Принципы доминирования корпоративной формы организации бизнеса в рыночной экономике , преимущества и недостатки развития корпоративного сектора экономики
Как известно, корпоративный сектор является основой современной мировой экономики. Только транснациональными корпорациями (ТНК) производится 50% мировой промышленной продукции. ТНК обеспечивают технологический прогресс и общеэкономический уровень стран и отдельных регионов, повышают их позиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях. Индивидуально-предпринимательский сектор, профсоюзы, государственные регулирующие институты – безусловно, необходимые элементы функционирования рыночного хозяйства. Однако по своей сути последнее- именно корпоративно-капиталистическая система, базис которой составляют акционерные общества, банки, биржи, ФПГ. Вот почему стратегия рыночных реформ в России должна быть ориентирована, в первую очередь, на развертывание конкуренции на мировых рынках корпоративного сектора
При всём многообразии хозяйствующих субъектов ключевую роль в современной рыночнойэкономикеиграют корпорации. Они образуют корпоративный сектор экономики. За последние десятилетия термин «корпоративный сектор экономики» прочно вошёл вэкономическую теориюи практику современного российского бизнеса. Крупные корпорации занимают доминирующее положение в реальном секторе российской экономики. Это соответствует и зарубежной практике. Так, вСШАна долю корпораций, занимающих 5 % общего количества компаний, приходится 80 % объёма продаж.
Ресурсная модель корпоративного подхода к реструктуризации нефтяной компании
Выбор схемы корпоратизации обусловлен необходимостью оптимизации использования имеющихся ресурсов. Существование нефтяной корпорации зависит от количества и качества имеющейся в ее распоряжении нефти. Особенность нефтяных корпораций заключается не в формальной интеграции, а в объединенном квалифицированном использовании нефти.
Данная модель основана на расчете неотрицательных значений – объема реализации видов продукции из определенных видов нефти на внутреннем и внешнем рынке; и объемов реализации данных видов нефти на этих рынках. Сумма значений этих объемов должна стремиться к максимуму.
Условиями (ограничениями) являются:
- Объем реализации видов продукции из одного вида нефти должен быть меньше максимального уровня производства данной продукции, определяемого потребностями внутреннего рынка, но больше минимального уровня производства данной продукции для этого рынка.
- Объем корпоративных ресурсов должен быть равен сумме объемов нефти идущим на производство продукции на внешнем и внутреннем рынках.
- Объем этих видов нефти, направляемый на производство продукции должен быть меньше либо равен объему корпоративных нефтяных ресурсов.
Представленная модель нефтепользования позволяет оценить несколько вариантов исходя из того, что добытой нефтью можно распорядиться следующим образом.
Всю добытую нефть можно продать на товарном рынке независимым от владельцев нефти субъектам хозяйствования. В этом случае нефтедобывающее предприятие вступает с другими хозяйствующими субъектами в кооперирование. Такими субъектами могут быть нефтеперерабатывающие предприятия как России (внутренние потребители), так и зарубежных стран (внешние потребители).
Всю добытую нефть можно передать для переработки (как в форме товарного продукта, так и в форме давальческого сырья) на предприятие корпорации, в состав которой входит нефтедобывающее предприятие. В этом случае нефтедобывающее предприятие находится с нефтеперерабатывающим предприятием в корпоративных отношениях. Нефтеперерабатывающее предприятие может находиться на территории России так и за рубежом.
Добытая нефть может потребляться частично по первому варианту, а частично - по второму варианту. В этом случае нефтедобывающее предприятие будет находиться с нефтеперерабатывающими предприятиями в кооперативных и корпоративных отношениях.
Привлекательность рассмотренных схем нефтепотребления зависит от их доходности и оптимальности.
В современной нефтегазовой отрасли России сформировалась система крупных хозяйственных объединений, основанных, в первую очередь, на вертикальной интеграции и холдинговых механизмах контроля. Их формирование происходило при поддержке государства, цель реформирования отрасли - создание 10-15 конкурентоспособных на мировых рынках объединений. В состав подобных компаний входят предприятия, обеспечивающие все этапы производственного цикла - от добычи до транспортировки и переработки нефтепродуктов. При этом можно выделить три основных компонента нефтяных вертикально интегрированных холдингов: компании, занятые непосредственно производственной деятельностью (добычей, переработкой, сбытом продукции, а также геолого-разведочные); сервисное звено (строительные, консалтинговые, машиностроительные фирмы, материально-техническое снабжение и НИОКР) и финансовое звено.
Содержание подхода к оценке корпоративного управления с позиции концепции собственности.
1. Экономический анализ собственности базируется на определении прав собственности через остаточный контроль и остаточные требования. Право требования акционеров, менеджеров, других заинтересованных лиц
-реализация права на контроль акционерами корпорации
-не имеют прав принятия управленческих решений
-имеют право на остаточный доход
-акционеры могут продать акции
2. Концентрация у менеджеров прав конечного контроля. Работают со стейкхолдерами; ограничение на право действия в собственных интересах. Внешние: конкуренция на рынке, конкуренция между командами менеджеров, рынок услуг менеджеров. Внутренние: действия ради достижения экономических целей.
3. Право требования иных заинтересованных лиц - остаточных требований не имеют, не готовы рисковать