Общие тенденции мировой и российской экономики в 2015 году
Лекция 2 (Тема 6)
Россия в системе мировой экономики
Вопрос 1. Место России в мировой экономике
Общие тенденции мировой и российской экономики в 2015 году
Оценки мирового экономического роста с начала текущего года несколько снизились по сравнению с прогнозами середины и осени 2014 года. Доклад Мирового банка, согласованный с МВФ, положил конец дебатам об оценках мировой динамики: среднемировой рост ВВП в 2014 году составил 2,6%, а прогноз на 2015 год — 3%.
К апрелю 2015 г. сформировался целый ряд оценок динамики экономики России 2015–2016 годов от национальных и международных организаций. Происхождение данных оценок основано на общих макроэкономических основаниях и моделях. Прогноз Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП) предсказывает падение ВВП России на 6,8%, что дает траекторию снижения, близкую к 2009 году (8% снижения). Мировой банк дает оценку спада до –4,6%. Оценки Минэкономразвития России в марте-апреле стали несколько оптимистичнее (–2,8% ВВП). Это связано с устойчивостью цен на нефть в диапазоне 55–65 долларов за баррель и постепенным укреплением курса рубля. При предположении о стабильности ситуации с ценами на нефть и курсом рубля оценку МВФ в –3,8% ВВП для России в текущем году можно принять за базовую. Она практически близка к оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), Экономической экспертной группы и Внешэкономбанка. Это позволяет в целом оценить и картину динамики компонентов ВВП в 2015 году: падение на 10% для капиталовложений, на 5% — для реальной заработной платы.
Старт кризиса — всегда неожиданное явление, поскольку непосредственный триггер к финансовым и ценовым шокам, глубина изменений падения производства и других важных показателей в острой стадии кризиса, как правило, непредсказуем. Особенностью данного российского спада, как ни парадоксально, является его относительная предсказанность в силу специфики его старта: падение цен на нефть, санкции и опыт кризиса 2008–2009 годов.
К концу 2015 г. можно предположить, что санкции действующие весь текущий год окажут влияние на траекторию экономических показателей. Даже в случае их скорой отмены последствия будут сохраняться в течение значительного времени. Необходимо аккуратно отслеживать динамику отраслевых показателей и ряда агрегированных параметров, чтобы видеть изменения ситуации в течение года, возможные риски или особенности.
Риск развития ситуации по более пессимистичному сценарию определяется двумя группами факторов. Первая — резкое ухудшение внешних условий развития: усиление санкций и (или) более глубокое падение цен на нефть. Вторая — эффект падения экономической активности в России в связи с цепными эффектами падения спроса, занятости населения, ограничениями по финансированию и инвестициям. Имеющиеся риски относятся также к неравномерному снижению активности по регионам, отраслям и типам занятых. Неизбежное общее снижение показателей личного потребления, торговли, загрузки транспорта может создавать напряжение, которое нужно не просто отслеживать, но и анализировать на предмет оценки текущих рисков и возможных будущих угроз в социально-экономической сфере.
Российский спад развивается на фоне роста в США, начала подъема в ЕС, относительного замедления в Китае и спада в Бразилии. Поскольку политические составляющие современной ситуации невозможно достоверно оценить в перспективе, приведенные далее оценки 2015 года базируются на следующих предположениях:
- мировой экономический рост продолжается (около 3%), поэтому Россия окажется единственной крупной страной в состоянии ощутимого спада;
- финансовые потери других нефтеэкспортеров могут привести к резкому ухудшению ситуации в отдельных странах, но в мировом масштабе чистые потребители энергии (страны и отрасли) получат определенные выгоды;
- санкции против России не будут отменены, но и не усилятся;
- цена нефти останется низкой – в пределах 55–65 долл./барр., хотя в дальнейшем (уже осенью 2015 года) возможен ее рост;
- рубль останется в пределах 50–60 рублей за доллар;
Правительство России останется приверженным сбалансированному (в основном) бюджету, пройдет умеренное сокращение бюджетных расходов разных уровней.
Мировая экономическая ситуация остается сложной. Рост основных экономических показателей на глобальном уровне идет в новом режиме, примерно на 1-2 процентных пункта ниже, чем до рецессии 2008–2009 годов. Так что внешние рамки положения страны просты: рост будет не настолько быстрым, чтобы оживить рынки сырья и полуфабрикатов – стагнация медленно уходит в прошлое (График 1).
Для сырьевых и финансовых рынков ведущая проблема – волатильность. Сырьевые цены прошли фазу взлета в 2005-2013 годах (График 2), причем особенно это относится к зерну и металлам, что важно для России и ее основных партнеров по импорту.
Финансовые рынки остаются вялыми, официальные ставки процента низкими. Введение «июльских» санкций против России сократило возможности западных финансовых институтов немного поднимать свою доходность за счет операций на российском кредитном рынке. Разумеется, российский банковский бизнес и компании потеряли удобный доступ к дешевым кредитам. Мировые биржи с трудом преодолели падение во время рецессии, причем далеко не все (График 3).