Металлургический комплекс россии: аналитический обзор
На сегодняшний день Россия занимает в мире 4-е место по производству стали (67,9 млн. тонн в год), 3-е место по экспорту стальной продукции (27,6 млн. тонн в год – 46% от общего объема производимого металлопроката), входит в первую десятку стран мира по импорту (5,1 млн. тонн в год; доля импорта во внутреннем потреблении стального проката составляет 14%).
Доля черной металлургии в общем объеме промышленного производства составляет около 9,8%. В состав отрасли входит более 1,5 тыс. предприятий и организаций, 70% являются градообразующими. В отрасли занято свыше 660 тыс. человек.
В черной металлургии России сформировалось 9 крупных компаний и вертикально интегрированных корпоративных групп, на долю которых приходится более 80% объемов промышленного производства отрасли (это металлургические компании «ЕвразХолдинг», «Северсталь», «Новолипецкий металлургический комбинат», «Магнитогорский металлургический комбинат», «УК Металлоинвест», «Мечел», а также трубные компании «Трубная металлургическая компания», «Объединенная металлургическая компания», ЗАО «Группа Челябинский трубопрокатный завод»).
Для развития металлургической промышленности в Российской Федерации существуют благоприятные условия. В результате использования дешевых энергетических, сырьевых и трудовых ресурсов себестоимость производства металлопродукции у нас является одной из самых низких в мире. Учитывая, что металлопродукция реализуется как на внешнем, так и на внутреннем рынке фактически по мировым ценам, российские металлургические компании являются одними из самых рентабельных в мире. Так, отношение чистой прибыли к выручке крупнейших российских комбинатов черной металлургии в последние несколько лет составляло 0,15–0,3 что существенно превышает аналогичные показатели ведущих мировых компаний (0,02–0,07).
Российские металлургические компании при установлении отпускных цен в значительной степени ориентируются на быстро растущую ценовую конъюнктуру внешних рынков, хотя свыше 50% производимой ими готовой продукции поступает на российский рынок. Однако у них имеется возможность, в случае необходимости, сократить объемы поставок готовой продукции внутренним потребителям и направить на экспорт стальные полуфабрикаты, что лишает потребителей необходимых рычагов ответного рыночного влияния.
Доля продукции черной металлургии в затратах на производство и реализацию продукции составляет: в машиностроении – 13–18 %, в промышленности строительных материалов – 7–12 %, в целом по промышленности – около 7%. Опережающий рост цен на металлопродукцию ведет к перераспределению доходов между отраслями экономики, увеличивает затраты предприятий металлопотребляющих отраслей и отрицательно влияет на их финансово-экономические показатели. Особенно негативно резкий рост цен на металлопродукцию отражается на отраслях, в которых цены и тарифы регулируются и сдерживаются государством, – таких как железнодорожный и трубопроводный транспорт, электроэнергетика, в значительной степени газовая и нефтяная промышленность [6].
В период 2010-2012 гг темпы роста ВВП составляли в среднем 104% в год. Правительство в марте 2013 года утвердило сценарии развития экономики РФ на период 2013-2030, где среднегодовой рост ожидался в пределах 103-103,2%, но фактически по итогам 2013 года годовой рост ВВП составил только 1,3%. В 2014 году ВВП стал расти еще медленнее – по итогам двух первых кварталов 2014 г прирост составил только 0,8%, и экономисты предполагали падение темпов роста. Необходимо отметить, что «эффект» Олимпиады в Сочи составил 0,3 процентных пункта от роста ВВП. [1]
К показателям, в первую очередь характеризующим рост следует отнести инвестиции в основной капитал. Так как именно этот фактор со временем возвращается в экономику как рост производственной активности. И если прирост инвестиций в 2011 г. составлял 20,6%, то к 2013 году лишь 5,3%. В 2014 году темп роста стал менее 100%.
Рисунок 1 – Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте[2]
Несмотря на ситуацию большинство активных контрактов между западными компаниями и их российскими клиентами остались в силе. Основное направление санкций состояло не в прекращении деятельности, а в возможности лишить страну притока инвестиционных ресурсов, западного капитала. Контракты и капитал испарились, экономический рост замедлился, и такие крупнейшие российские компании, как «Аэрофлот», оказались неспособными привлечь необходимые инвестиции.
Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Таблица 3 – Состав бюджета на 2014 – 2016 гг.[3]
Статья | |||
Доходы | |||
Расходы | |||
В том числе | |||
На оборону | |||
На экономику | |||
На социальные нужды | |||
Прочее |
Согласно законопроекту о бюджете на 2016 год, подготовленном Минфином, доходы федерального бюджета РФ на 2016 год запланированы на уровне 13,577 трлн рублей, расходы - 15,761 трлн рублей, соответственно, дефицит бюджета будет равен 2,184 трлн рублей. Показатель эквивалентен 2,8% ВВП.
Предельный уровень внутреннего госдолга РФ устанавливается на 1 января 2017 года в размере 9 трлн рублей, внешнего — 55,1 млрд долларов. Ожидается сокращение Резервного фонда к концу 2015 года до 3,379 трлн рублей, к концу 2016 года — до 1,249 трлн рублей. Фонд национального благосостояния сократится до 4,694 трлн рублей с 4,908 трлн рублей на начало года.
Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки.
Рост ВВП России в 2015-2017 годах может достичь 2-3,2% за счет перерабатывающей промышленности, сообщил заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, выступая на Российском экономическом и финансовом форуме в Германии.[4]
Ухудшение ситуации в экономике и на финансовом рынке России, связанное с возросшими геополитическими рисками, бросает серьезный вызов экономической политике РФ, отмечают в Банке России. В условиях возросшей неопределенности важно создавать четкие ориентиры для населения и бизнеса, считают в ЦБ. В связи с этим регулятор представил три сценария развития российской экономики на 2015-2017 гг.
С 2015 года, по мере снижения общей экономической неопределенности, ожидается восстановление положительного роста инвестиций. Прирост инвестиций в 2015 году составит 2,4%, в 2016 году – 1,6%, в 2017 году – 4,7 процента. При таких темпах роста валовое накопление основного капитала будет сокращаться (с 21,5% ВВП в 2013 году до 20,5% к 2017 году). Одним из факторов восстановления роста послужит динамика инвестиций транспортного комплекса. Доля транспорта (без трубопроводного) в общем объеме инвестиций увеличится с 17,6% в 2013 году до 19,3% к 2017 году. Значительная часть прироста будет обеспечена развитием дорожного хозяйства за счет реализации проектов с привлечением средств ФНБ (развитие ЦКАД), а также за счет выполнения обязательств региональных бюджетов. Кроме того, сценарий предусматривает реализацию дополнительных (помимо утвержденных ранее) инфраструктурных проектов.
В 2015 – 2017 гг. предполагается рост инвестиций в развитие газопроводной инфраструктуры, связанный с реализацией проектов Сила Сибири, Бованенково – Ухта (3-я нитка) и других, а также с техническим перевооружением и реконструкцией газопроводов. В 2015 – 2017 гг. также предполагается рост инвестиций в основной капитал добычи газа, в 2017 году возможно ускорение роста в связи с освоением восточных проектов.
Кроме того, предполагается возобновление роста инвестиций в таких секторах как торговля, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и других.
Прогнозируется расширение собственных средств предприятий, как источника инвестирования. Их доля в инвестиционных ресурсах увеличится с 47,5% в 2013 году до 51,5–52,5% к 2017 году.
Консервативная фискальная политика будет ограничивать возможности роста инвестиций за счет федерального бюджета. Инвестиции региональных бюджетов будут ограничены ростом социальных обязательств и отсутствием дополнительных источников финансирования дефицитов. Капитальные расходы бюджетной системы будут сокращаться в реальном выражении.
По мере завершения ряда крупных капитальных проектов и ухудшения финансовых показателей компании инфраструктурного сектора и ряда сырьевых секторов могут снижать свою инвестиционную активность в прогнозный период. Так, в металлургическом секторе высокий уровень инвестиций прошлых лет и сокращение внешнего спроса на продукцию приведут к дальнейшему снижению инвестиций в основной капитал в 2015 – 2017 гг. (со среднегодовым темпом 5,3 % в год).
Снижение инвестиций также ожидается в нефте- и нефтепродуктопроводном транспорте и производстве нефтепродуктов. Наибольшее падение может сложиться в 2016 году, что определит снижение роста общих инвестиций до 1,6 процента. Это замедление связано с завершением реализации основных мероприятий по модернизации производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности в рамках четырехстороннего соглашения между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Ростехрегулированием. В нефте- и нефтепродуктопроводном транспорте ожидается снижение инвестиций в 2015 – 2017 гг. за счет сокращения нового строительства (с резким сокращением в 2016 и 2017 годах) и снижения объемов программы реконструкции и модернизации в 2016 и 2017 годах. Кроме того, в 2016 году ожидается сокращение инвестиций в основной капитал теплоэнергетики в связи с завершением предусмотренных вводов генерации по договорам предоставления мощности и с неопределенностью дальнейшей пролонгации этого механизма.
Среднегодовые темпы роста розничного товарооборота за 2015 – 2017 гг. составят 2,9 %, платных услуг населению – 2,5 процента.
Динамика потребительского спроса будет ограничена рядом негативных факторов. Прежде всего, это возможное ухудшение ситуации на рынке труда, что может понизить потребительскую уверенность населения, замедление роста потребительского кредита и низкий потенциал дальнейшего снижения нормы сбережений, а также достаточно сдержанный рост доходов населения.
Ожидается, что по мере снижения объемов производства и ухудшения ожиданий, компании в течение года начнут сокращать занятость. В среднем за 2014 год безработица составит 6,2 % экономически активного населения.