Понятие «монополия», причины их возникновения. Основные формы монополий

Монополия – это рыночное господство одного продавца. Монополизм характеризуется: высокой долей производства (или продаж), доминированием на рынке, контролем над ценами.

Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективностью функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержки ниже, чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистам.

Возникновение монополий может быть также связано также с политическими причинами, в частности с наделением компаний теми или иными привилегиями. В этом случае доминирование на рынке обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка.

Монополия бывает естественная, т.е. объективно обусловленная (железная дорога, связь) и искусственная, т.е. созданная намеренно.

К искусственным монополиям относятся: картели, синдикаты, тресты – это объединения предприятий на определенных условиях, созданные для получения рыночной власти и сверхприбылей.

Существуют несколько видов монопольных объединений.

Чистая монополия – это крайний случай несовершенной конкуренции. Фирма в данном случае является единственной на рынке товара, производит продукт у которого нет близких заменителей (газ, нефть, электроэнергия).

Чистая монополия и чистая конкуренция являются исключением и в реальной жизни встречаются крайне редко. Наиболее распространены такие формы несовершенной конкуренции, как олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – это особая организация рынка, для которой характерно наличие значительного числа поставщиков, относительно независимых друг от друга, которые могут проводить самостоятельную ценовую и производственную политику.

Основные черты монополистической конкуренции:

  1. Наличие достаточно большого (до нескольких десятков) числа поставщиков, так что каждый контролирует незначительную часть рынка. Реальная концентрация производства 4-5 крупнейших фирм в отрасли колеблется от 20 до 80%, а минимальный эффективный размер предприятия в отрасли требует выпуска от 1 до 15% всей необходимой продукции.
  2. Монополии поставляют на рынок однородный, но не идентичный товар. Товары дифференцируются по признакам качества, дизайна, приспособлению к особым требованиям конкретных потребителей так, что потребитель отдает предпочтение товару конкретной фирмы.
  3. Доступ к ресурсам и перелив капитала в отрасль является относительно свободным, что создает условия для существования в таких отраслях большого числа мелких фирм.
  4. Контроль за ценой фирмы осуществляется в пределах собственного сегмента рынка. Ценовая политика конкурентов не оказывает существенного влияния на поведение фирм.
  5. Конкуренция на рынке осуществляется преимущественно неценовыми методами, среди которых особую роль играют дифференциация товара, реклама, качество, фирменные знаки и марки, дизайн, обновление продукции, дополнительные услуги потребителю.
  6. Большие расходы на неценовую конкуренцию приводят к росту валовых издержек фирмы, которые, кроме технологических, включают значительные маркетинговые расходы.
  7. Фирмы достаточно хорошо знают рынок, изучают и сами формируют спрос, главный инструмент при этом – обновление товаров и реклама. По сути, фирмы могут управлять моральным износом своих товаров, формировать тенденции моды и предпочтения покупателей и т.п.

Конкурирующие монополии достаточно свободны в назначении цен на свои товары. Определяя уровень цен, они, по сути, задают потенциальный объем продаж. Однако последний будет зависеть не только от ценовой политики фирмы, но и от динамики спроса на ее продукцию, который полностью фирма контролировать не сможет

Олигополия – особая форма организации отраслевого рынка, при которой небольшое число фирм (не более 10) контролирует весь отраслевой рынок, при чем на долю трех-пяти крупных производителей приходится более половины всего отраслевого объема производства.

Основные черты:

  1. Небольшое число производителей, как правило, крупных, и значительная доля контроля рынка каждым участником олигополии. Поэтому фирмы зависят друг от друга и, когда они разрабатывают производственную политику и ценовую стратегию, обязательно должны учитывать вероятную реакцию конкурентов на принятые решения.
  2. Олигополисты вынуждены проводить единую ценовую политику, поскольку постоянно существует угроза ценовой войны. В связи с этим в условиях олигополии цены являются достаточно стабильными.
  3. Вступление в отрасль новых производителей практически невозможно из-за занятости отраслевого рынка действующими производителями и их высокого имиджа у потребителей в связи с высоким эффектом масштаба, который требует больших первоначальных инвестиций и контроля олигополистом рынков сырья и сферы НИОКР.
  4. В отрасли может производиться как стандартизованная, так и дифференцированная продукция.
  5. Небольшое число поставщиков делает возможным соглашение по ценам и объемам производства.

В зависимости от того, как организована олигополия и как в ней происходит согласование производственной и ценовой политики, различают 2 типа олигополии:

1) олигополию, основанную на соглашении, оформленном юридически;

2) олигополию, основанную на тайном сговоре.

В любом из этих вариантов олигополисты проводят единую ценовую политику и четко делят между собой отраслевой рынок, устанавливая квоту (долю) каждой фирмы в общем отраслевом объёме производства. Если соглашение между олигополистами узаконено решением государства, возникает легальный картель.

Как правило, легальные картели создаются в отраслях естественных олигополистов. В традиционно конкурентных отраслях, как правило, работают нелегальные картели. Хотя в современных условиях предпринимаются попытки олигопольных отраслей получить статус легального картеля, что позволит на законных основаниях разделить отраслевой рынок и проводить единую ценовую поли-

тику.

Цены олигополистов меняются только в связи со значительными изменениями отраслевых издержек, которые могут произойти в результате подорожания сырья, энергии, законодательного изменения минимальной заработной платы, внедрения новых технологий.

Наши рекомендации