Экономика средневековой Японии
Рождение государства
Специалисты считают, что отсчет японской цивилизации начинается с III в., когда был заложен фундамент первого японского государства. Это значительно позднее, чем начало цивилизации в Китае, Египте, Индии. В III—V вв. здесь сложилась племенная федерация Ямато. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны. В 604 г. принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей»,содержавший принципы существования и управления Японского государства. Это прежде всего принцип жесткой иерархии и абсолютного суверенитета правителя. Принципы эти были заимствованы из китайской модели развития, но японское общество, сформировавшееся значительно позже китайского, не готово было их воспринять. Страна раздиралась междоусобицами, завершавшимися переворотами.
Переворот Тайка
В 645 г. переворот Тайка открыл полувековой период Великих перемен, в результате которых царство Ямато превратилось в сильное централизованное государство. Коренным образом были реформированы не только административные отношения, но и отношения в сельском хозяйстве. В соответствии с китайской моделью была введена универсальная система налогообложения. Отменялось частное землевладение, все земли были переданы в ведение правителя.
Только правителю принадлежало право распределения земель, что значительно усилило центральную власть — власть царского дома и связанных с ним кланов.
Был создан закон о земельных наделах— хандэн, в соответствии с которым крестьяне получили земельные наделы, но одновременно власти ввели многочисленные налоги и повинности: поземельный, подворный, натуральный налоги, воинскую повинность, выплату высоких процентов за взятый взаймы рис. Некоторые из налогов взимались продуктами сельского хозяйства. Особенно тяжелым было бремя различных отработок. По законам Тайхорё, которым в 701 г. были дополнены реформы Тайка, барщина составляла 60 дней в году, но фактически крестьяне работали на землях царской семьи и князей значительно больше.
После уплаты налогов и выполнения трудовой повинности у крестьян нередко не оставалось ни продовольствия, ни семян. Они должны были брать рис взаймы, причем только из государственных амбаров и под высокие проценты, доходившие до 50%, а иногда до 100%. Чтобы расплатиться с долгами, крестьяне были вынуждены закладывать свои земельные наделы или продавать детей.
Все население по реформам Тайка делилось на полноправных— рёмин и неполноправных— сэммин. И хотя платившие налоги крестьяне были отнесены к полноправным гражданам, все они по существу находились на положении рабов. В реформе 645 г. должностные земельные наделы имели чиновники, и размеры этих наделов зависели от ранга и должности чиновника. В пожизненное пользование получала земельные наделы знать, приближенная к царскому дому. Иногда она получала также право передачи этих земель по наследству на протяжении трех поколений.
В период раннего Средневековья в Японии существовало рабство. Закон предусматривал предоставление рабам 1/3 крестьянского надела. Следует отметить, что по реформам Тайка был повышен статус неполноправных, превратившихся в полноправных. Более того, образованные потомки выходцев из Китая и Кореи стали чиновниками.
Реформы Тайка и кодекс Тайхорё явились основой японской экономической, социальной и политической структуры. Это был период укрепления государственной собственности на землю.
редневековая Индия — период существования Индии в эпоху Средних веков (V-XV века). Начиная с VII века Индия находилась под постоянным влиянием мусульман.
Политика
К началу Средневековья на территории Индии существовало множество независимых и полунезависимых княжеств. Возвышения одних княжеств, приводившие к кратковременной централизации значительной части территории Индии, сменялись их упадком. При гегемонии одного из княжеств другие подчинившиеся ему княжества превращались в наместничества во главе с наместником, назначаемым центральной властью. Но и наоборот, при распаде государственных образований бывшие наместничества превращались в независимые княжества, а вчерашние управители обретали там всю полноту власти, приняв титул раджи.
Длительный период политической нестабильности в Индии может быть объяснён той огромной ролью, которую в жизни средневековой Индии играла община, выступавшая в качестве питательной среды и опоры для множества независимых княжеств и одновременно не нуждавшаяся во вмешательстве в её внутренние дела раджи и его управителей.
Налоги
Правители, хотя и ослабленные общинно-кастовой системой власти, обладали неписаным правом распоряжаться подчинённой им территорией, население которой несло различные повинности и платило налог. Доходы казны использовались на нужды правителей, на содержание воинов и чиновников, на обслуживание жрецов-брахманов. Войны в Индии происходили на уровне борьбы правителей за власть. Общины придерживались нейтралитета, уплачивая победителю установленную издревле одну шестую часть урожая. Община ограничивала аппетиты правителей и военачальников.
Общественный строй
Общины
Общины в средневековой Индии представляли собой довольно крупные территориальные единицы, включавшие в себя несколько соседних деревень и находившиеся под управлением общинного совета, состоявшего из старост каждой деревни. Общинный совет рассматривал жалобы общинников, вершил суд, собирал налоги, которые расходовались на различные общинные нужды, в частности на поддержание оросительных каналов. Общинный совет руководил всей системой внутренних связей, разбирал жалобы, судил и выносил приговоры. В принципе общины могли обходиться без сильной централизованной власти.
Касты
Важным стабилизирующим элементом в индийском обществе оставалась кастовая система, завершение становления которой пришлось как раз на VII-X вв. В это время происходит появление множества новых каст в результате разделения ранее существовавших. Выделение новых каст свидетельствует, в частности, о развитии в Индии ремесла и появлении новых профессий, а также о возникновении новых религиозных течений. Кастовая система закрепляла существовавшую в Индии социальную структуру, препятствовала её изменению и тем самым наряду с индийской общиной в определённой степени компенсировала слабость государственного аппарата в раннесредневековой Индии.