Роль и функции курса истории экономических учений
История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций
Изучение истории экономических учений способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Основы наших сегодняшних взглядов уходят корнями в прошлое. И эти идеи прошлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и нередко будущих взглядов
История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методическую основу функциональных и отраслевых экономических наук
Курс истории экономических учений позволяет: - изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и механизмов их практической реализации; - сосредоточить особое внимание на содержательной части конкретных проблем, исследуемых в западной и отечественной экономической теории, возможных вариантов их решения; - ознакомиться с прагматическим аспектом экономической теории и проследить, как по мере становления и развития рыночных отношений модифицируется экономическая политика государства, - познать исторический процесс развития конкретных функциональных и отраслевых экономических дисциплин, основные положения теории и практики западного предпринимательства, конкуренции, маркетинга, законов рыночной экономики, механизмов функционирования бюджетно-налоговой и кредитно-денежной системы и т.д
- изучить методологию, содержание ее инструментов, эволюцию способов и приемов познания, многообразие методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений; Функции истории экономических учений: - онтологическая – познание сущности социально-экономических явлений, предпосылки их возникновения, эволюции; - генологическая – выработка теоретических конструкций, приемов и способов, содействующих правильному познанию явлений; - эвристическая – определение закономерности становления и эволюции экономический мысли; - методологическая – как фундаментальная наука по отношению к функциональным и отраслевым наукам; - идеологическая – систематизация основополагающих идей, взглядов, создание научной основы для формирования экономического мышления, мировоззрения; - прагматическая – ознакомление с научными основами формирования эволюции экономической политики государства, с различными моделями ее практического воплощения, рекомендациями по решению многообразных проблем общественного развития
История экономических учений отражает состояние самого экономического знания в его кумулятивном (накопительном) росте и процесс инструментария экономического анализа
Факторы, под воздействием которых формируются экономические взгляды и концепции: 1 – потребности экономической практики; 2 – труды и взгляды представителей более ранних концепций; 3 – прогресс в областях знания смежных с экономикой: статистика, математика, социология и др.; 4 – расширение и изменение взглядов на предмет экономической науки
Метод истории экономических учений состоит из ряда приемов, способов, инструментов, применяемых в системе определенной «философии истории» (методологии) с целью вычленения из объекта исследования своего собственного предмета: исторического видения развития экономической теории. Особенность метода истории экономических учений выражается в том. Что ведущую роль играют принципы, приемы и способы исследования, которые в большей степени соответствуют историко-теоретическому и прагматическому содержанию данной дисциплины
Метод истории экономических учений включает ряд принципов: - принцип историзма, позволяющий исследовать генезис и эволюцию теории в историческом аспекте, определить ее роль и место в совокупном системном знании определенной эпохи: - логический принцип, состояний в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа; - принцип сравнения (компаративный метод) состоит в сравнении теорий как друг с другом, так и с реальной действительностью: - эклектический принцип, состоящий в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования
Американская империя (англ. American imperialism) представляет собой термин, указывающий на политические,экономические, военные и культурные влияния США. Концепция американской империи впервые была популяризирована в результате испано-американской войны 1898 года.
Источники и сторонники этого понятия колеблются от классических марксистских теоретиков империализма, донеоконсерваторов, убеждённых в американской империалистической роли.
Термин империализм был придуман в середине XIX века[1]. Впервые широко применяется к США со стороны «американской антиимпериалистической лиги» основанной в 1898 году против испано-американской войны и последующей оккупации и жестокости совершаемых американскими войсками на Филиппинахпосле Филиппино-американской войны.
Оксфордский английский словарь дает три определения империализма:
1. Имперская система правительства; правление императора.
2. Принцип или дух империи; защита имперских интересов.
3. В пренебрежительном тоне. В коммунистическом контексте: имперская система это политика западных держав. В западном контексте: имперской системой является политика коммунистической власти.
До сих пор идут споры является ли США империей с политической подоплёкой последних двух определений. Существуют противоречия между империей как формой государства и империализмом как формой политики.
Многие марксисты, анархисты, члены Новых левых, так же некоторые консерваторы рассматривают американский империализм как закоренелый и аморальный. В представлении таких историков, как Уильям Эпплман Уильямс (William Appleman Williams), Говард Зин (Howard Zinn), и Габриэль Колко (Gabriel Kolko) американский империализм прослеживает своё начало не с испано-американской войны, а с покупки Джефферсоном «Луизианы» или даже с угнетения коренных американцев до «Американской Революции» и продолжается по сей день. Писатель Сидни Ленс (Sidney Lens) утверждает, что США со времён обретения независимости использует каждое доступное политическое, экономическое, и военное средство для доминирования над другими нациями[2].
Финансовые меры
Финансовая реформа[править | править вики-текст]
Рубль серебром. 1723
Основная статья: Финансовая реформа Петра I
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменён и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количествадворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнём, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.
На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.
10 рублей золотом с профилем Петра.1706
В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.
В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).
Реформа образования[править | править вики-текст]
Пётр ясно сознавал необходимость просвещения и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1701 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить, созданные указом 1714 года, цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ1721.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч русских были отправлены учиться за границу.
Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России[28].