраструктуры (торговые, финансовые, кредитные, консультативные и др.).
Рост конкурентоспособности региональных кластеров обеспечивается за счет деятельности:
а) государства, формирующего общие и региональные рамочные условия функционирования экономики, организующего специальные учебные центры и агенства регионального развития, ответственные за проведение кластерной политики;
б) исследовательских организаций, обеспечивающих получение знаний, создание и внедрение инноваций в производстве через технологические и научные парки;
в) транснациональных корпораций, концентрирующих ключевые инновации в экономике страны и формирующих глобальные цепочки добавления стоимости, взаимодействующих с локальными кластерами малых и средних предприятий;
г) малых и средних предприятий, образующих локальные кластеры с внешней экономией на масштабах производства, являющихся преимущественно генераторами добавленных инноваций, обладающих не меньшей конкурентоспособностью, чем ТНК.
Региональные кластеры различаются:
1. По секторально-отраслевому признаку – территориально-промышленные и территориально-рекреационные кластеры;
2. По признаку производственной специализации – металлургические, машиностроительные, лесные, химические, агропромышленные, биотехнологические, информационно-технологические и т.п.;
3. По признаку диверсификации профильных видов деятельности – монопрофильные и комплексные (многопрофильные);
4. По признаку степени зрелости кластера – формирующиеся и сложившиеся.
Региональный кластер может включать:
- промышленный район малых и средних предприятий;
- концентрацию высокотехнологичных фирм, связанных через развитие и использование общих методов производства (технологий);
- производственную систему с бывшими предприятиями крупных ТНК и фирмами, отпочковавшимися от материнских компаний в результате процесса spin-off.
Кластерная политика. После выделения сложившихся и потенциальных кластеров можно проводить кластерную политику, под которой понимается государственная политика повышения конкурентоспособности страны или региона через стимулирование развития промышленных и региональных кластеров. В России основными исполнителями кластерной политики должны стать субъекты РФ, где и располагаются такие конкурентоспособные фирмы и компании, формирующие кластеры.
В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений.
Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров. определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.
Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий: 1) «брокерскую» политику – создание платформы для диалога различных акторов кластера; 2) диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; 3) повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создание «бренда» региона для привлечения иностранных инвестиций.
По роли государства при проведении кластерной политики выделяют:
1. Каталитическая кластерная политика, когда правительство сводит заинтересованные стороны между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
2. Поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов;
3. Директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ. Нацепленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
4. Интервенционистская кластерная политика, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию.
Контрольные вопросы:
1. Что такое кластер и каковы критерии его формирования?
2. Какое воздействие оказывает кластер на экономику региона?
3. Какие мероприятия проводит государство для стимулирования развития кластеров?
4. Какой вид кластерной политики лучше всего использовать в России?