Список основной литературы
№ | Наименование рукописи | Авторы | Издательство |
Экономика | Ефимова Е.Г. | М:ФЛИНТА | |
Экономика | Под ред.лобачёвой е.н. | М:ЭКЗАМЕН | |
Экономика | Под ред. Вахитова К.И., Ванеркиной Т.С. | М: ЭКОНОМИКА | |
Принципы экономикс | Мэнкью Н.Г. | СПБ: ПИТЕР | |
Экономика | Под ред.Симионова Ю.Ф. | М.:ФЕНИКС | |
Основы современной экономики | Козырев В.М. | М.: ДЕЛО | |
Экономика | Овчинников Г.П. | М.: ЭКОНОМИКА | |
Основы экономики | Райзберг Б.А. | М.: ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ | |
Микроэкономика | Максимова В.Ф. | М.:МАРКЕТ ДС | |
Экономический образ мышления | Хейне Пол | М.:ДЕЛО |
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
№ | Наименование рукописи | Авторы | Издательство |
Экономическая теория | Добрынин А.И.. Тарасевич Л.С. | СПБ : ПИТЕР КОМ | |
Курс микроэкономики | Нуреев Р.М. | М.: НОРМА | |
Экономикс | К.Р.Макконнелл. С.Брю | М.: РЕСПУБЛИКА | |
Рынок: микроэкономическая модель | Долан Э.Линдсей Дж. | СПБ:АВТОКОМП | |
Макроэкономика | Ивашковский С.Н. | М.:ДЕЛО | |
Микроэкономика: практический подход | Под ред Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. | М.:КНОРУС | |
Микроэкономика,т1 | Гальперин В.М., Игнатьевс.М., Моргунов В.И. | СПБ.: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА | |
Микроэкономика,т.2 | Гальперин В.М., Игнатьев В.С., Моргунов В.И. | СПБ.: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА | |
Современная микроэкономика : анализ и применение .т.1 | Хайман Д.Н. | ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА | |
История экономических учений | Под ред. Автономова В. | М.: ИНФРА - М | |
Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории | Камаев В.Д. и др. | М.:ВЛАДОС | |
Микроэкономика. | Максимова В.Ф. | М.: МЭСИ | |
Макроэкономика | Юрьева Т.В. , Марыганова Е.А. | М.: МЭСИ | |
История экономических учений | Горяинова Л.В. | М.: МЭСИ | |
Журнал «Вопросы Экономики» | |||
Журнал «Российский Экономический Журнал» | |||
Журнал «Эксперт» | |||
Газета «Ведомости» | |||
Газета «Коммерсант» | |||
Журнал «Деньги» |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.Агенство консультаций и деловой информации «Экономика»//http://www.akdi.ru
2. Макроэкономическая статистика России (на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации )//http://www.eeg.ru.
3.Макроэкономическая статистика России (на сайте Аналитической лаборатории «Веди» )//http://www.vedi.ru/statbase.htm#1.
4.Аналитические доклады по экономическим проблемам России ( на сайте «Национальной электронной библиотеки») //http://www.nns.ru/analytdoc/anal2.html.
5. Обзоры состояния экономики России (на сайте Института экономики переходного периода) //http://online.ru/sp/iet/trends/.
6.Аналитические доклады по экономическим проблемам России (на сайте Экспертного института)//http://www.exin.ru/test/doc.html.
7.Перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь учащимся //http://referats-tv.stars.ru/link
8.Библиотека Либертариума (представлены книги и статьи Мизеса, Хайека, других авторов, несколько сборников, а также отдельные статьи) //http://www.libertarium.ru/libertarium/library.
9.Corp.On-line учебники, статьи и обзоры по различным аспектам бизнеса//http://www.europrimex.com/education/center_line.htm.
10.E-MANAGEMENT(полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии) //http://e-management.newmail.ru/.
11.Институт экономики переходного периода (книги, статьи по проблемам экономики переходного периода)//http://www.iet.ru/.
12.I.Marketing (сайт, посвящённый вопросам маркетинга: учебные пособия, монографии, статьи, программное обеспечение, конференции маркетологов)//http://www.marketing.spb.ru/.
13.Корпоративные финансы. Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы. Антикризисное пособие. Архивы журнала «Аудит и финансовый анализ». Бизнес – планы реальных предприятий. Программы инвестиционного анализа и управления проектами//http://www.cfin.ru/.
14.Кризис мирового капитализма. Сорос Дж.( книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, политических деятелей и их советников, специалистов по финансам) //http://capitalism.narod.ru/.
15.Бюджетная система России http://www.budgetrf.ru
16.Сайт Центрального банка России http://www .cbr.ru
ГЛОССАРИЙ
Абсолютное преимущество— преимущество в производстве определенных товаров и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря имеющемуся у нее особому набору факторов производства, например благодаря особенностям климата или особенностям образования и трудовых навыков населения.
Активы— все, чем владеют экономические агенты (природные ресурсы, деньги, акции и любое другое движимое и недвижимое имущество).
Акционерное общество— организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акция— ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и удостоверяющая право собственности ее владельца на долю в уставном капитале, а также право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов и право на участие в управлении акционерным обществом,
Альтернативная стоимость блага— стоимость наилучшей альтернативы, от которой приходится отказаться, чтобы получить данное благо; ценность самой предпочтительной альтернативы из числа тех, что были отвергнуты 8 процессе выбора данного блага.
Альтернативные издержки— издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание ресурсов.
Амортизация— исчисленные в денежном выражении затраты предприятия, возмещающие износ основного капитала в процессе производства.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство— законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие их созданию.
Бартер— натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар».
Безработица— экономическое состояние, при котором желающие работать и ищущие работу не могут её найти.
Безработица структурная— вызвана несоответствием между существующей структурой рабочей силы (квалификацией или профессией работников) и структурой рабочих мест (квалификационными или профессиональными требованиями работодателей); обусловлена постоянными структурными сдвигами в экономике и научно-техническим прогрессом.
Безработица сезонная— связана с колебаниями уровня экономической активности' в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики (к примеру, сельское хозяйство, туризм, строительство).
Безработица фрикционная— связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Основная причина ее существования — несовершенство информации, неполнота сведений о наличии свободных рабочих мест.
Безработица циклическая— является следствием колебаний экономической активности и возникает во время экономического спада.
Безработные — лица, которые в рассматриваемый период времени одновременно удовлетворяли следующим критериям: не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы и были готовы к ней приступить.
«Белые воротнички»— работники умственного труда (чиновники, работники аппарата управления, менеджеры и др.), входящие в состав так называемого «непроизводственного персонала» предприятий и государственного сектора.
Благо— все, что способно удовлетворять потребности людей, приносить им пользу, доставлять удовольствие.
Блага Гиффена— блага, для которых закон спроса невыполняется (то есть величина спроса на которые растет с ростом их цены). Как правило, это не очень качественные блага первой необходимости, доля которых в расходах потребителей велика.
Блага свободные (даровые, неэкономические)— блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения всех имеющихся потребностей в них по нулевой цене. Примерами таких благ являются солнечный свет, воздух, ветер и др. При определенных условиях свободные блага могут стать экономическими. Например, чистый воздух в мегаполисе.
Блага экономические (ограниченные)— блага, которые имеются в ограниченном количестве и которых недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. Такими являются практически все блага. Можно выделить два вида экономических благ: товары (любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме) и услуги (блага, предоставляемые в форме деятельности).
Брокер— посредник при осуществлении операций с ценными бумагами, торгующий
за счет и по поручению клиента. Доход брокера — комиссионные от суммы сделки.
Бухгалтерская прибыль— это разница между выручкой фирмы и ее бухгалтерскими издержками.
Бухгалтерские (явные, внешние) издержки— реально произведенные платежи за факторы производства и условно начисленные расходы (например, амортизация).
«Быки»— спекулянты, «играющие» на повышение на рынке ценных бумаг. Предвидя повышение курса ценных бумаг и способствуя такому повышению, «быки» заранее скупают эти ценные бумаги, чтобы через некоторое время выгодно продать их по более высокой цене.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика— меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и / или расходов государственного бюджета. Основными ее целями являются сглаживание циклических колебаний и стабилизация экономики (поддержание стабильного уровня совокупного выпуска, полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен). Основными инструментами выступают расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки, налоги и трансферты.
Валовой внутренний продукт (ВВП)— совокупная стоимость всей конечной продукции, созданной за определенный период (как правило, за один год) внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
Валовой национальный продукт (ВШ1)— стоимость всей конечной продукции, созданной за определенный период (как правило, за один год) внутри страны и за ее пределами с использованием факторов производства, принадлежащих только данной стране.
Валютный курс— цена денежной единицы данной страны, выраженная в валютах других стран или в международных платежных единицах.
Вексель— ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определенной форме. Вексель дает лицу, которому он выдан, безусловное право на получение (возврат) предоставленного им на фиксированный срок и на определенных условиях денежного долга.
Величина предложения— максимальное количество блага, которое производители готовы предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Величина спроса— максимальное количество блага, которое потребители готовы приобрести по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Взаимозаменяемые товары —см. товары-заменители.
Взаимодополняемые товары —см. дополняющие товары.
Вклад (депозит)— денежные средства, размещаемые физическими или юридическими лицами в банках в целях хранения и получения процентного дохода.
Вклад до востребования —см. текущий счет.
Внешняя среда фирмы— представляет собой совокупность условий за пределами фирмы, которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами (поставщики, потребители, конкуренты, политическая ситуация в стране и др.).
Внутренняя среда фирмы— представляет собой совокупность процессов, происходящих внутри фирмы (кадры, менеджмент, производство, финансы).
Выручка (TR) — денежные средства, полученные фирмой от продажи произведенной продукции; произведение количества проданного товара на его цену.
Галопирующая инфляция— инфляция, при которой среднегодовой темп прироста уровня цен превышает 10%, но менее 50% в месяц.
Гиперинфляция— наиболее острая форма инфляции, при которой среднемесячный темп прироста уровня цен превышает 50%.
Главные (основные) вопросы экономики— фундаментальные вопросы, встающие перед любой экономической системой в связи ограниченностью имеющихся ресурсов: (1) что производить?какие потребности считать самыми приоритетными, каким образом следует распределить редкие ресурсы между производством различных благ; (2) как производить?как наиболее эффективно использовать доступные ресурсы для производства выбранных благ, какую технологию производства следует выбрать; (3) для кого производить?как наиболее эффективно распределить произведенные блага, следует ли делить по принципу «от каждого по способностям — каждому по потребностям» или же по принципу «кто не работает, тот не ест».
Глобализация— процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п.
Государство— совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках политическую и экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.
Государственный бюджет— финансовый план доходов и расходов страны за определенный период времени (как правило, за один год); юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его функций.
Государственный долг— общая стоимость государственных ценных бумаг, имеющихся у домашних хозяйств, банков, фирм и иностранных государств.
Девальвация— официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Денежная масса— количество находящихся в наличном обращении денежных знаков, а также денежные средства, размещенные на счетах до востребования.
Демпинг— установление искусственно заниженных цен на экспортируемые товары с целью вытеснения конкурентов.
Деньги— признаваемое всеми средство обмена («всеобщий посредник»), которое принимается в обмен на товары и услуги и может быть использовано для накопления богатства с целью осуществления платежей в будущем.
Дефицит государственного бюджета— величина превышения расходов госбюджета над его доходами.
Дефицит на рынке— ситуация, при которой при данной цене количество товара, которое готовы продать производители (величина предложения), оказывается меньшим, чем количество товара, которое готовы приобрести потребители (величина спроса).
Дефляция— устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.
Дефолт— невыполнение обязательств, неплатеж, отказ от уплаты долга.
Дивиденд— часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им периодически в зависимости от вида и количества имеющихся у них акций.
Дилер— зарегистрированный на бирже торговец ценными бумагами, осуществляющий сделки за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между ценами покупки и продажи ценных бумах", а также за счет изменения их курсов.
Длинные циклы (длинные волны Кондратьева)— 50-60-летние периоды последовательной смены ускорения и замедления темпов развития мировой экономики.
Добавленная стоимость— стоимость продукта производителя за вычетом стоимости сырья и материалов, купленных им у других производителей.
Долгосрочный период производства— период, в течение которого все производственные ресурсы рассматриваются как переменные, фирма имеет возможность изменить объемы использования всех используемых ресурсов.
Домашнее хозяйство— индивид или группа индивидов, проживающие вместе и совместно распоряжающиеся финансовыми ресурсами.
Дополняющие товары (комплементы)— товары, которые обычно потребляются вместе. Например, фотопленка является дополняющим (сопутствующим) товаром для пленочных фотоаппаратов. Поэтому при росте цены пленочных фотоаппаратов спрос на фотопленку будет падать.
Естественная монополия— официально признанная монополия на производство и / или продажу какого-либо блага, применительно к которому монополизм обусловлен либо естественными причинами (например, минеральную воду «Боржоми» может поставлять на рынок только компания "Georgian Glass and Mineral Water"), либо соображениями экономической выгоды (к примеру, Мосводоканал, Мосэнерго и другие).
Естественный уровень безработицы— объективно складывающийся, относительно стабильный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами, не связанными с динамикой экономического цикла. Предполагает наличие фрикционной, сезонной, структурной безработицы и отсутствие лишь циклической безработицы.
Закон возрастающих альтернативных издержек— экономический закон, основанный на модели кривой производственных возможностей и утверждающий, что, при прочих равных условиях, с увеличением объемов производства данного блага альтернативная стоимость каждой последующей единицы этого блага для общества возрастает.
Закон повышения потребностей— экономический закон, утверждающий, что по мере удовлетворения существующих потребностей у людей появляются все новые и новые потребности, а старые качественно видоизменяются.
Закон предложения— экономический закон, утверждающий, что, при прочих равных условиях, чем выше цена данного блага, тем больше блага готовы предложить продавцы, и наоборот. Таким образом, цена и величина предложения находятся в прямой зависимости.
Закон спроса— экономический закон, утверждающий, что, при прочих равных условиях, чем больше цена данного блага, тем меньше величина спроса на него, и наоборот; основывается как на здравом смысле, так и на экономической теории; справедлив практически для всех благ (исключения — блага Гиффена).
Закон убывающей предельной отдачи— экономический закон, утверждающий, что, начиная с определенного момента, увеличение объемов использования какого-либо одного ресурса (при неизменном объеме других ресурсов, используемых для производства данного блага) приводит к уменьшению прироста выпуска продукции в результате применения каждой дополнительной единицы этого ресурса.
Закон убывающей предельной полезности— экономический закон, утверждающий, что, начиная с определенного момента, увеличение объемов потребления какого-либо блага приводит к уменьшению прироста полезности в результате потребления каждой дополнительной единицы этого блага (то есть к уменьшению предельной полезности).
Заработная плата— цена, выплачиваемая за использование фактора производства «труд»; доход наемных работников.
Земля (природные ресурсы)— все естественные ресурсы, созданные природой и используемые в производстве экономических благ (собственно земля, минеральные, водные, лесные и др. ресурсы).
Избыток на рынке (затоваривание)— ситуация, когда при данной цене количество товара, которое готовы продать производители (величина предложения), оказывается большим, чем количество товара, которое готовы приобрести потребители (величина спроса).
Издержки производства (общие) (TQ — затраты фирмы на покупку производственных ресурсов (факторов производства), выраженные в денежной форме. В краткосрочном периоде общие издержки могут быть разделены на постоянные и переменные: TC(Q) = VC[Q) + FC.
Импорт— ввоз из-за границы товаров и услуг, предназначенных для продажи на территории данной страны.
Инвестиции— затраты на приобретение новых единиц физического капитала или обновление старых (в здания, сооружения, машины, оборудование и др.).
Институционализм— направление экономической мысли XIX-XX века, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия экономических решений. Основные представители: Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс, У. Митчелл.
Инфляция— устойчивая тенденция роста общего уровня цен.
Инфляция издержек— причиной является сокращение совокупного предложения, вызванное неожиданным ростом издержек (например, рост цен на топливные ресурсы, повышение зарплаты вследствие действий профсоюза и др.); может привести к стагфляции, то есть одновременному спаду производства и росту уровня цен.
Инфляция спроса— причиной является увеличение совокупного спроса и непропорциональный рост денежной массы. В этом случае «большое количество денег гоняется за небольшим количеством товаров». Рост совокупного спроса может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных) или увеличением предложения денег.
Капитал физический (реальный)— средства труда, которые используются человеком в производстве благ (в т.ч. здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, трубопроводы, линии электропередачи и т.д.).
Картель— тайный сговор или легальное соглашение между несколькими фирмами-олигополистами по поводу установления цен и определения объемов продаж продукции на данном рынке (в данной отрасли).
Кейнсианство— направление экономической мысли XX века, указывающее на необходимость активного государственного регулирования экономики, направленного на сглаживание циклических колебаний. Основоположник: Дж. Кейнс.
Классическая школа политэкономии— направление экономической мысли XVII - сер. XIX веков, сторонники которого источник «богатства народов» видели в сфере производства, доказывали неэффективность вмешательства государства в экономику, полагая, что «невидимая рука рынка» (механизм рыночной конкуренции) устроит все самостоятельно и наилучшим образом. Основные представители: У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей.
Капитал финансовый— финансовые средства (деньги, акции, облигации); не может выступать непосредственным («производительным») фактором производства, но с его помощью приобретаются все факторы производства.
Краткосрочный период производства— период, в течение которого только часть из производственных ресурсов фирмы является фиксированной, тогда как количество других используемых факторов может быть изменено. Таким образом, выпуск фирмы может быть частично изменен при изменении объема используемых переменных факторов.
Командная (административная, плановая, централизованная) экономическая система— система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Государственное регулирование цен порождает дефицит и черный рынок. Важный недостаток централизованной экономики — отсутствие стимулов для работника и производителя. Ее преимущества — возможность быстро мобилизовать и сосредоточить ресурсы для развития приоритетных отраслей, а также относительная стабильность.
Коммерческий банк— частная организация, которая имеет законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли. Коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные (по привлечению депозитов) и активные (по выдаче кредитов).
Конвертируемость валюты— способность валюты данной страны обмениваться на валюты других стран.
Конечная продукция— товары и услуги, поступающие в конечное потребление, накопление или на экспорт, то есть не предназначенные для дальнейшей переработки или перепродажи. К ним относятся: потребительские товары длительного (автомобили, бытовая техника и др.) и кратковременного (продукты питания, одежда, обувь, лекарства и др.) пользования; личные потребительские услуги; инвестиции фирм в увеличение производственной базы (то есть построенные в текущем году производственные здания, сооружения, машины и оборудование); продукция, отправленная на экспорт.
Конкуренция— соперничество между экономическими агентами за лучшие условия продажи (между производителями) или покупки (между потребителями) экономических благ.
Контрольный пакет акций— количество обыкновенных акций, которое обеспечивает большинство голосов на собрание акционеров.
Косвенные налоги— налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или тарифа на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены косвенные налоги ввиде, акцизов, налога на добавленную стоимость, таможенных сборов.
Краткосрочный период— период времени, в течение которого величина одних факторов производства может изменяться, а размеры использования других факторов остаются фиксированными.
Кредит— денежные средства (ссуда), предоставленные заемщику, на определенный срок на условиях возвратности и платности.
Кредит ипотечный— кредит, представляемый на приобретение недвижимости и выданный под залог приобретаемой недвижимости.
Кредит потребительский— кредит, представляемый домашним хозяйствам для приобретения в рассрочку потребительских товаров и услуг.
Кредитно-денежная (монетарная) политика— представляет собой меры по регулированию денежного рынка страны с целью стабилизации экономики. К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: норма обязательных резервов; учетная ставка процента; операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг.
Кривая предложения— представляет собой графическое отображение функции предложения; как и в случае со спросом, величина предложения (Qs) по; традиции откладывается по оси абсцисс, а цена товара (р) — по оси ординат.
Кривая спроса— представляет собой графическое отображение функция спроса; в экономической теории по традиции величина спроса на товар (Qd)откладывается по оси абсцисс, а цена товара (р) – по оси ординат.
Кривая Лаффера— кривая, отражающая зависимость величины налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки.
Кривая производственных возможностей (КПВ)— экономическая модель, используемая для иллюстрации проблемы выбора в масштабах всего общества; показывает альтернативные варианты использования обществом ограниченных ресурсов.
Курс акций— рыночная биржевая цена ценной бумаги, определяемая на основе взаимодействия спроса и предложения.
Ликвидность актива— способность актива превращаться вналичные деньги (чем меньше издержки этого превращения, тем ликвиднее актив).
Макроэкономика— раздел экономической теории, изучающий состояние и; тенденции функционирования национальной экономики как целостной системы. Она исследует общие для всей экономики страны проблемы: темпы и факторы экономического роста, производство национального богатства, экономический цикл и его причины, занятость и безработицу, денежное обращение и инфляцию, государственный бюджет и государственный долг, макроэкономическую политику государства, валютные курсы и внешнеторговую политику страны.
Макроэкономическая политика государства— действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания темпов экономического роста, полной занятости ресурсов и ограничения инфляции.
Максимальная цена (цена потолка)— устанавливаемая государством максимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке.
Мгновенный период производства— период, в течение которого все производственные ресурсы фирмы являются фиксированными, производитель не в состоянии изменить количество ни одного из используемых факторов производства. При этом если фирма использует в производстве все имеющиеся ресурсы, то объем ее выпуска не может быть увеличен.
«Медведи» — спекулянты, «играющие» на понижение цен. На рынке ценных бумаг «медведи» продают ценные бумаги тогда, когда цены начинают падать с расчетом, что выкупят эти же ценные бумаги обратно, когда цены на них станут более низкими.
Меркатилизм— направление экономической мысли XVI-XVU веков, представители которого отождествляли «богатство нации» с благородными металлами (золотом, серебром) и предлагали регулировать внешнюю торговлю таким образом, чтобы обеспечить их приток в страну и препятствовать их оттоку. Основные представители: Т. Манн (1571-1641), А. Монкретьен (1575-1621).
Международное разделение труда— специализация стран на производстве определенных товаров, в изготовлении которых страна имеет абсолютное или сравнительное преимущества переде другими странами.
Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий первичные «звенья» экономики — отдельных потребителей (домашние хозяйства) и производителей (фирмы), а также функционирование отдельных отраслей народного хозяйства. Микроэкономический анализ исследует цели и средства отдельных экономических агентов, механизм их взаимодействия и координации. В современной рыночной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.
Минимальная заработная плата— официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на фирмах любой формы собственности в стране в виде наименьшей почасовой (к примеру, не менее 50 рублей в час) или месячной (к примеру, не менее 800 рублей в месяц) ставки.
Минимальная цена (цена пола)— устанавливаемая государством минимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке.
Мировая экономика (мировое хозяйство)— совокупность взаимосвязанных друг с другом национальных экономик стран мира.
Модель экономического кругооборота— экономическая модель, описывающая в упрощенном виде функционирование экономики. В рамках простой модели предполагается взаимодействие домохозяйств и фирм на рынке ресурсов и рынке товаров и услуг. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно владельцами и, соответственно, поставщиками ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на факторы производства, предлагая, всвою очередь, потребительские товары и услуги. С целью более полного отражения действительности модель может быть расширена путем включения в нее секторов «государство», «банки», «заграница».
Монетаризм — направление экономической мысли второй половины XX века, согласно которому определяющую роль в экономических процессах играет количество денег в обращение и связь между денежной массой и товарной. Основные представители: К. Бруннер, А. Мельтцер, М. Фридмен, А. Шварц,
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором предложение представлено множеством продавцов товаров, являющихся близкими заменителями. Фирмы на этом рынке обладают небольшой рыночной властью, обусловленной степенью уникальности ее продукта. Наиболее распространенный способ повышения уникальности продукта — реклама. Вход на рынок и выход с него, как правило, являются свободными.
Монополия— тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует \ единственный производитель, нет близких товаров-заменителей, существуют ! «запретительные» входные барьеры. Монопсония— тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует
единственный покупатель.
Налог — обязательные платежи, взимаемые федеральными, региональными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц.
Налог косвенный — налоги, которые включаются в цену товаров и услуг и уплачиваются косвенно потребителями при совершении покупок. Например, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы.
Налог прямой — налоги, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Например, подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль.
Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором все необходимые для его членов блага производятся только в пределах самого хозяйства и только для удовлетворения их потребностей.
Номинальный ВВП — представляет собой стоимостной объем выпуска всех конечных товаров и услуг экономикой страны, выраженный в фактически! сложившихся ценах (то есть в ценах текущего года).
Норма обязательных резервов — доля денежных средств, привлеченных коммерческим банком (величина вкладов), которую он обязан хранить (резервировать) в центральном банке в качестве обязательных резервов.
Нормальная (ползучая) инфляция — инфляция, при которой среднегодовой темп прироста уровня цен меньше 5%.
Нормативный экономический анализ — подход к оценке экономической ситуации с позиции конкретной системы жизненных ценностей. Ставит целью определить, что должно было бы происходить в экономике или ее отдельной части, какие решения следует принимать экономическим агентам. Такие высказывания всегда субъективны, отражают позицию конкретного экономиста, в них содержатся такие слова, как «следует...», «необходимо.. .», «требуется...», «должно...» и т.п. Примеры: для преодоления проблемы дефицита государственного бюджета правительству необходимо существенно повысить уровень налогов на доходы граждан; уровень безработицы в настоящее время слишком высок.