Тема 7. Воспроизводство в национальном хозяйстве
3.1. Аудиторная письменная работа (1 -3 стр)на тему: Экономический роста национальном хозяйстве и его виды» по вопросам:
а) что такое экономический рост?
б) источники экономического роста?
в) каковы виды экономического роста в масштабе национального хозяйства?
3.2. Экономическая политика государства и правовые меры стимулирования,
хозяйственного прогресса
3.2.1.Вопросы на сообразительность:
а) чем различаются между собой накопление в домашнем хозяйстве, на фирме и в
государственном секторе?
б) каким образом изменяется структура производственного накопления в условиях
научно-технического прогресса в обществе;
в) в чем экстенсивный и интенсивный экономический рост противоположены друг другу;
г) чем объясняется, что в 1950 – 1990 гг. в нашей стране преобладал экстенсивный
экономический рост?
д) что обществу и крупному капиталу выгоднее: осваивать природные ресурсы с помощью существующей техники и технологии или же расходовать значительные капиталы на коренное обновление техники, технологии для производства качественно новой продукции?
е) каковы достоинства современной инновационной экономики в отношений повышения качества продукции и экономии производственных затрат?
ж) какими новыми качествами должен обладать работник с высшим образованием, чтобы выпускать инновационные продукты новых поколений?
2.2. Тест: как в инновационной экономике взаимосвязаны факторы экономического роста:
а) информационные технологии;
б) образование;
в) прогресс фундаментальных наук;
г) воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы;
д) рост социальных затрат государства?
3. Равновесие и неустойчивость национальной экономики.
3.1. Вопросы для обсуждения:
а) что означает равновесие национальной рыночной экономики? Каково в этом случае
соотношение спроса и предложения в национальном масштабе? Как графически
изобразить равновесное состояние экономики страны?
б) по какой причине возникает неустойчивость национальной экономики. При каком
состоянии хозяйства страны возникает экономический кризис? В каком соотношении в
этот период находятся спрос и предложение в национальном масштабе?
в) как можно списать движение экономики на каждой фазе экономического цикла.
Определите, как изменяются экономические показатели:
· состояние производства,
· прибыль, норма прибыли
· занятость,
· соотношение спроса и предложения на рынке,
· цены товаров,
· процент по кредиту и банковский процент;
г) каковы экономические и правовые меры по преодолению кризиса:
· меры государства и бизнеса по проведению политики занятости;
· правовая организация по безработице;
· экономическое и правовое регулирование инфляции
4. Особенности современного мирового финансового и экономического кризиса.
Для подготовки этого вопроса студентов следует ориентировать на самостоятельное изучение научных статей и подготовки отзывов на них.
Тема 8. Роль экономики в развитии социальных отношений
1. Воспроизводство населения страны и факторы, влияющие на его динамику.
1.1.Аудиторная письменная работа (2 -3 стр.) на тему: «Воспроизводство населения страны по вопросам:
а) как измеряется численность населения?
б) каковы современные тенденции воспроизводства населения в разных странах?
1.2. Верно – неверно:
а) воспроизводство населения в решающей степени зависит от биологических и
природных факторов;
б) уровень производства пищи в расчете на душу населения ограничивает
воспроизводство населения;
в) для увеличения численности населения необходимы высокие темпы роста жизненного
уровня населения в расчете на душу населения;
г) высокая рождаемость в странах Азии, Африки и Латинской Америки объясняется
природно-климатическими условиями;
д) сравнительно значительный естественный прирост населения в США вызывается
иммиграцией.
1.3. Вопросы для обсуждения: демографического положения в России:
а) каковы экономические и правовые меры по стимулированию рождаемости в нашей
стране;
б) какие меры принимаются в нашей стране по снижению смертности населения?
в) как государство содействует переселению соотечественников из-за рубежа?
Г) что нового появилось в политике миграции в России?
2. Государственное финансовое регулирование доходов населения.
2.1. Почему государство должно заниматься регулированием доходов населения?
2.2 Кто материально должен поддерживать неработающую половину населения? Каково значение государства? (см. ст.7 Конституции Российской Федерации)
2.3. Степень социально-экономического расслоения населения. Коэффициент Джини.
2.4. Качество жизни. Индекс человеческого развития.
3. Современные изменения в структуре экономической занятости населения. Социально-экономическое значение развития сферы услуг.
Обсуждение материалов, подготовленных студентами самостоятельно по заранее избранным темам