Роль принципа «невидимой руки» в экономике

Каждый производитель, действуя в интересах сво­ей личной выгоды, одновременно как бы “невидимой ру­кой" направляется к достижению наибольшего блага для всего общества, поскольку производит ту продукцию, ко­торая необходима людям.Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он спо­собствует наилучшему обеспечению интересов общества. Кон­цепция “невидимой руки” рынка в том и заключается, что когда фирма-производитель максимизирует свою прибыль, общественный продукт также растет.

15. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса.

Спрос — формапроявленияпотребностейифакторы, населения, обеспеченнаяденежнымэквива-влияющиелентом.

Рыночныйспроспредставляетсобойсовокупностьвсехиндивидуальныхспросовнаданномрынке, илиспрос, предъявляемыйнатоварвсемипокупателями (потребителями).

Похарактерувоздействиянаспросфакторымогутбытьобщими (уровеньдоходов, численностьнаселения, ценынатовары) испецифическими (жилищноестроительство, электрификациябыта, численностьмолодежи, пенсионеров, детей, степеньразвитиятуризмаит.п.). Повозможностиизмеренияспросафакторыбываютподдающимисяколичественнойоценкеинеподдающимися (мода, предпочтения, привычкиидр.).

Законспроса — этовыражениеобратнойзависимостивеличиныспросанаопределенныйтоваротуровняценнанего (припрочихравныхусловиях).

“Эффектдохода”.Сниженнаяценапозволяетнапрежнююсуммурасходовнаданныйтоварприобрестиеговбольшемразмере. Эторавнозначноувеличениюденежногодоходапокупателя, нотолькопоотношениюкданномутовару, толькоприпокупкеданноготовара. Поэтомучембольшепотребительпокупаетподешевевшеготовара, тембольшеон

самостоятельнымидействиямиреализуетэтуоткрывшуюсявозможностьувеличениясвоегодохода.

Эффект замещения- При повышении цен на товары потребитель начинает заменять дорогостоящие товары более дешевыми или совсем отказываться от них. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Изменениевеличиныспросаподвлияниемдинамикиценобладаетещеоднимсвойством, получившимназвание “ценоваяэластичностьспроса”. Онахарактеризуетответнуюреакциювеличиныспросанаизменениецены. Еслинебольшоеизменениеценывызываетзначительноеувеличениеспроса, тотакойспросполучилназвание “эластичного”.

Различаютэластичностьспросапоценеиэластичностьспросаподоходу. Эластичностьспросапоценепоказывает, насколькоизменитсяобъемспросанатоварвответнаизменениеценыэтоготовара.

Коэффициентэластичностиспросапоцене (К )можновыразитьследующимобразом:

К = В /ц,

Изменениединамикиспросавответнаизменениедоходовпотребителейотражаетэластичностьспросаподоходу.Онаизмеряетсякакотношениеизменениявеличиныдоходаксреднемудоходу. Коэффициентэластичностиподоходупоказывает, насколькопроцентовизменитсяспроснатоварприизменениидоходапотребителейна 1 %.

16.Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие.

Рыночное — предложениетоваравсемипродавцаминарынке.

Основнымипоказателямипредложениявыступаютобъемиценапредложения. Объемпредложения — этотоколичествотоваров, котороеготовыпродатьпродавцы. Ценапредложения — этоминимальнаяцена, покоторойпродавцысогласныпродатьопределенноеколичествотоваров.

Faktori:

1.Ценынаресурсы. Могутлибостимулироватьнаращиваниепредложения (еслиониснижаются), либопрепятствоватьэтому (еслионирастут).

2. Изменениявтехнологиипроизводства. Совершенствованиетехнологиипозволяетсменьшимизатратамипроизвестиединицупродукции, чтоприводиткснижениюиздержекпроизводстваиувеличениюпредложения.

3. Налогиисубсидии. Налогиувеличиваютиздержкипроизводстваиуменьшаютпредложение. Субсидииснижаютиздержкипроизводстваиувеличиваютпредложение.

4. Ценынадругиетовары. Изменениеценнадругиетоварыприводиткпереливуресурсов (уходфирмвдругиеотрасли). Уходпроизводителейуменьшаетпредложениетоваров.

5. Ожидания. Ожиданияизмененияценыпродуктавбудущемможетповлиятьнажеланиепроизводителяпоставлятьегонарыноквнастоящеевремя.

6. Числопродавцов. Приданномобъемепроизводствавкаждойфирмечембольшечислопоставщиков, тембольшерыночноепредложение.

7. Природныеусловия: стихийныебедствия, наносяущербэкономике, влияютнасокращениепредложения.

законпредложения - выражаетотношениепрямойзависимостивеличиныпредложенияопределенноготовараотуровняценынанего.

Степеньизмененияпредложениявответнаизменениеценыхарактеризуетэластичностьпредложения.

К .п = впт,

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке,при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы. Графическирыночноеравновесиеможетбытьпредставленоточкойпересечениякривыхспросаипредложения. Вэтойточкеравновеснойценесоответствуютравновесныевеличиныспросаипредложения. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного времени.

Наши рекомендации