Раздел ш. человек и закон
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной программой в рамках нового базисного учебного плана, примерных программ.
Цель курса:
Ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни.
Задачи курса:
· Дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
· Привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах- науке религии, искусстве и т.д.
Учебно-методический комплект:
1. Демонстрационные варианты ЕГЭ за 2012- 2015 уч .г.
2. Учебник: Л.Н.Боголюбов «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М, «Просвещение», 2013г.
3. Поурочные разработки по обществознанию Москва. 2010 Е.Н..Сорокина
Рабочая программа рассчитана на 103 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11класса
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; закономерности развития;
· Несмотря на научный уровень содержания учебника, он лишен налета теоретизирования. Авторы не боятся поднимать актуальные, но достаточно острые вопросы общественной практики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Зашита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. Человек и экономика (30 ч ) | |||||||||
1-2 | Экономика: наука и хозяйство. Измерители экономической деятельности | Урок изучения нового материала | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельностью | Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения | Запись основных положений лекции , выполнение индивидуальных заданий, таблица Разделы экономической науки. | & Задание1 с.16. Эссе по теме урока | |||
3-4 | Экономический рост и развитие. Экономическое развитие | Комбинированный урок | Понятие экономического роста .ВВП, факторы экономического роста – и интенсивные, экономическое развитие, и его измерители, экономический цикл | Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах | Беседа, фронтальный опрос, развернутые монологические ответы, выполнение диф. заданий | п 2 анализ документа. Пр.р 2-4 | |||
5-6 | Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия. | Урок практикум | Спрос и предложение. Рыночные структуры, виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция, Антипольное законодательство | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | п 3 анализ документа.Эссе по теме урока | |||
Экономическое содержание собственности | Комбинированный урок | Собственность, виды собственности, пользование, владение, распоряжение, юридическое право собственности | Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различные знаковых системах | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий. | Выучить записи в тетр. | ||||
8-10 | Фирмы в экономике. Факторы производства. Постоянные и переменные издержки | Комбинированный урок | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки. Основные источники финансирования бизнеса | Применять социально экономическое знание в процесс решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | п 4 .Эссе по теме урока пр.р 1-3 | |||
Налоги и налоговая политика | Урок изучения нового материала | Налоги, прямые, косвенные, функции налогов, типы налогооблажения | Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий. | Выучить записи в тетрад Эссе по теме урока | ||||
12-13 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Как открыть своё дело | Комбинированный урок | Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика РФ. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | Уметь анализировать актуальную информацию социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответственными чертами и обществоведческими терминами | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий. Составление сравнительной таблицы | п 5 анализ документа | |||
14-15 | Слагаемые успеха в бизнесе. Основные принципы менеджмента | Урок изучения нового материала | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит | Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | п 6 анализ документа. Эссе по теме урока | |||
16-17 | Экономика и государство. Монетарная политика. Фискальная политика | Урок изучения нового материала | Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правого регулирования | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий. | п 7 подготовка к семинару | |||
18-19 | Финансы в экономике. Инфляция: виды ,причины и последствия | Комбинированный урок | Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ финансовые институты. Виды причины, последствия | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствие между существенными чертами и обществоведческими терминами | Написание творческих работ аргументированная защита своей позиции оппонирование другому мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | п 8 анализ документа.Эссе по теме урока | |||
20-21 | Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости | Комбинированный урок | Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица. Ее виды | Оценивать действия субъектов социальной жизни. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий. Анализ таблицы рейтинг популярности профессий | п 9 пр р 2,6. Эссе по теме урока | |||
22-23 | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли | Урок изучения нового материала | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий. | п 10 пр р 3-5.анализ документа | |||
Разделение труда и социализация | Комбинированный урок | Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица. Ее виды | Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий. Анализ таблицы рейтинг популярности профессий | Выучить записи в тетрадях, отвечать на вопросы | ||||
25-26 | Глобальные проблемы экономики | Урок семинар | Мировая экономика государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Защита проекта | Повторить 1-10 | |||
27-28 | Человек в системе экономических отношений. Рациональное поведение производителей | Урок изучения нового материала | факторы определяющие производительность труда | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | п 11 анализ документа. Эссе по теме урока | |||
29-30 | Повторительно-обобщающий урок «Человек и экономика « Практикум | Контрольный урок | Рациональное поведение производителя. Рациональное поведение потребителя | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | $ Задания на с. 138-139 Подготовка к семинару | |||
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (20 ч) | |||||||||
31-32 | Свобода деятельности человека свобода и ответственность | Комбинированный урок | Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Проблема выбора | Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Написание творческих работ аргументированная защита своей позиции оппонирование другому мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | п 12 пр р 1-5 Эссе по теме урока | |||
33-34 | Общественное сознание. Общественная психология и идеология | Комбинированный урок | Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание. | Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Понимать особенности социально-гуманитарного познания. | Беседа, фронтальный опрос, развернутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий | п 13 пр р 3-5 анализ документа | |||
Политическое сознание . Современные политические идеологии.Средства массовой информации и политическое осознание | Уроки повторения и обобщения материала | Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | п 14, подготовка к семинару (по дополни-тельной лит-ратуре) | ||||
38-40 | Политическое поведение. Политический терроризм. Практикум | Урок изучения нового материала | Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическое участие | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни | Написание творческих работ аргументированная защита своей позиции оппонирование другому мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | п 15 анализ документа , пр.р 1-3 | |||
41-42 | Политическое элита. Политическое лидерство | Комбинированный урок | Политическая элита и особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера | Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | п 16 эссе по теме урока | |||
43-45 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | Уроки повторения и обобщения материала | Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. негативные факторы демографии. Семья как социальный институт | Использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права | Написание творческих работ аргументированная защита своей позиции оппонирование другому мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы. | п 17 анализ документа пр р 3.Эссе по теме урока | |||
46-48 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.Проблема поддержания межрелигиозного мира | Комбинированный урок | Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектанства. Права религиозных организаций . межрелигиозный мир. | Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | п 18 анализ документа. Эссе по теме урока | |||
49-50 | Проблемы социально-политической и духовной жизни. Практикум | Комбинированный урок | Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма. Проблемы современного российского общества | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | Лекц записи.Защита проектов | 21.01 | ||
РАЗДЕЛ 3 ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (35часа) | |||||||||
51-53 | Современные подходы к пониманию права Законотворческий процесс в РФ. Практикум | Уроки изучения нового материала | Права в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ его стадии | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Составления словаря по теме, выполнение индивид. заданий | п 19 анализ документа, пр р 4-6 | |||
54-56 | Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ. Практикум | Уроки повторения и обобщения материала | Гражданство в РФ. Основания для приобретения гражданства. Прав и обязанности, принадлежащие только гражданину | Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | п 20 анализ документа. Эссе по теме урока | |||
57-58 | Экологическое право. Способы защиты экологических прав | Комбинированный урок | Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природо-охранные и природно- ресурсные нормы. | Использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | п 21 пр р 3-5 анализ документа | |||
59-61 | Гражданское право. Защита гражданских прав. Практикум | Комбинированный урок | Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты | Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формклировать аргументы по определенным проблемам | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации (Гражданский кодекс) | п 22 анализ документа .Эссе по теме урока | |||
62-65 | Семейное право. Права и обязанности супругов. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Практикум | Комбинированный урок | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | Моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации (Семейный кодекс) | п 23 анализ документа, эссе по теме урока, проект | |||
66-68 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита и социальное обеспечение. Практикум | Комбинированный урок | Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации (трудовой кодекс) | п 24 пр р 2-4 эссе по теме урока | |||
69-71 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Прохождение дела в суде. Практикум | Комбинированный урок | Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс. | Использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. Работа с нормативными документами | п 25 пр р 2-4 анализ документа | |||
72-74 | Процессуальное право: уголовный процесс . Судебное производство. Практикум | Комбинированный урок | Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения. | Использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. Работа с нормативными документами | п 26 анализ документа. Эссе по теме урока | |||
75-77 | Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. Основные стадии Конституционного судопроизводства | Комбинированный урок | Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение | Использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. Работа с нормативными документами | п 27 пр р 1-4 эссе по теме урока | |||
78-80 | Международная защита прав человека Проблема отмены смертной казни. Практикум | Комбинированный урок | Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени. | Использовать приобретенные знания для критического восприятия инормации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий. Работа с нормативными документами | п 28 подготовка к семинару | |||
81-83 | Взгляд в будущее Постиндустриальное (информационное) общество. Практикум | Итоговый урок | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов21 века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации .информационное общество | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определенным проблемам | Написание творческих работ аргументированная защита своей позиции оппонирование другому мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. | Подготовка к зачету | |||
84-85 | Человек и закон | Контрольный урок | Современный подход к пониманию права. Современный механизм защиты прав человека | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | Решение познавательной и практических задач, отраджающих типичные социальные ситуации | Подготовить проект | |||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ 6 (часов) | |||||||||
86-89 | Общество и человек | Комбинированный урок | Общество как сложная система. Противоречивость воздействия человека на природную среду. Особенности современного мира | Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы | |||
90-93 | Экономика и социальные отношения | Комбинированный урок | Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике. Человек в системе экономических связей. Мировая экономика | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определенным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы | |||
94-97 | Правовое регулирование общественных отношений | Комбинированный урок | Право в системе социальных норм. Система права. Права и обязанности граждан, их защита | Использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцирован-ных заданий | Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы | |||
98-102 | Уроки контроля и тренинга ЕГЭ. Пробное выполнение всего комплексного задания ЕГЭ | КИМы |
Литература
1. Программа общеобразовательных учреждений «История» Академический школьный учебник 5-11 классы М, Просвещение 2008г.
2. Федеральная Примерная программа основного общего образования по обществознанию.
3. Л.Н.Боголюбов «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М, «Просвещение», 2013г.
4. Л.С. Бахмутова «Методика преподавания обществознания»,М.2007г.
5. Задания и тесты по обществознанию,11 класс, М.2013 г.