Потребности и ресурсы производства их классификация и основные характеристики
Предмет, функции и разделы экон. теории: методы эконом. теории
Экономика(от греч. «экономика» - искусство домохозяйства) –наука об оптимальном использовании редких, ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей и общества в целом.
Предмет ЭТ:
1. Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах (региональная, отраслевая, национальная, мировая экономика)
2. Экономика – совокупность эконом отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
3. Экономика – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами.
Функции экономики:
1. Методологическая – ЭТ не только учение, но и метод, она помогает понять хоз. жизнь.
2. Научно-познавательная – всестороннее изучение экономических процессов и явлений.
3. Критическая – даёт объективную критическую или позитивную оценку эконом. явлениям различных форм хозяйствования.
4. Практическая – экон-ка даёт рекомендации руководству страны, фирмы и др. субъектам.
Уровни экономики:
· микроэкономика:особый раздел ЭТ, изучающий эконом. отношения между субъектами хозяйствования, их деятельностью Она объясняет как устанавливаются цели на товары, инвестиция, как потребители принимают решения в покупке товаров, отношения между потребителями и государством.
· макроэкономика:раздел ЭТ, изучающий эконом. явления, которые охватывают нац. хозяйство как единую систему. Проблемы: инфляция, безработица, эконом. рост, ВНП, нац. доход, занятость, деньги.
· мезоэкономика:изучает эконом. явления в отраслях народ. хозяйства (торговля, здравоохранение, образование)
· мировая экономика– сумма все нац. экономик, связанных мир. рынком, системой международ. связей.
· позитивная экономика:изучает факты и зависимости, призванные исходить из накопленного опыта и отвечатьна вопросы: «что есть, что может быть в экономике?»
· нормативная экономика:поведать о том, что должно быть и как действовать, чтобы достичь этого, даёт рекомендацию и рецепцию действий.
Методы:
1. Метод научной абстракции – выделяет главное в объекте исследования, вырабатывает новые научные категории, выявляет экономические закономерности.
2. Исторический метод – эконом. явления изучаются в хронолог. последовательности, как они возникли, развивались и совершенствовались.
3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деят-ти: правильно переходить от одних суждений к другим, делать выводы.
4. Метод анализа и синтеза: Анализ – метод познания, при кот. целое разделяется на отдельные составные части и таким образом изучается. Синтез – метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления в единое целое.
5. Метод индукции и дедукции: индукция – движение исследования от отдельных частных фактов к общему выводу; дедукция – выдвижение гипотез и проверка их на фактах.
6. Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий – способ-ет построению эконом. моделей, отражает главные эконом. объекты и их взаимосвязи.
7. Графический метод – отражает эконом. явления с помощью схем, графиков, диаграмм. Обеспечивает наглядность и сжатость материала.
Потребности и ресурсы производства их классификация и основные характеристики.
Потребность – нужда личности или общества в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Потребность – состояние неудовлетворённости, из которого стремятся выйти, или наоборот, состояние удовлетворённости, которое стремятся продлить.
Классификация потребностей:
1) по происхождению: эконом. (требуют производства) и внеэконом.(даёт природа).
2) в зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы: материальные, соц. и духовные.
3) по участию в воспроизводительном процессе: материальные и нематериальные.
4) в зависимости от субъекта: потребности общества, потребности соц. групп, потребности индивида.
5) по очерёдности удовлетворения: первичные и вторичные.
6) с точки зрения характера изменения: эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичны.
7) рационал. (в образовании, укреплении здоровья и т.д.) и нерац. (потребность в курении, алкоголе и т.д.)
Всем потребностям присущи след. свойства: безграничность (относительно ограниченности ресурсов) и историчность. Т. к. природа не предоставляет человеку всего нужного для удовлетворения его потребностей, поэтому, чтобы существовать, жить и развиваться, ему необходимо заниматься производством.
Производство– целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают всё то, что служит удовлетворению их материал. и духовных потребностей.
Ресурсы – потенциальные возможности производства, которые в его ходе превращаются в факторы производства.
Различают 5 групп ресурсов:
1) природные (земля, воздух, полезные ископаемые и т.д.);
2) материальные (все созданные человеком средства производства);
3) трудовые (экономически активное трудоспособное население);
4) информационные (данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий);
5) финансовые (все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства);
Факторы производства – вовлечённые в производство ресурсы.
Существует два подхода к классификации факторов производства:
1.Марксистский. Существует 2 фактора: вещественный (предмет труда и средство труда) и личный (рабочая сила).
2.Неоклассический. 4 фактора: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Можно выделить и пятый фактор – информация.
Относительно факторов производства следует подчеркнуть:
1.В производство вовлекаются одновременно все факторы производства в опред. пропорциях и сочетаниях, которые определяются технологией производства.
2.Факторы производства, как и ресурсы, ограничены.
3.Факторы производства обладают свойством взаимозамен. и взаимодополняемости.