Тема 5. Рынки факторов производства

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы, уяснить содержательные аспекты темы в соответствии с вопросами:

- Рынки факторов производства и их структура. Закономерности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства.

- Механизм функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Заработная плата и ее формы.

- Спрос и предложение земли. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Рента и ее виды.

- Капитал и его функциональные формы. Кругооборот капитала, инвестиции, дисконтированная стоимость.

2.Определить следующие понятия: фактор «труд», заработная плата, номинальная заработная плата, реальная заработная плата, повременная и сдельная заработная плата, безработица, виды безработицы, фактор «капитал», кругооборот капитала, оборот капитала, основной капитал, оборотный капитал, амортизация, инвестиции, ссудный процент, дисконтирование, фактор «земля», земельная рента, дифференциальная рента I и II вида, абсолютная рента, арендная плата. Составить соответствующий глоссарий.

3. Изучить факторы, влияющие на формирование спроса и предложения фактора «труд», сущность равновесия на рынке труда. Построить графики спроса и предложения фактора «труд».

4. Изучить особенности формирования спроса и предложения фактора «земля», причины неэластичности предложения земли, равновесия на рынке земли. Построить графическую модель равновесия на рынке земли.

5. Раскрыть сущность категории капитал, его функциональные формы, закономерности формирования спроса и предложения фактора «капитал», роль ставки ссудного процесса в регулировании инвестиций. Подготовиться к устному обсуждению вопросов в ходе проведения дискуссии в рамках круглого стола.

6. Подготовить конспекты ответов на вопросы плана семинарского занятия и использовать их в ходе проведения круглого стола.

7. Подготовиться к проведению круглого стола на тему «Закономерности формирования рынков факторов производства: общее и особенное»

План проведения занятия в интерактивной форме

  Содержание пункта  
  Тема занятия Рынки факторов производства  
Форма проведения   Круглый стол    
Целью проведения интерактивного занятия Формирование способности к обобщениям и обоснованию общих закономерностей формирования факторных рынков в контексте анализа национальных особенностей становления и опыта функционирования.  
Технология проведения занятия 1.Преподаватель выдвигает проблему взаимосвязи рынков, общего и частичного равновесия в экономике. 2.Преподаватель обосновывает тезис о производности спроса и предложения на рынках факторов производства от динамики спроса и предложения на рынках товаров и услуг, формирует мотивацию к анализу закономерностей функционирования рынков факторов производства и обоснованию их роли в динамике национальной экономики. Конкретизируются конкретные аспекты анализа в соответствии с вопросами плана семинарского занятия. 3. Модератор круглого стола предоставляет слово студентам, которые выступают с краткими сообщениями, характеризующими последовательно рынок труда, рынок капитала, рынок земли. В процессе изложения модератор и преподаватель задают проблемные вопросы, способствующие обсуждению вопросов в форме дискуссии. 4. Обсуждение завершается обменом мнениями о роли рынков факторов производства в обеспечении экономического роста и решении социальных проблем общества (занятость, заработная плата, доходы от использования земли, природных ресурсов, капитала и их распределение в обществе).  
Организация работы студентов Преподаватель разрабатывает сценарий проведения круглого стола, тематику сообщений соответствующих вопросам плана семинарского занятия, определяет модераторов круглого стола из числа студентов, проводит консультации, дает методические рекомендации. Модераторы совместно с преподавателем разрабатывают проблемные вопросы. Координаторы в академической группе распределяют и закрепляют темы специальных сообщений среди студентов.  
Оценка результатов работы 1. Оценивается индивидуальная работа студентов, подготовивших сообщения и принявших участие в обсуждении; 2. Результаты индивидуальной работы студентов учитываются в БРС.  
Форма представления конечного результата Конспекты ответов, эссе  
Техническое и дидактическое оснащение Учебная литература, законодательные акты, ресурсы интернет, компьютерная техника.  

Литература

Основная:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ21.10.1994) (ред. от 27.07.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»

2. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: Учеб. / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2011. – 320 с.

3. Современная экономика: Учеб. пособие / под ред О.Ю.Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.

Дополнительная:

1. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: проспект, 2010. – 336 с.

2. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учеб. / В.Г. Слагода. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; : ИНФРА-М, 2010. – 224 с.

4. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 515с.

5. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ГИД ВЛАДОС, 2007. – 591 с

Наши рекомендации