Прогнозирование экономики: отраслевой и региональный аспекты
Многообразие субъектов, входящих в Россию, предопределяет необходимость учета региональных особенностей при решении общих для страны экономических и социальных проблем. Поэтому при постановке задач государственного масштаба должен быть учтен территориальный аспект.
Основная цель прогнозирования территориального социально-экономического развития – обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной экономической политики. Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и ежегодную (текущие прогнозы).
Задачи прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу:
1. Размещение производительных сил.
2. Совершенствование территориальной структуры.
3. Выравнивание социально-экономического развития территорий.
4. Определение базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реализации целевых государственных программ.
5. Определение путей рационального использования природных ресурсов.
6. Определение путей улучшения состояния окружающей среды регионов.
7. Определение направлений совершенствования демографической ситуации.
Эти задачи прогнозирования решаются совместно на федеральном и региональном уровнях.
Задачи прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу:
1. Определение перспектив развития инфраструктуры региона.
2. Разработка собственного производства импортозамещающей продукции.
3. Разработка мероприятий по стабилизации экономической и финансовой ситуации в регионах.
4. Определение перспектив и путей развития экспортоориентированных регионов.
5. Выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ.
Среднесрочные прогнозы разрабатываются на территориях с последующим согласованием важных для страны задач на федеральном уровне.
Задача текущего (краткосрочного) территориального прогнозирования:
1. Определение инфляционных ожиданий (динамики изменения цен и тарифов).
2. Определение вариантов развития опорных (базовых) отраслей.
3. Определение налоговых потенциалов регионов, их бюджетной обеспеченности и потребности в дотациях и субвенциях из федерального бюджета.
Эти задачи обязательно должны быть решены на основании региональной политики, учитывающей специфику конкретного региона и особенности современного этапа проведения экономических реформ.
В плановой экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С середины 60-х гг. основными признанными документами были Генеральная схема развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения. К концу 70-х гг. появилась Комплексная программа научно-технического прогресса. В 80-х гг. разрабатывались основные направления экономического и социального развития СССР, республик, регионов.
Система прогнозов и планов имела определенные позитивные качества:
создавались условия для увязки макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические, социальные факторы.
В России ситуация в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель хозяйствования. Было ликвидировано детальное директивное планирование, в значительной мере утрачены контрольные функции при социально-экономическом прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема расселения в России.
Однако отраслевые прогнозы утратили свою действенность, т. к. некоторые отраслевые министерства ликвидированы, другие же лишены возможности воздействовать на производство. Минэкономразвития РФ не управляет реальным сектором экономики; ликвидирована, собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя система прогнозирования и планирования разрушена.
Усилия федеральных и региональных органов власти по прогнозированию направлены, главным образом, на попытку регулировать процессы развития в ближайшей перспективе.
Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки:
- не охватывает отрасли реального сектора экономики;
- не определяет долгосрочной перспективы;
- не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов;
- не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и достоверность прогнозных расчетов.
Учитывая долговременный характер решения большинства региональных экономических, социальных и экологических проблем, необходимо разрабатывать стратегию перспективного территориального развития, что способствовало бы в свою очередь целенаправленному формированию территориальной структуры стабильно развивающейся экономики.
Научный подход к обеспечению формирующейся системы государственного прогнозирования требует обоснования перспективы экономического и социального развития региона.
Наряду с общеизвестными прогнозами социально-экономического развития России и территорий следует разрабатывать в каждом муниципальном образовании прогноз-стратегию развития, комплексные и локальные прогнозы развития отдельных отраслей.
Ученые и специалисты отмечают, что долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы субъектов РФ должны быть увязаны в единый комплекс с прогнозами по стране.
Такая взаимосвязь должна обеспечиваться:
- преемственностью долгосрочной стратегии, среднесрочных программ и прогнозов и текущих (краткосрочных) прогнозов по стране в целом и по отдельно взятой территории;
- существованием единой методологии сбора, обработки статистической информации, а также методических рекомендаций по разработке прогнозных показателей;
- разработкой прогнозных показателей по единым сценарным условиям, единой системе индикаторов и дефляторов;
- разработкой прогнозных показателей в единые сроки.
В идеальном случае необходимо наличие методических рекомендаций по всем территориальным аспектам прогнозирования:
- по разработке территориальных разделов прогнозов социально-экономического развития РФ;
- по разработке региональных аспектов отраслевых прогнозов;
- по созданию комплексного прогноза социально-экономического развития региона;
- по разработке региональных целевых программ.
Ежегодно Правительство РФ выпускает постановления, регламентирующие порядок разработки краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны и регионов, а также бюджетов на предстоящий год.
Этими постановлениями закрепляются функции федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти по сбору исходной информации, определению стартовых условий развития экономики, а также разработке сценарных, макетных параметров функционирования экономики страны на ближайшую перспективу. Особую роль в согласовании федеральных и региональных прогнозов играют контрольные цифры и финансово-экономические условия прогнозного периода.
Поскольку регионы страны значительно различаются между собой по географическому положению, инфраструктурному потенциалу, по обеспеченности топливо-энергетическими ресурсами, - очевидно, что в областях ЦФО и в Приморье динамика макропоказателей не может быть одинаковой.
Поэтому в составе контрольных цифр необходимо приводить конъюнктурные прогнозы рынков (внутренних и внешних) по важнейшим видам продукции, а также планы Правительства РФ о развитии системы государственных заказов, закупок, принятие мер по поддержке развития базовых отраслей, то есть то, что будет определять возможности развития отдельных регионов.
Анализ региональных прогнозов необходимо проводить на предмет установления пропорций:
- в развитии отдельных отраслей и составных частей ВРП;
- между инвестициями и их влиянием на развитие производства и социальной сферы;
- между развитием производства, занятостью, оплатой труда, доходами населения;
- между развитием экономического потенциала региона и бюджетной обеспеченностью.
На основании постановлений правительства в регионах издаются постановления, распоряжения администраций по разработке собственных проектов прогнозов и бюджетов на среднесрочную и краткосрочную перспективу.
Статистические службы обязаны предоставить в администрацию информацию о динамике показателей социально-экономического развития за предшествующие годы (как правило, за 2-3 года до начала прогнозируемого).
Организационная модель прогнозирования - понятие комплексное. Оно включает распределение: целей между различными исполнителями, задач и функций по разработке показателей прогноза между участниками процесса, ответственности, полномочий и прав внутри системы.
Важнейшими элементами модели являются коммуникации, потоки информации и документооборот. При построении организационной модели необходимо исходить из системного подхода и организационного моделирования.
При этом системный подход предполагает: учет всех задач прогнозирования; выявление системы функций, прав и ответственности и их «привязка» к задачам; исследование и организационное оформление всех связей и отношений по горизонтали при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных проектов; обеспечение сочетания (согласованности) вертикальных и горизонтальных связей (централизации и децентрализации).
Применяются следующие традиционные методы проектирования организационных структур: экспертно-аналитический (обследования и формирование структуры группой экспертов); структуризации целей.
Организационное моделирование представляет собой разработку формализованных (математических, графических и др.) отображений распределения полномочий и ответственности в каком-либо процессе, являющихся базой для построения различных вариантов организационных структур.
Существует несколько основных типов организационных моделей:
- математико-кибернетические, описывающие организационные связи и отношения в виде математических формул или при помощи имитационных языков;
- графо-аналитические-сетевые, матричные и др. табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, организационных связей (метасхемы информационных, денежных потоков, матрицы распределения полномочий и ответственности, органиграммы процессов принятия решений и др), которые дают возможность анализировать распределение функций, полномочий, ответственности, организационные связи;
- натурные модели организационных структур (для оценки функционирования реальных структур)
- математико-статистические модели построения на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организационных структурах, созданных для аналогичных целей в сопоставимых условиях.