Использование практического материала
Исследование обязательно выполняется по материалам конкретной реально действующей организации, ее название необходимо включить в тему после слов «на материалах».
Для экономической характеристики организации необходимо использовать показатели за последние 2-3 года.
Практический материал может быть различный в зависимости от выбранной темы, однако, среди наиболее часто используемых документов имеют место бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к балансу, отчет об издержках обращения, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, штатное расписание, бизнес-план, другая экономическая, финансовая, кадровая, бухгалтерская, статистическая документация.
Структура и содержание курсовой работы
Объем и структура курсовой работы
Курсовая работа содержит следующие элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- первая теоретическая глава;
- вторая практическая глава;
- третья глава (выводы и предложения);
- заключение;
- список используемой литературы;
- приложения.
В зависимости от выбранной темы, объем работы в целом и по отдельным главам может различаться, поэтому оптимальным вариантом определения необходимого объема является долевое распределение страниц по главам.
Общий объем работы — 30-45 страниц печатного текста (не считая приложений).
Объем введения – 5% от общего объема работы (но не менее 2 страниц).
Объем первой главы — 25% от общего объема работы.
Объем второй главы — 45% от общего объема работы.
Объем третьей главы — 20% от общего объема работы.
Заключение – 5% от общего объема работы (но не менее 2 страниц).
Курсовая работа должна иметь логически обновленную структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал проведенного исследования, его результаты и выводы.
Содержание элементов курсовой работы
Титульный листявляется первым листом работы и оформляется в соответствии с требованиями, принятыми в вузе.
Содержание включает: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы. Образец оформления и составления содержания курсовой работы приведен в приложении 2. Целесообразно в плане выделять не более трех-четырех вопросов. Между ними должна быть логическая взаимосвязь, последовательный переход от одного вопроса к другому.
Введениераскрывает значение и актуальность выбранной темы, современное состояние проблемы и необходимость проведения исследования, уточняется практическая и теоретическая значимость работы, формулируются цель работы, ее основные задачи, указываются объект и методы исследования, приводится краткое описание информационной базы, структуры курсовой работы, ее содержания.
Первая глава- теоретическая. Она содержит изложение методологических и теоретических основ исследуемой проблемы, автор раскрывает экономическую сущность и значимость поставленной проблемы; рассматривает представленные в литературе точки зрения разных ученых по изучаемому вопросу, исторический аспект проблемы, опыт зарубежных стран, требования основных нормативных документов в зависимости от выбранной темы, проводит анализ изученной информации.
Вторая главаносит практический характер и обязательно содержит в зависимости от темы исследования не менее двух параграфов.
В первом параграфе дается краткая организационно-экономическая характеристика организации (месторасположение, организационная структура, вид деятельности, финансовые результаты), описывается и оценивается общая организация экономической работы на предприятии, и т.д.
В последующих параграфах изложенная в теоретической главе информация применяется к конкретному предприятию, производятся необходимые расчеты, приводятся таблицы, рисунки, графики, диаграммы, схемы, отражающие суть выбранной темы. Также для этого к курсовой работе прилагаются различного характера документы данной организации.
Остальные параграфы данной главы должны быть посвящены непосредственно теме исследования и содержат таблицы и результаты анализа данных таблиц. В конце каждого параграфа в обязательном порядке автор формулирует выводы. Не допускается использование теоретического материала и формул в данной главе. Делая выводы в отдельных параграфах данной главы, целесообразно показать уровень эффективности системы управления данным предприятием, наличие или особенности стратегии планирования и развития, степень ориентации на конъюнктуру рынка и т.п.
Положительным показателем, характеризующим научный уровень работы, является анализ проблем и трудностей, существующих в деятельности предприятия.
В последнем параграфе второй главы обобщается изложенная информация по изучаемому предприятию, выявляются недостатки и упущения в работе (если не требуется производить экономических подсчетов резервов, экономических обоснований принятых управленческих решений). В этом случае третья глава не требуется.
Третья главапредусматривает предложения студента по совершенствованию того или иного направления деятельности организации, рекомендации по составлению оптимальной модели предприятия с точки зрения рассматриваемой проблемы.
Предложения по повышению эффективности деятельности организации должны носить конкретный, рекомендательный характер и всестороннее обоснование целесообразности и возможности каждого из них. Приводятся расчеты экономических обоснований, управленческие решения возможно оформить в виде конечного документа: план, программа, справка, приказ и т.д.
Заключение содержит основные выводы по результатам выполнения курсовой работы. В выводах кратко, но достаточно четко дается общая оценка деятельности предприятия, а также подводятся итоги по достижению цели курсовой работы и выполнения поставленных задач.
Вместо выводов и предложений заключение может содержать обобщение всего материала работы с предложениями.
Излагать материал в курсовой работе рекомендуется в основном самостоятельно, своими словами, избегая сплошного дословного переписывания из литературных источников, дословные же фразы необходимо оформлять как цитируемый материал, заключая цитату в кавычки и указывая параметры источника.
Литература.Эта часть курсовой работы содержит сведения об источниках, используемых автором в ходе написания курсовой работы. Это могут быть учебники и монографии, содержащие теоретический материал; статистические сборники; законодательные и инструктивные документы, касающиеся исследуемой проблемы; статьи и периодические издания.
Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке и должны соответствовать теме курсовой работы, а также при необходимости включать нормативные документы, статистические сборники, справочники, энциклопедии, словари.
Не следует, во что бы то ни стало, расширять список использованной литературы. Он должен содержать лишь те источники, которые, во-первых, непосредственно относятся к теме, а во-вторых, действительно изучены студентом и использованы при выполнении курсовой работы. Целесообразно в тексте делать ссылки на приведенные литературные источники.
Список литературы является составной частью работы и характеризует глубину проработки выбранной для проекта темы. Он должен быть представлен в работе с соблюдением всех библиографических требований и содержать не менее 10–12 источников.
Список литературы составляется в следующем порядке. Вначале указываются законодательные и иные нормативные акты: законы РФ, Указы Президента РФ, нормативные и методические материалы министерств и ведомств. Затем располагаются использованные в курсовом проекте книги, журнальные и газетные статьи. В заключение списка приводятся использованные материалы предприятия.
Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям автора или по названиям . Все издания в списке нумеруются по порядку и эти номера используются для ссылок в тексте работы.
Примеры библиографического описания источников приведены в приложении 3.
В приложениярекомендуется включать материалы, связанные с выполнением курсовой работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. Все приложения должны быть указаны с содержанием работы, поэтому в тексте в обязательном порядке даются ссылки на конкретные приложения с указанием их номера. Каждый отдельный документ должен располагаться на отдельной странице, иметь последовательную нумерацию (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)