Проблемы развития геоэкономики

Как показывает анализ развития современной экономики, геоэкономические вопросы заслуживают самого пристального внимания со стороны политического истеблишмента. Без гра­мотного учета геоэкономического фактора в своей внутренней и внешней политике экономически слабая страна вряд ли суме­ет подняться с колен. Национальной экономике необходимо не обороняться, а наступать, а для этого нужны продуманная, дол­госрочная и комплексная геоэкономическая стратегия и госу­дарственный аппарат, способный эту стратегию реализовать. Таким образом, на основе геоэкономического подхода к ситуа­ции на мировом рынке можно выделить три основные группы проблемразвития геоэкономики как научной дисциплины и ин­струмента для достижения политической цели:

1) создание теоретико-методологических основ формирова­ния геоэкономической стратегии государства;

2) создание практикориентированного комплекса методов решения геоэкономических проблем (тактический инструмен­тарий);

3) формирование геоэкономического мышления (подготов­ка и переподготовка специалистов, работающих в сфере регу­лирования внешнеэкономической деятельности).

Рассмотрим содержание данных проблем.

Каждое государство заботится о своем будущем, выстраи­вая стратегическую перспективу, формируя собственную док­трину и стратегию развития. Это ставит перед государством несколько геоэкономических задач, включая:

– "встраивание" в мировую хозяйственную систему, исхо­дя не только из текущих интересов, но и с учетом будущих, по­скольку эта система динамично развивается:

– целенаправленное создание благоприятных геоэкономи­ческих ситуаций с использованием широкого арсенала приемов и средств стратегического маневрирования;

– формирование умений управлять формой интеграцион­ных союзов, их гибким переливом из одного состояния в другое, создавать новые альянсы, использовать разные формы между­народного хозяйственного общения;

– обучение технологии ведения конкурентной борьбы, ее стратегическим приемам и методам.

Однако подобные задачи пока не имеют соответствующей теоретической базы: до сих пор не сформулированы основы, позволяющие создать "работающую" концепцию экономичес­кого сотрудничества единого неконфронтационного мира. Между тем глобальная схема экономического взаимодействия позволила бы общими усилиями разработать национальные, регио­нальные и общемировые механизмы оптимального баланса ин­тересов всех субъектов мирового хозяйства. С этой точки зре­ния огромный интерес для исследователей и политиков пред­ставляет развитие геоэкономики как концепции внешнеэконо­мической стратегии и формирования внешнеэкономических доктрин.

Условие выработки приемлемой стратегии заключается в таком выявлении закономерностей трансформации националь­ной экономики, которые оказывают влияние на формирование целостной системы экономического взаимодействия с мировой хозяйственной системой, на ее характер. В рамках такого под­хода внешнеэкономическая стратегия государства должна включать три взаимообусловленные и взаимозависимые части: национальную экономику, доктрину как стратегический арсе­нал реализации национальной доктрины и мировую хозяйствен­ную систему. Развитие этих частей геоэкономики по трем уров­ням, связанным с теоретическим обоснованием, формулирова­нием экономической политики и ее реализацией, представлено в таблице.

Проблемы развития геоэкономики - student2.ru

Исходя из потребностей формирования и реализации внеш­неэкономической стратегии государства, геоэкономика как на­учная дисциплина должна включать:

1. Концептуальные воззрения, отражающие интерпрета­цию глобального мира через систему экономических атрибутов.

2. Вынесенную за национальные рамки систему экономичес­ких атрибутов и экономических отношений, определяющих кон­тур глобального экономического пространства, в котором раз­ворачиваются мировые экономические процессы. Геоэкономи­ка выступает как симбиоз национальных экономик и государ­ственных институтов, переплетение национальных и наднаци­ональных экономических и государственных структур.

3. Политологическую систему взглядов (концепцию), соглас­но которой политика государства предопределяется экономи­ческими факторами и включением национальных экономик и их хозяйствующих субъектов в мировые воспроизводственные Циклы с целью участия в формировании и распределении ми­рового дохода на базе высоких геоэкономических технологий.

Соответственно, в центре внимания геоэкономики должны быть не только стратегические, но и тактические механизмы и инструменты политики государства. Среди основных тактичес­ких приемов геоэкономики выделяют расширение пространства решений за пределы известного опыта: выигрывает тот, кто первым сконструирует новое экономическое пространство и сумеет построить для него систему деятельностей. В этом плане недостаток ресурсов рассматривается геоэкономикой как ресурс развития. При этом большинство геоэкономических планов строится на эффекте преадаптации, когда создаются формы деятельности для политической, экономической или культурной реалии которой в сегодняшнем мире нет, но которая завтра неминуемо возникнет. Так, в 1970-е гг. США начали рассматри­вать финансово-юридическое поле как площадку преадаптации, а правовое регулирование — как форму управления новой глобализованной экономикой. Это привело впоследствии к "сбросу" промышленности в развивающиеся страны и построению в США постиндустриальной «штабной экономики», продуктом ко­торой являются международные правила игры.

Для выработки тактического инструментария особое значе­ние приобретают вопросы управления "вписыванием" националь­ного хозяйства в мировую экономику. Как считает Э. Кочетов, прежде всего это связано с серьезными преобразованиями в орга­низационно-управленческой форме внешнеэкономических свя­зей. Ее основой может стать система ориентиров для включения национальной экономики в мирохозяйственную сферу, которая включает три группы ориентиров: общетеоретические, методо­логические и организационно-экономические.

Встав на путь преобразований, следует исходить из того, что открытость закономерностям экономического развития ми­рового товарного хозяйства не должна исключать учета сложив­шихся отраслевых, территориально-производственных и дру­гих пропорций развития национальной экономики. Выравнива­ние пропорций развития и обеспечение последовательности (по­ступательности) и сбалансированности экономики — главная задача переходного периода в процессе адаптации экономики к мировому экономическому развитию и в целях успешной реа­лизации стратегии внешнеэкономического развития. Такая под­готовительная работа особенно важна в приоритетных облас­тях, где предстоит осуществить экономический рывок, выход на качественно новый уровень развития (в электронно-вычис­лительной технике, биотехнологии, в области разработки новей­ших материалов, новых источников энергии и т. д.).

При этом важно учитывать, что, хотя интернационализа­ция в силу своей природы вызывает ломку сложившихся экономических структур, нельзя сказать, что этот процесс идет стихийно и не подвержен целенаправленному управлению.

Управление процессами интернационализации состоит в правильном выборе:

1) приоритетного научно-технического слоя интернациона­лизации;

2) степени и темпов ее воздействия;

3) структуры управления и соответствующих организационно-экономических форм, выступающих неотъемлемыми атрибутами интернационализации. Анализ ориентиров включения национальной экономики в мирохозяйственную сферу имеет огромное значение для опре­деления страной реальной и потенциальной роли в мировом хо­зяйстве, адекватной своему экономическому, научному, чело­веческому потенциалам. Очевидно, что во внешнеэкономичес­кой сфере можно занять только строго определенную нишу, ко­торой соответствуют свои товарные и организационно-хозяй­ственные формы.

Однако, как показывает опыт нашей страны, существует противоречие между возможностями экономической диплома­тии и их использованием. Примером малопродуманной, спон­танной внешней экономической стратегии стала попытка руко­водства России реализовать в 90-е гг. XX в. доктрину "немед­ленной переориентации российской экономики на западные рынки", результатом которой стали разрыв и свертывание тор­гово-экономических связей с постсоветскими странами, потеря многих традиционных рынков сбыта.

Огромной проблемой для российской внешнеэкономической политики является также противоречие между краткосрочны­ми потребностями и долгосрочными интересами страны. Так, в структуре экспорта страны все большую часть занимает про­довольствие. На его закупку тратится более 8 млрд. долл., тогда как в развитие собственного сельского хозяйства вкладывается менее 1 млрд. долл. Или пример другого рода. Продажа россий­ской компании "Пермские моторы" американскому "Боингу" привела к остановке производства, и Россия лишилась завода, который производил моторы не только для авиации, но и для подводных лодок. Заслуживает внимание и то, что ежегодно доход компании составляет 1,5 млрд. долл. При этом стартовая цена продажи была определена в 1,2-1,5 млрд. долл., т. е. срок окупаемости должен был составить год. Таким образом, решая краткосрочные проблемы, государство упускает возможности определения долгосрочной перспективы развития не только отдельных предприятий, но российской экономики в целом. Это отличается от геоэкономических факторов внешнеэкономичес­кой стратегии развитых стран, в которых основное внимание уделяется средне- и долгосрочному анализу тенденций разви­тия мировой экономики и повышению конкурентоспособности компаний и национальных экономик на основе формирования производственно-инвестиционных комплексов и цепочек раз­вития новых форм интеграции.

Названные просчеты в формировании и реализации внешнеэкономической стратегии России позволяют утверждать, что существующая система государственного управления не обес­печивает реализации геоэкономических интересов страны. По­этому требуется кардинальное реформирование государствен­ной службы, создание национальной системы проблемно-ори­ентированной профессиональной переподготовки и повышения квалификации ее кадрового потенциала. При этом важнейшей составляющей обучения должно стать углубленное изучение геоэкономической модели развития России, тем более что по­добное обучение гражданских и военных должностных лиц уже осуществляется во многих странах.

Показательна в этом отно­шении деятельность Центра по изучению европейской и меж­дународной безопасности имени Маршалла (Германия). В центре обучения находится проблема со­здания единой научной базы и государственного механизма комплексного использования силовых и ненасильственных мер для предотвращения войн, вооруженных конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций. Она ставится перед обучаемыми в виде целой совокупности тесно взаимосвязанных, обусловливающих друг друга проблем (проблемы совершенствования и дальнейшего развития теории конфликтов, включая военные, с целью их адекватного восприятия и реагирования на них; проблемы создания все более совершенных сил и средств, способных решать свойственные им задачи реалистического сдерживания противника; проблемы совершенствования и развития подготовки кадров миростроителей, а также предотвращения войн, воо­руженных конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций). Ее изучением и разработкой сегодня занимаются в различных предметных областях знаний, научных и учебных дисциплинах десятки ведущих научных и учебных центров развитых стран мира: США, Великобритании, Германии, Франции, Китая, Япо­нии и др., включая Россию. Наибольшее развитие эта деятель­ность по разработке и изучению рассматриваемой проблемати­ки получила за последние годы в сфере деятельности по обес­печению национальной и международной безопасности. Специ­фика большинства рассматриваемых при этом проблем заклю­чается в том, что они могут эффективно решаться лишь на го­сударственном уровне, так как требуют для своего разрешения комплексного использования по единому замыслу и плану орга­низаций различных министерств.

Естественно, что подготовка необходимых для решения гео­экономических проблем страны руководящих кадров должна осуществляться в ведущих высших учебных центрах каждой из стран, а их выпускники в своей дальнейшей служебной де­ятельности должны руководствоваться не узковедомственны­ми, а национальными интересами (в первую очередь той их ча­стью, которые являются жизненно важными для личности, об­щества и государства) и обладать необходимым умением и ка­чествами для их практической реализации в своей многообраз­ной деятельности.

Выводы

1. Геоэкономика как наука, изучающая широкий круг по­литико-экономико-географических вопросов, начинает оформ­ляться в 80-е гг. XX века. Значение геоэкономики определено ее главной целью — обоснованием экономической стратегии и тактики поведения государства для повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Именно геоэкономика позволяет реализовать предпринимательские функции современных государств.

2. В современных условиях в понимании предмета и границ геоэкономики нет единства мнений. Существуют три основные точки зрения, получившие развитие в различных национальных школах геоэкономики. Сторонники первой рассматривают гео­экономику как раздел геополитики. Представители второй счи­тают, что геоэкономика выросла из геополитики и теперь ее пол­ностью заменяет. Исследователи, принадлежащие к третьей группе, создают концепции на основе синтеза геополитики и гео­экономики, например теорию геоэкономической политики.

3. Важнейшим требованием теоретической геоэкономики
является признание многовариантности мирового развития.
Поэтому геоэкономический подход не ставит задачи интеграции различных школ, направлений и концепций, но предполагает их изучение и использование на основе принципа методологического плюрализма.

4. Прикладная геоэкономика использует традиционные методы экономической политики, включая финансовую и денежно-кредитную политики, и специальные методы, появление которых связано с развитием глобальной экономики. Первая группа специальных методов — "кольберизм высоких технологий" ориентирована на рост конкурентоспособности государства на основе инновационного решения проблем геоэкономического соперничества. Вторая группа — методы геоэкономической войны предполагает нанесение противнику ущерба невоенными экономическими способами, в результате применения которых происходит перераспределение национального и мирового дохода в пользу победителя.

5. Проблема формирования и реализации геоэкономической стратегии России носит комплексный характер и связана с ре­шением трех основных групп задач: методологических (созда­ние концептуальной базы), организационно-управленческих (со­здание соответствующих управленческих структур, наделен­ных необходимыми полномочиями) и кадровых (подготовка и переподготовка кадров, обладающих современными ключевы­ми компетенциями для принятия решений в сфере внешнеэко­номической деятельности государства и предприятий в глобаль­ном мире).

Наши рекомендации