Проблемы развития геоэкономики
Как показывает анализ развития современной экономики, геоэкономические вопросы заслуживают самого пристального внимания со стороны политического истеблишмента. Без грамотного учета геоэкономического фактора в своей внутренней и внешней политике экономически слабая страна вряд ли сумеет подняться с колен. Национальной экономике необходимо не обороняться, а наступать, а для этого нужны продуманная, долгосрочная и комплексная геоэкономическая стратегия и государственный аппарат, способный эту стратегию реализовать. Таким образом, на основе геоэкономического подхода к ситуации на мировом рынке можно выделить три основные группы проблемразвития геоэкономики как научной дисциплины и инструмента для достижения политической цели:
1) создание теоретико-методологических основ формирования геоэкономической стратегии государства;
2) создание практикориентированного комплекса методов решения геоэкономических проблем (тактический инструментарий);
3) формирование геоэкономического мышления (подготовка и переподготовка специалистов, работающих в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности).
Рассмотрим содержание данных проблем.
Каждое государство заботится о своем будущем, выстраивая стратегическую перспективу, формируя собственную доктрину и стратегию развития. Это ставит перед государством несколько геоэкономических задач, включая:
– "встраивание" в мировую хозяйственную систему, исходя не только из текущих интересов, но и с учетом будущих, поскольку эта система динамично развивается:
– целенаправленное создание благоприятных геоэкономических ситуаций с использованием широкого арсенала приемов и средств стратегического маневрирования;
– формирование умений управлять формой интеграционных союзов, их гибким переливом из одного состояния в другое, создавать новые альянсы, использовать разные формы международного хозяйственного общения;
– обучение технологии ведения конкурентной борьбы, ее стратегическим приемам и методам.
Однако подобные задачи пока не имеют соответствующей теоретической базы: до сих пор не сформулированы основы, позволяющие создать "работающую" концепцию экономического сотрудничества единого неконфронтационного мира. Между тем глобальная схема экономического взаимодействия позволила бы общими усилиями разработать национальные, региональные и общемировые механизмы оптимального баланса интересов всех субъектов мирового хозяйства. С этой точки зрения огромный интерес для исследователей и политиков представляет развитие геоэкономики как концепции внешнеэкономической стратегии и формирования внешнеэкономических доктрин.
Условие выработки приемлемой стратегии заключается в таком выявлении закономерностей трансформации национальной экономики, которые оказывают влияние на формирование целостной системы экономического взаимодействия с мировой хозяйственной системой, на ее характер. В рамках такого подхода внешнеэкономическая стратегия государства должна включать три взаимообусловленные и взаимозависимые части: национальную экономику, доктрину как стратегический арсенал реализации национальной доктрины и мировую хозяйственную систему. Развитие этих частей геоэкономики по трем уровням, связанным с теоретическим обоснованием, формулированием экономической политики и ее реализацией, представлено в таблице.
Исходя из потребностей формирования и реализации внешнеэкономической стратегии государства, геоэкономика как научная дисциплина должна включать:
1. Концептуальные воззрения, отражающие интерпретацию глобального мира через систему экономических атрибутов.
2. Вынесенную за национальные рамки систему экономических атрибутов и экономических отношений, определяющих контур глобального экономического пространства, в котором разворачиваются мировые экономические процессы. Геоэкономика выступает как симбиоз национальных экономик и государственных институтов, переплетение национальных и наднациональных экономических и государственных структур.
3. Политологическую систему взглядов (концепцию), согласно которой политика государства предопределяется экономическими факторами и включением национальных экономик и их хозяйствующих субъектов в мировые воспроизводственные Циклы с целью участия в формировании и распределении мирового дохода на базе высоких геоэкономических технологий.
Соответственно, в центре внимания геоэкономики должны быть не только стратегические, но и тактические механизмы и инструменты политики государства. Среди основных тактических приемов геоэкономики выделяют расширение пространства решений за пределы известного опыта: выигрывает тот, кто первым сконструирует новое экономическое пространство и сумеет построить для него систему деятельностей. В этом плане недостаток ресурсов рассматривается геоэкономикой как ресурс развития. При этом большинство геоэкономических планов строится на эффекте преадаптации, когда создаются формы деятельности для политической, экономической или культурной реалии которой в сегодняшнем мире нет, но которая завтра неминуемо возникнет. Так, в 1970-е гг. США начали рассматривать финансово-юридическое поле как площадку преадаптации, а правовое регулирование — как форму управления новой глобализованной экономикой. Это привело впоследствии к "сбросу" промышленности в развивающиеся страны и построению в США постиндустриальной «штабной экономики», продуктом которой являются международные правила игры.
Для выработки тактического инструментария особое значение приобретают вопросы управления "вписыванием" национального хозяйства в мировую экономику. Как считает Э. Кочетов, прежде всего это связано с серьезными преобразованиями в организационно-управленческой форме внешнеэкономических связей. Ее основой может стать система ориентиров для включения национальной экономики в мирохозяйственную сферу, которая включает три группы ориентиров: общетеоретические, методологические и организационно-экономические.
Встав на путь преобразований, следует исходить из того, что открытость закономерностям экономического развития мирового товарного хозяйства не должна исключать учета сложившихся отраслевых, территориально-производственных и других пропорций развития национальной экономики. Выравнивание пропорций развития и обеспечение последовательности (поступательности) и сбалансированности экономики — главная задача переходного периода в процессе адаптации экономики к мировому экономическому развитию и в целях успешной реализации стратегии внешнеэкономического развития. Такая подготовительная работа особенно важна в приоритетных областях, где предстоит осуществить экономический рывок, выход на качественно новый уровень развития (в электронно-вычислительной технике, биотехнологии, в области разработки новейших материалов, новых источников энергии и т. д.).
При этом важно учитывать, что, хотя интернационализация в силу своей природы вызывает ломку сложившихся экономических структур, нельзя сказать, что этот процесс идет стихийно и не подвержен целенаправленному управлению.
Управление процессами интернационализации состоит в правильном выборе:
1) приоритетного научно-технического слоя интернационализации;
2) степени и темпов ее воздействия;
3) структуры управления и соответствующих организационно-экономических форм, выступающих неотъемлемыми атрибутами интернационализации. Анализ ориентиров включения национальной экономики в мирохозяйственную сферу имеет огромное значение для определения страной реальной и потенциальной роли в мировом хозяйстве, адекватной своему экономическому, научному, человеческому потенциалам. Очевидно, что во внешнеэкономической сфере можно занять только строго определенную нишу, которой соответствуют свои товарные и организационно-хозяйственные формы.
Однако, как показывает опыт нашей страны, существует противоречие между возможностями экономической дипломатии и их использованием. Примером малопродуманной, спонтанной внешней экономической стратегии стала попытка руководства России реализовать в 90-е гг. XX в. доктрину "немедленной переориентации российской экономики на западные рынки", результатом которой стали разрыв и свертывание торгово-экономических связей с постсоветскими странами, потеря многих традиционных рынков сбыта.
Огромной проблемой для российской внешнеэкономической политики является также противоречие между краткосрочными потребностями и долгосрочными интересами страны. Так, в структуре экспорта страны все большую часть занимает продовольствие. На его закупку тратится более 8 млрд. долл., тогда как в развитие собственного сельского хозяйства вкладывается менее 1 млрд. долл. Или пример другого рода. Продажа российской компании "Пермские моторы" американскому "Боингу" привела к остановке производства, и Россия лишилась завода, который производил моторы не только для авиации, но и для подводных лодок. Заслуживает внимание и то, что ежегодно доход компании составляет 1,5 млрд. долл. При этом стартовая цена продажи была определена в 1,2-1,5 млрд. долл., т. е. срок окупаемости должен был составить год. Таким образом, решая краткосрочные проблемы, государство упускает возможности определения долгосрочной перспективы развития не только отдельных предприятий, но российской экономики в целом. Это отличается от геоэкономических факторов внешнеэкономической стратегии развитых стран, в которых основное внимание уделяется средне- и долгосрочному анализу тенденций развития мировой экономики и повышению конкурентоспособности компаний и национальных экономик на основе формирования производственно-инвестиционных комплексов и цепочек развития новых форм интеграции.
Названные просчеты в формировании и реализации внешнеэкономической стратегии России позволяют утверждать, что существующая система государственного управления не обеспечивает реализации геоэкономических интересов страны. Поэтому требуется кардинальное реформирование государственной службы, создание национальной системы проблемно-ориентированной профессиональной переподготовки и повышения квалификации ее кадрового потенциала. При этом важнейшей составляющей обучения должно стать углубленное изучение геоэкономической модели развития России, тем более что подобное обучение гражданских и военных должностных лиц уже осуществляется во многих странах.
Показательна в этом отношении деятельность Центра по изучению европейской и международной безопасности имени Маршалла (Германия). В центре обучения находится проблема создания единой научной базы и государственного механизма комплексного использования силовых и ненасильственных мер для предотвращения войн, вооруженных конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций. Она ставится перед обучаемыми в виде целой совокупности тесно взаимосвязанных, обусловливающих друг друга проблем (проблемы совершенствования и дальнейшего развития теории конфликтов, включая военные, с целью их адекватного восприятия и реагирования на них; проблемы создания все более совершенных сил и средств, способных решать свойственные им задачи реалистического сдерживания противника; проблемы совершенствования и развития подготовки кадров миростроителей, а также предотвращения войн, вооруженных конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций). Ее изучением и разработкой сегодня занимаются в различных предметных областях знаний, научных и учебных дисциплинах десятки ведущих научных и учебных центров развитых стран мира: США, Великобритании, Германии, Франции, Китая, Японии и др., включая Россию. Наибольшее развитие эта деятельность по разработке и изучению рассматриваемой проблематики получила за последние годы в сфере деятельности по обеспечению национальной и международной безопасности. Специфика большинства рассматриваемых при этом проблем заключается в том, что они могут эффективно решаться лишь на государственном уровне, так как требуют для своего разрешения комплексного использования по единому замыслу и плану организаций различных министерств.
Естественно, что подготовка необходимых для решения геоэкономических проблем страны руководящих кадров должна осуществляться в ведущих высших учебных центрах каждой из стран, а их выпускники в своей дальнейшей служебной деятельности должны руководствоваться не узковедомственными, а национальными интересами (в первую очередь той их частью, которые являются жизненно важными для личности, общества и государства) и обладать необходимым умением и качествами для их практической реализации в своей многообразной деятельности.
Выводы
1. Геоэкономика как наука, изучающая широкий круг политико-экономико-географических вопросов, начинает оформляться в 80-е гг. XX века. Значение геоэкономики определено ее главной целью — обоснованием экономической стратегии и тактики поведения государства для повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Именно геоэкономика позволяет реализовать предпринимательские функции современных государств.
2. В современных условиях в понимании предмета и границ геоэкономики нет единства мнений. Существуют три основные точки зрения, получившие развитие в различных национальных школах геоэкономики. Сторонники первой рассматривают геоэкономику как раздел геополитики. Представители второй считают, что геоэкономика выросла из геополитики и теперь ее полностью заменяет. Исследователи, принадлежащие к третьей группе, создают концепции на основе синтеза геополитики и геоэкономики, например теорию геоэкономической политики.
3. Важнейшим требованием теоретической геоэкономики
является признание многовариантности мирового развития.
Поэтому геоэкономический подход не ставит задачи интеграции различных школ, направлений и концепций, но предполагает их изучение и использование на основе принципа методологического плюрализма.
4. Прикладная геоэкономика использует традиционные методы экономической политики, включая финансовую и денежно-кредитную политики, и специальные методы, появление которых связано с развитием глобальной экономики. Первая группа специальных методов — "кольберизм высоких технологий" ориентирована на рост конкурентоспособности государства на основе инновационного решения проблем геоэкономического соперничества. Вторая группа — методы геоэкономической войны предполагает нанесение противнику ущерба невоенными экономическими способами, в результате применения которых происходит перераспределение национального и мирового дохода в пользу победителя.
5. Проблема формирования и реализации геоэкономической стратегии России носит комплексный характер и связана с решением трех основных групп задач: методологических (создание концептуальной базы), организационно-управленческих (создание соответствующих управленческих структур, наделенных необходимыми полномочиями) и кадровых (подготовка и переподготовка кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями для принятия решений в сфере внешнеэкономической деятельности государства и предприятий в глобальном мире).