Экономический рост: понятие, мера, основные типы, факторы, измерение, положительные и отрицательные стороны
38.
Экономический рост |
— это устойчивое долговременное производство, увеличение количества и лучшего качества товаров и услуг, произведенных в стране за год; обеспечение более высокого уровня жизни; — это увеличение валового национального продукта за определенный период времени; |
Измерение экономического роста: — темпы изменения ВНП (или ВВП, национального дохода) в расчете на душу населения (с учетом изменения цен); — увеличение реального ВНП за определенный период времени (год); — годовые темпы роста ВНП в процентах |
39.
Прямые факторы (ресурсы) экономического роста | — это факторы, которые делают рост физически возможным: · количество и качество трудовых ресурсов; · количество и качество природных ресурсов; · объем основного капитала; · технология и организация производства; · уровень развития предпринимательских способностей в обществе и др. |
40.
Косвенные факторы экономического роста | – это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту: · снижение степени монополизации рынка; · налоговый климат в экономике; · эффективность кредитно-банковской системы; · рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов; · расширением экспортных поставок; · возможности перераспределения производственных ресурсов в экономике; · действующая система распределения доходов |
41.
Два типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный
Экстенсивный | Интенсивный |
· происходит за счёт количественного прироста уже используемых, имеющихся производительных сил | · происходит за счёт качественного обновления производительных сил (за счет нововведений) |
42.
ЭКСТЕНСИВНЫЕ
ИНТЕНСИВНЫЕ
43.
44.
Основные показатели оценки воздействия тех или иных факторов на экономический рост | |||
Производитель-ность труда | Производительность капитала (капиталоотдача) | Капитало- вооруженность | Капитало-емкость |
— мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время: · фактическая · наличная · потенциальная | — разница между суммой потребительских благ, произведенных с помощью капитала, и суммой потребительских благ, которой пришлось по жертвовать для создания этого капитала. Капиталоотдача — отношение вложенного капитала к величине полученных доходов за определенный промежуток времени, показывает эффективность использования капитальных вложений | — средняя стоимость физического производственного капитала, приходящаяся на одного занятого в хозяйственной деятельности | —дополнительное количество капитала, которое необходимо вложить для увеличения производства продукции на одну единицу |
45.
Многофакторная производительность (MFP – multi-factor productivity), модель АЦП (Американского центра производительности), общая факторная производительность (TFP – total-factor productivity) |
Многофакторная модель измерения производительности (многофакторная производительность) (MFP – multi-factor productivity) ― «взвешенная по ценам, индексированная, агрегированная многофакторная модель измерения производительности», учитываются все ресурсы, а так же изменения в них. Очень полезна, когда необходимо оценить выпуск продукции при использовании всех относящихся к ней ресурсов. Подход многофакторная модель измерения производительности базируются преимущественно на отчетных данных, работа идет «сверху вниз», более последовательно опирается на определение производительности (использует только коэффициент и индекс для измерения производительности), более объективен, но более пассивен, в большей мере рассчитан на обеспечение процессов принятия решения. Общая факторная производительность (TFP – total-factor productivity)— это отношение всего выпуска ко всем используемым ресурсам. Отражает влияние на рост экономики: 1) улучшения технологий, проводимых экономических реформ; 2) эффективность распределения ресурсов и других факторов, которые трудно измерить. Общая факторная производительность может расти практически неограниченно и быть основным источником роста экономики в долгосрочном плане. Это своего рода «вечный двигатель» экономики |
46.
Движущие силы новой экономики и экономического роста | |||
знания | перемены | глобализация | |
– интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором и доминирующим компонентом новой экономики | – непрерывные, быстрые и сложные перемены создают неопределенность и сокращают предсказуемость | в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к раскрытию экономик, глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов | |
Быстрый экономический рост в «новой экономике» обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений |
47.
Влияние знаний и информации на модель рынка |
§ усиление роли информации, знаний и информационных технологий на модель рынка; § возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; § нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ приводит к преобразованию модели рынка; § развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства приводит к развитию цифровых рынков; § определяющая роль принадлежит производству, распределению и потреблению информации (а не товарам) на рынке; § наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка |
48.
Сетевые внешние эффекты |
— называются внешние эффекты, связанные с присутствием на рынке большого числа участников; – особый род внешних эффектов, при котором полезность товара для одного индивида зависит от числа других людей, потребляющих данный товар. Ценность сетевого продукта, или полезность, для каждого потребителя возрастает по мере расширения круга лиц, потребляющих данный продукт. Широко распространены среди населения (факсы, телефонная сеть, модемы) |
49.
Положительные и отрицательные стороны экономического роста | |
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Сторонники утверждают — экономический рост способствует решению проблем: | Критики утверждают, что экономический рост: |
· полной занятости · эффективности производства · стабильного уровня цен · справедливого распределения доходов | · неизбежно связан с определенным ущербом для окружающей среды · внутренние и международные проблемы — это проблемы распределения, а не производства · порождает среди людей беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне · часто находится в противоречии с определенными общечеловеческими ценностями |
50.
Основные задачи экономической политики Российской Федерации на достижение экономического роста на ближайшую перспективу |
1) Определение приоритетов развития инновационной и научно-технических сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции 2) Обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности: · поддержка системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков; · санация и закрытие неэффективно работающих организаций; · реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые организации с развитой финансовой и коммерческой структурой; · разработка жесткой системы правоохранительных мер в рамках государственной политики защиты авторских прав; · принятие закона о секретных изобретениях и о внесении изменений и дополнений в Патентный закон и др. |
Макроэкономическая нестабильность: цикличность экономического развития. Содержание, фазы цикла.