Глава 8. экономика неопределенности, информации и страхования
Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации. Асимметричность информации – ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Неопределенность – недостаток информации о вероятных будущих событиях. Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Например, потребитель купил товар, а он оказался некачественным, репетитор взял деньги вперед, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание. Причина возникновения интерналий в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Отрицательная селекция (неблагоприятный отбор) – вытеснение качественного товара (услуг) с рынка. Еще одно негативное последствие асимметричности информации – возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации.
Риск и способы его снижения. Страхование.Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Важно различать математическое ожидание (предполагаемое значение исхода) и ожидаемую полезность. Истоки математического обоснования теории ожидаемой полезности можно встретить в работах математиков Габриэля Крамера и Даниила Бернулли, последний из которых предложил свое решение знаменитого Санкт-Петербургского парадокса. Бернулли предположил, что в данном случае индивиды стремятся к максимизации не ожидаемого денежного выигрыша, а морального ожидания, впоследствии названного ожидаемой полезностью выигрыша.
Ожидаемая полезность:
где ui – полезность исхода i, πi – вероятность исхода i, n – число исходов.
Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять:
a) нейтральных к риску;
b) любителей риска;
c) испытывающих антипатию к риску, или противников риска.
В основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а именно: действием закона убывающей предельной полезности (рис. 27). Допустим, вы не склонны к риску (вариант а), и обладаете 100 долларами, тогда вы отвергните предложение сыграть в орлянку на 50 долларов, так как в случае выигрыша вы получите 1 единицу полезности, а в случае проигрыша потеряете 2 единицы полезности. Можно сказать, что, конечно, вам доставит радость получить больше того, что вы имеете, но для вас гораздо ощутимее будет потеря того, к чему вы уже привыкли. В экономической теории данный феномен получил название эффекта владения. Эффект владения заключается в том, что люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит.
Рис. 27. Кривая общей полезности: (а) неприятие риска, (б) склонность к риску, (в) нейтральное отношение к риску.
Возвращаясь к Санкт-Петербургскому парадоксу, мы можем теперь сказать, что индивиды, отказываясь от игры в подбрасывание монеты, несмотря на бесконечно большое значение математического ожидания, руководствуются, согласно гипотезе Бернулли, прежде всего ожидаемой полезностью выигрыша. А предельная полезность дохода с каждым его приростом снижается. При уменьшающейся предельной полезности денежного выигрыша люди будут требовать все возрастающих выплат, для того, чтобы компенсировать свой риск в случае проигрыша.
Конечно, существуют люди, которые все же склонны идти на риск. Само понятие предпринимательства всегда связано с большим или меньшим риском. Для таких людей, испытывающих склонность к риску, кривая общей полезности будет приобретать вогнутый вид, и приобретение в случае выигрыша будет превышать убыток в случае проигрыша в условных единицах полезности (рис. 27б). И, наконец, в случае нейтрального отношения к риску кривая общей полезности будет приобретать вид прямой линии (рис. 27в).
Эффект определенности – привлекательность определенных исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределенных.
Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых. Объединение риска – это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Диверсификация – способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Общий принцип страхования, который вытекает из его определения, следующий: вы жертвуете какой-то долей своего текущего потребления, чтобы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.
Механизм уменьшения асимметричности информации.Одним из самых распространенных способов уменьшения асимметричности информации являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автором концепции рыночных сигналов является американский экономист, лауреат Нобелевской премии 2001 г. Майкл Спенс. В модели Спенса эффективным рыночным сигналом на рынке труда является образование. В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства.