Понятие о разделении труда./ Разделение труда – обособление качественно отличных видов трудовой деятельности
2) Этапы общественного разделения труда:
а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства;
б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства;
в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремесел;
г) выделение финансов и банковского дела;
д) выделение управления, менеджмента.
3) Уровни общественного разделения труда:
а) международное;
б) межрегиональное;
в) межотраслевое;
г) между фирмами;
д) внутри фирмы.
4) Специализация и кооперация производителей как следствие разделение труда.
С8.5.10.
«Экономический цикл и экономический рост».
1) Понятие об экономическом цикле./ Экономический цикл – период цикличности деловой активности./ Экономический цикл – модель развития рыночной экономики.
2) Основные фазы экономического цикла:
а) экономический спад (кризис);
б) экономическое сжатие (рецессия);
в) оживление в ряде отраслей хозяйства;
г) экономический подъем.
3) Причины циклического развития экономики:
а)внешние причины (вооруженные конфликты, изменение международной конъюнктуры производства энергоносителей, крупные инфраструктурные проекты);
б) внутренние причины (качество монетарной политики правительства, изменение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения, накопление больших запасов товаров сверх спроса).
4) Экономический рост и соотношение с экономическим циклом.
5) Пути экономического роста:
а) экстенсивный (расширение масштабов использования сырьевых ресурсов, рабочей силы и пр.);
б) интенсивный (качественное улучшение факторов производства, техники и технологии).
6) Научно-технический прогресс и повышение квалификации работников – основные факторы экономического роста в современной экономике.
С8.5.11.
«Измерители экономической деятельности».
Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов./ Понятие об измерителях экономической деятельности.
2) Функции макроэкономических показателей:
а) измерение объема производства в конкретный момент времени;
б) определение факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики;
в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития;
г) разработка государственной экономической политики.
3) Основные макроэкономические показатели:
а) валовый внутренний продукт (ВВП) (это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период);
б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени);
в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));
г) объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике;
д) объем инвестиций в национальную экономику;
е) объем национального экспорта и импорта и др.
4) Система национальных счетов – информация о состоянии экономики страны.
С8.5.12.
«Рынок и рыночный механизм».
Рынок – саморегулирующаяся система организации хозяйственной деятельности.
2) Признаки рыночной экономики:
а) экономическая свобода производителя и потребителя;
б) формирование цен на товары и услуги в зависимости от спроса и предложения;
в) действие механизма свободной конкуренции;
г) многообразие форм собственности, гарантирование неприкосновенности прав собственника.
3) Участники рынка:
а) производитель (формирует предложение товаров и услуг);
б) потребитель (определяет спрос на товары и услуги).
4) Рыночное равновесие – формирование равновесной цены.
5) Основные функции рынка:
а) посредническая (соединение спроса и предложения);
б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);
в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);
г) санирующая, оздоравливающая (выявление и выведение с рынка убыточных, неэффективных предприятий, принуждение их к банкротству);
д) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).
6) Виды рынков:
а) рынок земли и природных ресурсов;
б) рынок потребительских товаров и услуг;
в) рынок сырья и материалов;
г) рынок капиталов (кредитный и фондовый);
д) рынок труда;
е) рынок информации и инноваций;
ж) рынок валютный.
7) Специфика рыночных отношений в современной экономике.
С8.5.13.
«Экономическое содержание собственности».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие собственности./ Собственность – экономическое отношение между людьми по поводу вещей.
2) Единство юридического и экономического содержания собственности.
3) Субъекты собственности:
а) человек, семья;
б) трудовой коллектив;
в) социальная группа;
г) государство.
4) Важнейшие объекты собственности:
а) земля, земельные участки, угодья;
б) деньги, валюта, ценные бумаги;
в) природные ресурсы;
г) рабочая сила;
д) здания, сооружения, недвижимость;
е) духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы.
5) Основные права собственника:
а) владение (фактическое обладание имуществом);
б) пользование (извлечение полезных свойств имущества);
в) распоряжение (возможность изменения юридической судьбы имущества).
6) Основные формы собственности в РФ:
а) частная собственность (собственность граждан и юридических лиц);
б) государственная собственность (федеральная, субъектов РФ);
в) коллективная, совместная форма собственности (кооперативная, акционерная);
г) муниципальная (собственность городских и сельских поселений).
7) Специфика отношений и форм собственности в современной экономике.
С8.5.14.
«Спрос и предложение в рыночной экономике».
1) Спрос и предложение – ключевые понятия рыночной экономики./ Понятие о спросе и предложении.
2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке.
3) Факторы формирования спроса:
а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);
б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).
4) Факторы формирования предложения:
а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);
б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).
5) Закон рыночного равновесия – формирование равновесной цены в результате колебаний спроса и предложения.
С8.5.15.
«Рынок труда и безработица».
1) Рынок труда – особый сегмент рыночной экономики./ Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу.
2) Формирование цены и величины спроса и предложения на рынке рабочей силы.
3) Участники рынка рабочей силы:
а) работник (определяет предложение на рынке);
б) работодатель (определяет спрос на рынке).
4) Заработная плата – цена труда.
5) Безработица – характерный признак рынка труда.
6) Основные формы безработицы:
а) фрикционная;
б) циклическая;
в) структурная;
г) сезонная;
д) застойная.
7) Специфика современного рынка труда:
а) возрастание спроса на сложный, квалифицированный спрос;
б) установление государственных гарантий прожиточного минимума и минимальной заработной платы;
в) осуществление индексации заработной платы в зависимости от уровня инфляции;
г) ответственность государства и бизнеса за уровень безработицы в стране;
д) развитие и совершенствование трудового законодательства.
8) Социальное партнерство – основа современного рынка труда.
С8.5.16.
«Государственный бюджет и государственный долг».
1) Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике./ Бюджет – расходы и доходы государства на определенный период времени.
2) Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:
а) разработка правительством;
б) утверждение Федеральным собранием;
в) исполнение правительством.
3) Части государственного бюджета:
а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);
б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).
4) Варианты реализации бюджетной политики:
а) сбалансированный бюджет;
б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);
в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).
5) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;
б) фаза экономического цикла;
в) текущая политика правительства.
5) Государственный долг и его обслуживание.
6) Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.
7) Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.
2
С8.5.17.
«Деньги и их функции».
1) Деньги – всеобщий эквивалент при обмене товаров и услуг.
2) Основные функции денег:
а) мера стоимости (выражается в цене товаров и услуг);
б) средство обращения (являются посредником в обменных операциях);
в) средства платежа (оплата товара в кредит, с разрывом во времени);
г) средство накопления (сохранение средств и ценностей на будущее).
3) Структура денежной массы в современной экономике:
а) наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета);
б) безналичные деньги (чеки, векселя, банкноты, электронные деньги).
4) Формы движения денег в современной экономике:
а) обращение в качестве платежных и расчетных средств, обслуживание сделок;
б) движение в качестве заемных средств или кредитов;
в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.
4) Электронные деньги, сетевые платежи – основной вид денег в современной экономике.
С8.5.18.
«Инфляция и ее опасность для экономики».
1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики.
2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.
3) Инфляция спроса и инфляция предложения.
4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).
5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.
6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.
7) Специфика антиинфляционных мер в РФ.
С8.5.19.
1) Плановая экономика – экономика государственно регулируемого хозяйства.
2) Возникновение плановой системы хозяйствования – реакция на проявления несостоятельности рынка.
3) Признаки планового хозяйства:
а) господство государственной формы собственности;
б) доминирование производителя над потребителем;
в) директивные цены на товары и услуги;
г) отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;
д) директивное определение характера и номенклатуры производства.
4) Преимущества планового хозяйства:
а) стабильность экономического развития;
б) высокий уровень занятости;
в) высокие мобилизационные возможности в военный период;
г) поддержка убыточных производств.
5) Основные недостатки планового хозяйства:
а) дефицит потребительских товаров и услуг;
б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;
в) отставание в области освоения новой техники и технологии.
6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.
С8.5.20.
«Монополизм и его последствия».
1) Монополизм – враг свободной конкуренции.
2) Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):
а) наличие на рынке одного продавца;
б) формирование монопольно высокой цены;
в) вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;
г) снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.
3) Меры государственной антимонопольной политики:
а) запрещение ряда договоров о слиянии фирм;
б) принятие антимонопольных законов;
в) применение экономических санкций к монополистам;
г) разделение предприятий, признанных монополиями, на несколько фирм.
4) Монополия и олигополия – сходство и различие.
5) Поддержание механизмов свободной конкуренции – главное средство борьбы с монополизмом.
С8.5.21.
«Кредиты и кредитная политика».
1) Понятие о кредите./ Кредит как неотъемлемый элемент современной экономики.
2) Основные функции кредита:
а) перераспределение средств между отраслями, фирмами и регионами;
б) обеспечение возможности замены в обращении реальных денег кредитными (банкнотами и безналичными расчетами);
в) сокращение издержек обращения;
г) эффективное использование временно свободных финансовых средств.
3) Принципы кредитования:
а) срочность (банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок);
б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);
в) возвратность (банк предварительно изучает платежеспособность заемщика);
г) гарантированность (банк требует с заемщика залог).
4) Основные формы кредита:
а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);
б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский, государственный).
5) Роль кредита в развитии современной экономики.
С8.5.22.
«Место информации в современной экономике».
1) Информация – важный фактор производства в современной экономике.
2) Основные свойства информации как общественного блага:
а) возможность одновременного наличия у множества людей;
б) неуничтожимость при передаче и использовании;
в) сложность деления на отдельные части.
3) Стадии формирования информационной экономики:
а) проникновение информационных технологий в производство;
б) массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;
в) превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;
г) переход к преобладающему производству информации и знаний, наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания.
4) Особый характер формирования цены на информацию (определяется полезностью информации).
5) Ограниченность использования информации во времени.
6) Основные виды информации:
а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);
б) по характеру (техническая, социальная).
7) Особенности развития информационной экономики на современном этапе.
С8.5.23.
«Торговля и обмен ».
1) Торговля – важнейший инструмент обменных отношений в обществе.
2) Основные звенья торговли:
а) оптовая торговля;
б) розничная торговля.
3) Функции торговли:
а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;
б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);
д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
4) Основные виды розничной торговли:
а) независимые розничные торговцы;
б) розничные франчайзы (использование небольшими фирмами известных торговых марок);
в) специализированные магазины;
г) супермаркеты (универсамы) и торговые комплексы;
д) розничные торговые сети (ритейл);
е) склады-магазины;
ж) электронные магазины.
5) Развитие электронной торговли и Интернет-магазинов – наиболее перспективное направление в современной экономике.
С8.5.24.
«Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».
1) Потребитель в экономике – сторона, формирующая спрос на товары и услуги.
2) Цели потребителя:
а) получение максимальной пользы от потребляемых товаров и услуг;
б) осуществление рационального выбора в пользу наиболее необходимых благ.
3) Основные источники доходов потребителя:
а) заработная плата;
б) доходы от размещения средств в банках;
в) доходы в форме дивиденда от акций;
г) пособия, пенсии, стипендии;
д) доход от предпринимательской и иной деятельности;
е) доходы, получаемые от собственности.
4) Основные права потребителя:
а) право на получение достоверное информации о товаре;
б) право на безопасное использование товара;
в) право на защиту потребительских прав.
5) Структура и уровень доходов и расходов потребителя – показатель развития экономики страны.
Раздел «Социология»