Глава 17. роль государства в рыночной экономике
Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования.Основными сферами деятельности государства являются: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов, правое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Производство общественных благ. Если нет дешевого способа отделения «безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего населения.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Согласно теореме Коуза, если трансакционные издержки равны нулю, то вне зависимости от первоначальной (исходной) спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето-эффективно. Если условия теоремы Коуза соблюдаются, можно минимизировать внешние эффекты без вмешательства государства. Но что делать, когда условия теоремы Коуза нарушаются? Очевидно, что необходимым становится вмешательство государства. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий: принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии (например, продажа лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды); косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.
Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Теория общественного выбора.Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений. Человек, занявший государственную должность, не обязательно будет руководствоваться исключительно соображениями общественного благополучия и проведения в жизнь решений, отражающих мнение всех его избирателей. Так, если обычный рядовой потребитель заинтересован в максимизации полезности, бизнесмен – в максимизации прибыли, то и представитель государственных органов будет стремиться к максимизации своей частной выгоды. А эта выгода состоит в реализации желания быть переизбранным. Государственное должностное лицо, как и другие субъекты рыночной экономики, стремится уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды (МС = MR). Общественные же интересы не обязательно могут при этом приниматься во внимание.
Теория общественного выбора рассматривает процесс принятия решений в условиях представительной демократии как разновидность рыночной сделки, или торга: «Вы мне обеспечиваете голоса на выборах – я вам обеспечиваю проведение в жизнь конкретных правительственных программ, удовлетворяющих ваши интересы». Лоббисты ищут не что иное, как политическую ренту – получение экономической ренты через политические институты или, иначе выражаясь, путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственное решение о введении импортных пошлин (выигрывают отечественные производители аналогичного товара), выделении многомиллиардных средств на гарантированную закупку военной продукции и т.д.
Широкое распространение в условиях представительной демократии получил процесс под названием логроллинг – торговля голосами, когда один индивид (группа, партия) обещает свою поддержку другому индивиду (другой группе, партии) в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросу, интересующему первую сторону.
Одним из важнейших направлений в теории общественного выбора является рассмотрение моделей политических выборов с использованием методов экономического анализа. Существуют различные модели политических выборов: двухпартийная, многопартийная, демократическая, тоталитарная и т.п. В 1952 г. К. Эрроу в своей работе «Общественный выбор и индивидуальные ценности» сформулировал теорему невозможности: не существует разумного коллективного выбора, если число возможных альтернатив превышает две. Теорема невозможности К.Эрроу – довод в пользу двухпартийных режимов, так как доказывает, что никакая демократическая система голосования невозможна при существовании более чем двух партий.
Авраамом Линкольном: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом».
Фиаско государства–неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Причины фиаско государственного регулирования: нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, неравенство в получении информации, недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), несовместимость во времени принятия тех или иных решений (эффект запаздывания, т.е. разрыв во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь).
Закон непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.
Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты.Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т.д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.
Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. В конце 1980-х – середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость, борьба с инфляцией. Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования. Методы вмешательства государства в экономику: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.