Тема 2.3. Теория потребительского поведения
Основные понятия: Понятие предельной полезности и сущность закона убывающей предельной полезности, его значение. Сущность бюджетных линий, кривых безразличия. Карта кривых безразличия, основные правила ее построения. Сущность точки потребительского равновесия, ее значение
2.3.1. Понятие предельной полезности и сущность закона убывающей предельной полезности, его значение
В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Делая выбор, потребители определяют ценность вещей для себя посредством определения их полезности.
Полезность— это способность вещи удовлетворять человеческую потребность. Она имеет свойство насыщаться, удовлетворяться по мере потребления, поэтому вместе с полезностью уменьшается и ценность вещи. Полезность может быть как общей, так и предельной.
Общая полезность — это совокупная полезность всех потребленных единиц блага:
Т V=f(а1,а2,...ап),(2.6)
где ТV— общая полезность; а}, а2, ... ап — потребление единиц блага.
Предельная полезность — это добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей потребляемого блага:
МV= ÑTV/ÑQ,(2.7)
где МV — предельная полезность; ÑTV — прирост общей полезности;
ÑQ — прирост потребляемого блага.
По мере роста потребления общая полезность растет, а предельная снижается, причем стремится к 0 — до полного насыщения.
Если потребление блага будет продолжаться, то предельная полезность приобретет отрицательное значение, превратившись во вред, а общая полезность при этом пойдет на убыль.
Может показаться, что наибольшую ценность и, соответственно, рыночную цену должны иметь товары, обладающие наибольшей полезностью, — пища, одежда, жилище, но почему тогда вода полезнее алмаза, а продается дешевле? (парадокс А. Смита). Это происходит потому, что рыночная цена определяется не общей, а предельной полезностью последней части потребляемого блага. Из-за редкости алмазов по сравнению с водой и невозможности удовлетворить потребности в нем всех людей, его последняя единица имеет большую предельную полезность, чем у воды. В этом суть закона убывающей предельной полезности, открытого немецким экономистом Г. Госсеном.
Ценность товара на рынке для покупателя — понятие субъективное, так как основано на его личных вкусах и предпочтениях, однако потребительский выбор всегда зависит от следующих факторов:
- ограниченного запаса благ, которым располагает общество;
- уровня насыщения потребности к моменту выбора;
- стремления людей получить от потребления максималъную пользу.
Чтобы выбрать на рынке товар, покупатель должен измерить его
предельную полезность и сравнить с другими.
В процессе развития теории маржинализма возникло два направления — кардиналистов и ординалистов — каждое из которых, по-своему, объясняло этот механизм.
Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты — относительное.
Кардиналисты ввели в науку единицу полезности — ютиль,которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение — взвешенную предельную полезность.
MV =MV/P, (2.8)
где МV — взвешенная предельная полезность;
МУ— предельная полезность блага;
Р — рыночная цена блага, товара, услуги.
Сравнение взвешеных предельных полезностей различных благ — критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большой предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными.
Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезностии означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:
Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:
1) аксиома полной упорядоченности — позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);
2) аксиома транзитивности — дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;
3) аксиома ненасыщения— гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;
4) аксиома независимостипотребителя предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.
Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.