Глава 4. координация выбора в различных хозяйственных системах
Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.Хозяйственная система – особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный, или стихийный порядок и иерархию. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производить. Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.
В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но от чего зависят столь различные формы координации экономического выбора людей? Для этого нам нужно обратиться к новой категории, которая используется современной экономической теорией: трансакционные издержки. Термин впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г.). Назовем важнейшие из них: издержки поиска информации, издержки заключения хозяйственного договора (контракта), издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.
К. Эрроу дал более широкое определение: трансакционные издержки – это издержки эксплуатации экономической системы. Другими словами, любая система функционирует с «трением». И рыночная экономика, и альтернативные ей системы сталкиваются с трансакционными издержками. В одном случае мы видим, что трансакционные издержки – это издержки эксплуатации рыночной (ценовой) системы координации деятельности экономических субъектов. Но и при социализме так называемое плановое хозяйство, устроенное по иерархическому принципу управления, не могло избежать трансэкционных издержек. Издержки согласования планов между вышестоящими и нижестоящими инстанциями, издержки, связанные с поиском дефицитных товаров, издержки оппортунистического поведения, т. е. бесконечные «приписки», завышение объема произведенной продукции и т. п. требовали содержания огромного аппарата контроля.
В любом обществе экономические агенты стремятся снизить величину трансакционных издержек. В связи с этим можно сказать, что возникшие эволюционным путем или в результате осознанной человеческой деятельности институты выполняют задачу минимизации трансакционных издержек. Та или иная система будет функционировать как иерархия или как спонтанный порядок в зависимости от величины трансакционных издержек. Представим себе, что в обществе необходимо собрать информацию о том, что, как и для кого производить. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию о ценах, предпочтениях, наличных ресурсах окажется непосильной никакому Центру задачей. А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархия. Таким образом, оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохие или хорошие), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Теория трансакционных издержек помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В. И. Ленин, оказалась несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Центра (Госплана).
Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах.Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т. д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ, и касаются их использования. Права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Права собственности — это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности – или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, – определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».
Собственность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ». Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Таким образом, отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Обеспечение этого права сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издержки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы домов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую ценность этой собственности к нулю».
Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный доступ к ним, означает, что они — ничьи, что они не принадлежат никому или, что тоже самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.
С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав собственности – это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. Основная цель спецификации заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения.
Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности: частная собственность, государственная, коммунальная, общая собственность, или свободный доступ. Свободный доступ, или общая собственность порождает проблему, которая в экономической науке называется трагедией общин. Этим термином обозначается тенденция к хищническому использованию общей собственности (это один из архетипов системной динамики, подробно описанный Сенге в Пятой дисциплине).
Современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой». И все-таки мы не совершим большой ошибки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, определяющим способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима исключительно частной собственности, исключительно общей собственности, исключительно государственной или коммунальной собственности. «Смешанная экономика» означает сосуществование механизма рыночной координации и государственного регулирования экономики. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания. Австрия, Швеция, Япония, Южная Корея и т.п. Более того, расширение государственного сектора с неизбежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной системе хозяйственных связей. А это чревато нарастанием трансакционных издержек, перечеркивающим благие намерения, с которыми связано усиление роли государства в экономике. (Подробнее см. Джеймс Скотт. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни)