Беседа по теме занятия
Перечень вопросов для собеседования:
1. Охарактеризуйте основные типы экономических систем.
2. В чем отличие между смешанной и переходной экономикой?
Практическая работа.
1) Выполнить практическую работу №2: «Экономические системы и их основные типы».
2) Цель работы: научиться различать основные типы экономических систем.
3) Методика проведения работы: самостоятельное изучение материала, структурирование и обобщение, сравнительный анализ, обсуждение.
4) Результаты: записи в тетрадях, таблицы.
5) Выводы: подведение итогов по выполнению работы студентами.
Ситуационные задачи для разбора на занятии.
1) пример задачи: в деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Как встарь, каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись…Определите тип экономической системы.
Алгоритм:
- выделяем главные признаки (черты) системы (натуральное хозяйство);
- на основании признаков и характерных черт, присущих той или иной системе, определяем тип экономической системы (традиционная система).
2) задачи для самостоятельного разбора на занятии: ниже приводятся высказывания, описывающие различные виды экономической деятельности. Классифицируйте их в зависимости от типа экономической системы, к которой они, на Ваш взгляд, относятся:
- очень сложно было найти квалифицированных рабочих. Хорошо обученных людей просто не хватало. Джон решил установить на своей фирме минимальную зарплату в пять долларов в час, что вдвое превышало средние расценки конкурентов.
- практика предоставления некоторым отраслям промышленности преимущественного права использовать дефицитное сырье привела к ускоренному экономическому росту.
- по распоряжению главы государства впредь до дальнейших указаний в стране были прекращены все виды банковских операций…
- люди, за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Сначала я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее им убивать оленей. Они же сказали, что это не так. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно…
- держать цены под контролем было трудно. На Службу ценового управления, созданную для того, чтобы держать цены в узде, устанавливая потолок для огромного числа товаров повышенного спроса, легло тяжелое бремя…
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Кудина М.В. Основы экономики: учебник: учебник.- М.: Форум - ИНФРА-М, 2008
Дополнительная литература:
1. Экономика здравоохранения: учебное пособие/ А.В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. (www.studmedlib.ru - «Консультант Студента»).
2. Экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт, 2005.
4. Сломан Дж. Экономикс / пер. с английского под ред. С.И. Лукина.- СПб: Питер, 2005.
5. CD-Rom: Экономика: электронный учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.
6. Экономическая теория: учебник для студентов/ под ред.В.Л. Камаева. – М.: Юрайт, 2006.
7. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. В.И. Кушлина.- М.: Изд-во РАГС, 2006.
Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры Худяковой Е.Л.______________
ст. преподавателем Копытиной Ю.А. ____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры от 27.06.2011 №6
Зав. кафедрой: _______________ Н.В. Козловских
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра экономики и управления
Методические указания для студентов 1 курса
Специальности «Лечебное дело»
к практическому занятию
по дисциплине «Экономика»
Тема: «Проблемы производственных возможностей и экономической эффективности».
Цель занятия: рассмотреть, как решаются основные проблемы экономики в разных экономических системах; понять смысл и значение экономического выбора и альтернативных издержек.
Задачи:рассмотреть принцип построения кривых производственных возможностей, обучить построению КПВ и определению альтернативной стоимости (издержек).
Студент должен знать:
1) до изучения темы: фундаментальные вопросы экономики, решаемые в разных экономических системах;
2) после изучения темы: сущность кривой производственных возможностей; понятие альтернативных издержек.
Студент должен уметь: строить кривую производственных возможностей, определять альтернативную стоимость производства.
Студент должен владеть: методами анализа конкретных экономических ситуаций; навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий; принципами эффективного управления хозяйственной деятельностью медицинской организации; методами применения принципов и концепций менеджмента и маркетинга при принятии управленческих решений.
Содержание занятия:
Вводный контроль.
Перечень контрольных вопросов:
1. В чем сущность определения эффективности по Парето?
2. Что такое альтернативные издержки?