Глава 18. Новая формулировка общей теории занятости

Мы достигли теперь той стадии, когда можно соб­рать воедино нити нашей аргументации. Для начала мо­жет оказаться полезным выяснить, какие элементы в эко­номической системе мы обычно принимаем как данные, какие являются независимыми переменными нашей сис­темы и какие - зависимыми переменными.

В качестве данных мы принимаем достигнутый уро­вень квалификации и количество имеющегося труда, су­ществующее качество и количество наличного оборудо­вания, применяемую технологию, степень конкуренции, вкусы и привычки потребителя, тягость труда различной интенсивности, роль контроля и организации, а также социальную структуру, включающую силы, которые, по­мимо наших переменных, о которых речь пойдет ниже, определяют распределение национального дохода. Это не означает, что мы считаем эти факторы неизменны­ми, - просто в данном месте и в данной ситуации мы не рассматриваем или не принимаем во внимание влия­ния и последствия изменений этих факторов.

Независимыми переменными у нас являются прежде всего склонность к потреблению, график предельной эф­фективности капитала и норма процента, хотя, как мы видели, их можно более глубоко проанализировать.

К зависимым переменным мы относим прежде всего объемы занятости и национального дохода (или наци­онального дивиденда), измеряемые в единицах заработ­ной платы.

Факторы, которые мы приняли в качестве заданных, оказывают влияние на наши независимые переменные, но не определяют их полностью. Например, график предельной эффективности капитала зависит отчасти от имеющегося количества оборудования, которое являет­ся одним из заданных факторов, и отчасти от состо­яния долгосрочных предположений, которые не могут быть выведены из заданных факторов. Однако имеются некоторые другие элементы, которые настолько полно определяются заданными факторами, что мы можем рассматривать сами эти производные элементы тоже как заданные. Например, заданные факторы позволяют нам определить, какой уровень национального дохода, измеренного в единицах заработной платы, будет соот­ветствовать любому данному уровню занятости. Таким образом, в рамках экономической структуры, которую мы принимаем как данную, национальный доход зави­сит от объема занятости, т. е. от количества усилий, посвящаемых текущему производству, в том смысле, что между ними имеется устойчивая связь. Кроме то­го, они позволяют нам вывести форму функций совокуп­ного предложения, которые воплощают физические ус­ловия предложения для различных видов продуктов, т.е. объем занятости, которая будет в производстве, соответствующем любому данному уровню эффектив­ного спроса, измеряемого в единицах заработной пла­ты. Наконец, они дают нам функцию предложения тру­да (или усилий), и тем самым они говорят нам inter alia, в какой точке функция занятости для труда в целом перестанет быть эластичной.

Однако график предельной эффективности капитала зависит частично от заданных факторов и частично от ожидаемого дохода от различных видов капитальных активов. Со своей стороны, норма процента зависит частично от состояния предпочтения ликвидности (т. е. функции ликвидности) и частично от количества денег, измеряемого в единицах заработной платы. Та­ким образом, мы можем иногда рассматривать наши полностью независимые переменные как состоящие из: 1) трех фундаментальных психологических факторов, а именно психологической склонности к потреблению, пси­хологического восприятия ликвидности и психологиче­ского предположения о будущем доходе от капитальных активов; 2) единицы заработной платы, определяемой соглашениями о размерах заработной платы между на­нимателями и нанимаемыми, и 3) количества денег, ко­торое определяется действиями центрального банка. Та­ким образом, если мы возьмем в качестве заданных при­веденные выше факторы, то эти переменные определяют национальный доход (или дивиденд) и размер занято­сти. Но эти последние в свою очередь могут быть под­вергнуты дальнейшему разложению и не являются, так сказать, нашими конечными элементарными независи­мыми переменными.

Разделение определяющих факторов экономиче­ской системы на две группы — заданных факторов и не­зависимых переменных, - разумеется, совершенно про­извольно с любой абсолютной точки зрения. Разделе­ние должно производиться целиком на основе опыта, так чтобы оно соответствовало, с одной стороны, фак­торам, изменения которых представляются такими мед­ленными или столь малосущественными, что имеют сла­бое и сравнительно малозаметное краткосрочное вли­яние на наше quaesitum, и, с другой стороны, тем факторам, изменения которых на практике оказывают, как полагают, решающее влияние на наше quaesitum. Наша цель в данном случае состоит в том, чтобы выяс­нить, чем определяется в каждый данный момент на­циональный доход конкретной экономической системы и (что почти одно и то же) размер занятости в ней. В столь сложной области исследований, как экономиче­ская теория, в которой мы не можем надеяться на очень точные обобщения, это будут факторы, изменения которых главным образом определяют наше quaesitum. Нашей конечной задачей является выбор тех перемен­ных, которые могут находиться под сознательным контро­лем или управлением центральной власти в той реаль­ной системе, в которой мы живем.

II

Попытаемся теперь подвести итоги нашей аргумента­ции в предыдущих главах, располагая факторы в по­рядке, обратном тому, в котором мы их вводили.

Существует побуждение подталкивать величину но­вых инвестиций до такого уровня, при котором цена предложения капитального актива каждого вида дости­гает такого значения, что в сочетании с его перспектив­ной выгодой она приводит предельную эффективность капитала в целом к приблизительному равенству с нор­мой процента. Это означает, что величина новых инве­стиций совместно определяется физическими условиями предложения в отраслях, производящих капитальные блага, состоянием уверенности относительно ожидаемо­го дохода, психологической расположенностью к ликвид­ности и количеством денег (предпочтительно измеряе­мым в единицах заработной платы).

Но рост (или падение) уровня инвестиций должен будет повлечь за собой рост (или падение) уровня пот­ребления, поскольку поведение публики, вообще говоря, таково, что она готова расширить (или сузить) разрыв между своим доходом и потреблением только в том слу­чае, если ее доход возрастает (или уменьшается). Ины­ми словами, изменения в размерах потребления в общем случае происходят в том же направлении (хотя и от­стают по объему), что и изменения в уровне дохода. Связь между данным приростом сбережений и сопро­вождающим его приростом потребления задается пре­дельной склонностью к потреблению. Определенное та­ким образом отношение между приростом инвестиций и соответствующим приростом совокупного дохода, из­меряемыми в единицах заработной платы, задается мультипликатором инвестиций.

Наконец, если мы допускаем (в качестве первого приближения), что мультипликатор занятости равен мультипликатору инвестиций, то мы можем, применяя мультипликатор к приросту (или убыванию) величины инвестиций, вызванному указанными факторами, полу­чить прирост занятости.

Прирост (или сокращение) занятости может, одна­ко, сдвинуть вверх (или вниз) график предпочтения ликвидности. Существует три способа, посредством ко­торых он будет способствовать повышению спроса на деньги: во-первых, постольку, поскольку ценность вы­пуска будет повышаться при увеличении занятости, да­же если единица заработной платы и цены (в едини­цах заработной платы) не меняются; кроме того, сама единица заработной платы будет тяготеть к увеличению с улучшением занятости и, наконец, рост выпуска бу­дет сопровождаться ростом цен (в единицах заработ­ной платы) из-за роста издержек в краткосрочном аспекте.

Таким образом, эти последствия будут оказывать влияние на состояние равновесия. Имеются также и другие последствия. Кроме того, среди указанных фак­торов нет ни одного, который не мог бы иногда менять­ся существенно и внезапно. Отсюда крайняя сложность действительного хода вещей. Тем не менее это, по-ви­димому, как раз те факторы, которые было бы полезно и удобно выделить. Если мы будем изучать какую-либо реальную проблему в соответствии с предложенной схемой, то мы убедимся, что она легче поддается ре­шению. И наша практическая интуиция (способная ох­ватить более широкий комплекс фактов, чем тот, с ко­торым можно работать на основе общих принципов) по­лучит для работы более удобоваримый материал.

Цитир.по: Дж.М.Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. Пер.с англ. М.: Прогресс, 1978. С.78-85, 313-320.


Наши рекомендации