Принцип «невидимой руки» рынка
Как заметил Адам Смит, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, "ведомый лишь собственной выгодой", направляется, тем не менее, "невидимой рукой" рыночных цен "к цели (а именно, экономического процветания страны), которая совсем не входила в его намерения.
При частной собственности и свободе обмена цены, заставляя миллионы потребителей, производителей и поставщиков ресурсов делать свой персональный выбор, вместе с тем являются и средством гармонизации их интересов.
Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган.
В интересах каждого производителя снижать издержки и повышать качество. Конкуренция практически принуждает их к этому. Производителям с высокими издержками будет трудно выжить на рынке. Потребители, стремящиеся тратить свои деньги с наибольшей выгодой, позаботятся об этом.
"Невидимая рука" рыночного процесса работает настолько автоматически, что большинство людей и не задумывается об этом. Они просто принимают как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести.
"Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие.
Тема 2.2. Теория спроса и предложения
Основные понятия: Понятие «спрос», величина спроса, закон спроса. Факторы, формирующие спрос и влияющие на него. Понятие «предложение», величина предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и предложения, способ ее измерения. Понятие перекрестной эластичности, ее значение
Спрос
Основную роль в рыночной экономике в распределении ресурсов, выбора товаров, модели поведения фирм и покупателей играют цены.
Рынок – это общественный механизм взаимодействия покупателей, представляющих рыночный спрос и продавцов, представляющих рыночное предложение.
Следует различать потребности индивидов и спрос. Потребности могут превратиться в спрос, если они подкреплены материальными (денежными) возможностями.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Это могут быть отдельные люди и целые фирмы. Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.
Спросна какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Отличным от понятия «спрос» является понятие «величина спроса»
Объем (величина) спроса на товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги называется ценой спроса.
Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается.
Исключения составляют товары Гиффена, рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а наоборот увеличение, т.к. в этой ситуации люди скорее откажутся от других покупок, а все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важных товаров.
Товары Веблена - это предметы роскоши, спрос на которые возрастает с ростом цен, т.к. покупаются эти товары, чтобы подчеркнуть высокое общественное положение и успех в делах.
Следствие закона спроса - это закон уменьшающейся предельной полезности. Суть закона состоит в том, что, каждая дополнительно получаемая нами единица данного товара воспринимается как все менее полезная.
Эффект дохода означает, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Следовательно его доход увеличивается.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно более дорогими. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.
На сам спрос оказывают влияние множество факторов. Наиболее существенные из них:
- Цены на товары заменители и дополняющие товары.
Товары – заменители – это товары, имеющие одинаковое назначение (масло-маргарин, аудиокассеты -–компакт-диски);
Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно
( автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка);
- Доходы покупателей. Чем больше денег, тем больше мы совершаем покупок.
- Мода, вкусы и предпочтения покупателей. Мода и пр. приводят к тому, что спрос на товар возрастает.
- Реклама. Реклама оказывает огромное влияние на наши вкусы и предпочтения, тем самым, увеличивая спрос.
- Сезонные изменения в спросе. Спрос зависит от времени года и потребности в соответствующих товарах (лыжи – зимой, зонт –осенью);
- Ожидания покупателей. Ожидания повышения цен, изменения спроса.
Наглядно спрос можно изобразить в виде шкалы, графика и функции спроса.
Шкала спроса – таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.
Рис. 2.1.Шкала спроса
График спроса- можно получить, если перенести все точки из таблицы.
Рис.2.2. Кривая спроса
Необходимо различать индивидуальный и рыночный спрос.
Рыночный спрос – результат взвешенного суммирования индивидуальных спросов.
Цена (т. руб.) | А | Б | В | Рыночный спрос |
Рис. 2.3. Шкала формирования рыночного спроса
Необходимо различать изменения величины спроса и изменения самого спроса.
Изменение величины спроса – результат изменения цен и выражается изменением объема покупок в результате изменения цены.
Изменение величины спроса отображают графики – путем перемещения точки объема спроса вдоль кривой.
Изменение самого спроса означает, что по каждой из цен товаров продается больше или меньше товаров по одной и той же цене.
Задание спроса функцией можно представить следующим образом:
Qd = F (Pa),(2.1.)
например, Qd = 15-2Р.
2.2.2. Предложение
Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения – то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.
Зависимость между объемом спроса и ценой предложения выражается в законе предложения.
Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).
Общие факторы, оказывающие влияние на изменение предложения:
1. изменение цен на факторы производства;
2. технический прогресс;
3. сезонные изменения;
4. налоги и субсидии;
5. увеличение спроса на другие товары и т.д.
Предложение можно задать: а) графиком, б)таблицей, с) функцией.
Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в определенный период времени.
Рис. 2.4.Шкала предложения
График предложения- можно получить, если перенести все точки из таблицы
Рис. 2.5. Кривая предложения
Необходимо различать индивидуальное и рыночное предложение.
Индивидуальное предложение – это готовность поставлять товар конкретного товаропроизводителя, которая зависит от индивидуальных издержек и индивидуального представления о нормальной или достаточной прибыли.
Рыночное предложение –результат взвешенного суммирования всех индивидуальных предложений данного товара.
Необходимо различать изменение самого предложения и изменение величины предложения.
Изменение предложения означает, что по каждой из возможных цен товара поставляют на рынок больше или меньше. Графически изменение предложения отображается путем смещения кривой предложения вправо-вниз (увеличение предложения) или влево-вверх (сокращение предложения).
Изменение величины предложения означает, что товара продается больше или меньше, в зависимости от уровня рыночной цены. Графически это отображается путем перемещения точки объема продаж вдоль (по) одной и той же кривой предложения. Величина предложения является функцией цены и меняется только в результате изменения цены; само предложение и его динамика зависят от действия неценовых факторов.
Рис. 2.6. Иллюстрация сдвига кривой предложения под влиянием неценовых факторов
Факторы, определяющие динамику предложения:
- Число поставщиков данного товара на рынок. Чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение; по мере вступления новых фирм в отрасль кривая предложения смещается вправо-вниз (происходит увеличение предложения), по мере выхода фирм из отрасли – влево-вверх (уменьшение предложения)
- Уровень интегрирования экономики в мировое хозяйство, который предопределяет доступность национального рынка для зарубежных производителей и
мирового рынка – для отечественных производителей. Экспортно-импортные по-
токи определяют динамику предложения на национальном рынке.
- Издержки производства данного товара, которые определяют минимально приемлемую для поставщиков цену. Соответственно, все факторы, которые
определяют уровень издержек, непосредственно влияют на динамику предложения:
- Цена на сырье (снижение ресурсных цен снизит издержки, а, следовательно, увеличит предложение, а повышение цен на сырье вызовет уменьшение
предложения);
- Совершенствование технологий (вызовет уменьшение издержек, а
значит, увеличение предложения).
- Цены на товары, которые могут быть выпущены данным производителем
без существенного изменения сырья и технологий.
- Налоги, субсидии, дотации. Налоги увеличивают издержки, а, следовательно, уменьшают предложение, когда же государство субсидирует производство какого-либо товара, то это уменьшает издержки, а, следовательно, увеличивает
предложение.
- Ожидание поставщика относительно динамики цен.
Изменение предложения на графике изображено смещением кривой вправо или влево, а изменение объема предложения – движением по кривой – вверх или вниз.