Методы регионального анализа

Информационная база регионального анализа. Современная региональная экономика использует разнообразный аналитический инструментарий, как общенаучный, так и специальный, который условно подразделяется на два главных класса, взаимно дополняющих друг друга:

· методы регионального экономического анализа;

· математические модели региональной экономики.

Первоначально следует определить схему функционирования экономики региона, что важно для выделения основных объектов и аспектов регионального анализа.

Структура региона может рассматриваться с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и т.д. Полиструктурность, т.е. множественность структурной организации является качественным свойством региона. Схема функционирования региона должна включать, как минимум, три взаимосвязанных блока: «экономика», «население», «природная среда».

Устройство регионального блока «экономика» в большой степени зависит от организации национальной экономической системы.

В предыдущие десятилетия в условиях административно-плановой системы отдельный регион (административно-территориальная единица) представлял собой прежде всего часть национальной экономики и в гораздо меньшей мере – экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным планированием. Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, а не региональными потребностями. Поэтому экономика региона была слабосвязанной экономической подсистемой.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается усилением взаимосвязанности основных элементов экономической подсистемы региона. При этом изменяется сущность и сила связей между элементами регионального механизма и внешней экономической средой: для внутренних и прямых межрегиональных и международных связей типично их усиление, для связей с федеральными системами – изменение качества связей или ослабление.

Информационной базой регионального анализа являются важнейшие статистические показатели и их системы, построение балансов и сводных индикаторов социально-экономического развития.

На первый взгляд организационная структура государственной статистики в Российской Федерации полностью отвечает интересам анализа региональной экономики. Первичные статистические данные, получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в статистических комитетах субъектов Федерации, а затем окончательно сводятся в Государственном комитете по статистике России.

Однако поскольку в прежней централизованной экономике регион не являлся в полной мере экономической подсистемой (экономическим субъектом) национальной экономики, это отражалось на содержании и структуре региональной статистики. Деятельность региональных подразделений государственной статистики в большей степени ориентировалась на передачу отдельных блоков данных в центр и на информационное обслуживание хозяйства местного подчинения. В гораздо меньшей степени региональная статистика была настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик. В частности, на региональном уровне официально не рассчитывались главные макроэкономические показатели и не строились синтетические экономические балансы.

Для получения информации об экономике региона задействуют следующие группы разнородных статистических данных.

1. Наиболее важный блок формируют статистические сборники и оперативные информационные публикации, которые готовит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Повышение роли регионов – субъектов Федерации в экономической жизни сопровождается качественным усилением региональной статистики, приближением ее к структуре национальной статистики. Определенное представление о структуре государственной статистики по субъектам Федерации дает статистический сборник «Регионы России», регулярно выпускаемый с 1997 г. Особый раздел составляют сборники по отдельным регионам, публикуемые при участии территориальных комитетов Росстата.

2. По отдельным вопросам базовой информацией являются сведения других федеральных ведомств (например, Министерства внутренних дел, Министерства информационных технологий и связи, Центробанка России, Федеральной таможенной службы и т.д.). Это связано с правилами сбора статистической отчетности и проведения различного рода статистических обследований. Так, данные о численности жителей региона в период между Всероссийскими переписями населения поступают из МФД, Федеральная таможенная служба отслеживает экспортно-импортные операции и др.

3. Еще одним источником статистической информации являются интернет-сайты региональных администраций, на которых нередко приводятся сравнительно подробные данные о хозяйстве не только субъектов Федерации в целом, но и отдельных городов и административных районов. Хотя набор показателей состояния и динамики регионального хозяйства, используемых администрациями субъектов Федерации и Росстатом, совпадает далеко не всегда.

4. Даже территориально дробная информация органов власти, в отличие от сведений компаний (как правило, крупных акционерных обществ), редко когда позволяет оценить зависимость экономики города или региона от отдельных предприятий или провести точную локализацию статистических данных, а также детализировать связи регионального хозяйства с экономикой других субъектов Федерации и зарубежных стран. Сведения по фирмам в основном доступны благодаря их сайтам в сети Интернет.

5. Важный блок статистической информации – результаты опросов и исследований научно-исследовательских учреждений и различных отраслевых ассоциаций, торгово-промышленных палат, зарубежных политических, научных и коммерческих представительств и т.п.

Наличие пяти блоков разнородной статистической информации об экономике региона выводит на передний план проблему их сопоставимости. На наш взгляд, за основу целесообразно взять статистические сборники Росстата, где несмотря на множество недостатков, публикуемая информация носит регулярный характер и на уровне субъектов Федерации довольно подробная.

Индикаторы состояния и развития экономики региона. Анализ различных аспектов функционирования и развития экономики региона проводится с целью выявления объективных тенденций и постановки на этой основе объективного диагноза. На этой базе должна строиться стратегия и тактика регионального развития.

Построение системы региональных счетов (СРС) – главное направление совершенствования региональной статистики. Для регионов набор счетов должен соответствовать системе национального счетоводства (СНС), а именно:

· счет товаров и услуг;

· счет производства;

· счет образования доходов;

· счет распределения первичных доходов;

· счет вторичного распределения доходов;

· счет используемого располагаемого дохода;

· счет операций с капиталом.

Однако разработка важнейших региональных социально-экономических показателей (индикаторов) и на их основе СРС связана с рядом проблем, среди которых можно выделить:

- распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (оборона, центральное управление, денежная эмиссия) или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков);

- разделение экономических субъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов и соответственно их деятельности – на резидентскую и нерезидентскую;

- учет вывоза и ввоза товаров и услуг, а также миграции денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, несмотря на то, что степень открытости экономики региона гораздо выше, чем открытость национальной экономики. Вследствие этого затрудняются расчет показателей использования продукции и построение счета товаров и услуг, который включает показатели вывоза и ввоза, а также экспорта и импорта продукции.

На методологической и информационной базе СНС строятся сводные балансы, характеризующие взаимосвязи между элементами экономики региона, такие как: материальные балансы, балансы основного капитала, трудовых и природных ресурсов, финансовый баланс и наиболее общие балансы – межотраслевой баланс производства и распределения продукции, межотраслевой материально-финансовый баланс.

Особое значение имеет разработка региональных межотраслевых балансов (таблиц «затраты-выпуск»), методологически и информационно совместимых с межотраслевым балансом страны, условные примеры построения которых подробно разобраны в учебнике А.Г. Гранберга «Основы региональной экономики».

Общие сведения о регионе. Здесь указывается географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов – потребителей продукции), дается общая характеристика природных ресурсов, тип природно-климатической зоны. Показывается административное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, ВРП региона, место ведущих отраслей в экономике региона, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, прибыль по всем видам хозяйственной деятельности, численность безработных, сбережения и капиталообразующие инвестиции, объем розничного товарооборота.

На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди субъектов Федерации.

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование ВРП, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

К таким показателям по отдельным сферам можно отнести:

В сфере производства:

Ú объем ВРП;

Ú ВРП на душу населения;

Ú темпы роста ВРП;

Ú соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал;

Ú рост экспортного потенциала региона;

Ú индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах);

Ú степень износа основных производственных фондов;

Ú удельный вес убыточных предприятий.

В финансовой сфере:

Ú ставка по кредитам банков;

Ú темп роста инвестиций в основной капитал;

Ú индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет;

Ú уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов);

Ú бюджетная обеспеченность региона;

Ú состояние кредиторской и дебиторской задолженности региона, в том числе по налогам.

В социальной сфере:

Ú уровень прожиточного минимума;

Ú доля оплаты труда в ВРП;

Ú соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума;

Ú задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий;

Ú доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;

Ú уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета;

Ú естественная убыль и миграция населения;

Ú удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место;

Ú динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения;

Ú индекс человеческого развития.

Систематизацию показателей регионального хозяйственного комплекса по отдельным блокам можно представить следующим образом:

1. Социальные показатели развития региона

5. Финансовые показатели развития экономики региона

2. Показатели производственного потенциала региона

3. Показатели результатов производственной деятельности

4. Показатели связи с другими регионами страны

Наши рекомендации