Тема 2.2. Цена и финансово-кредитные отношения
Сущность финансово-кредитных отношений. Взаимосвязь финансов и цены как экономических категорий. Финансовая политика. Финансовый механизм. Кредитный механизм. Ценовая политика.
Методы регулирования цен, их состав и характеристика; процентные ставки; методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; норматив рентабельности; установление предельного размера цены; бюджетная политика; административные методы.
Конъюнктура и цены; структура национального рынка страны. Факторы, формирующие конъюнктуру на товарном рынке.
Ценообразование и инфляционные процессы. Инфляция, ее сущность, причины возникновения, динамика, возможности и пути преодоления.
Тема 2.3. Цена и система налогообложения
Налоговая система Российской Федерации и ее роль в ценообразовании. Налоговые обязательства предприятий. Налоги, их сущность, виды и влияние на цены товаров. Прямые и косвенные налоги в цене товара. Основные направления совершенствования налоговой системы. Налоговый кодекс Российской федерации.
Налог на добавленную стоимость и акциз как элементы свободной рыночной цены товара, их сущность, налогооблагаемая база, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления.
Таможенные пошлины и их роль в регулировании цен.
Единый социальный налог, порядок его определения и роль в формировании цены.
Влияние других налогов на цены.
Тема 2.4. Ценообразование и система страхования
Экономическая сущность страхования. Функции страхования. Виды, отрасли и подотрасли страхования и их взаимосвязь с ценой товара. Взаимосвязь ценообразования с социальным, медицинским, имущественным и личным страхованием; страхование ответственности и ценообразование; страхование коммерческого риска, страхование банковских кредитных рисков и механизм ценообразования.
Страховая оценка, страховая сумма, страховое возмещение, страховой взнос и цена.
РАЗДЕЛ 3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Тема 3.1. Ценообразование на мировом рынке товаров и услуг
Особенности ценообразования на мировом рынке. Мировые цены, их сущность и основа формирования. Интернациональная цена производства. Влияние закона стоимости на мировые цены.
Интернационализация производства и ее влияние на мировые цены. Соотношение национальной и интернациональной стоимости. Характер взаимосвязи и взаимозависимости мировых цен и внутренних цен.
Мировые цены на основе формирования и динамики внешнеторговых контрактных цен. Признаки мировой цены (регулярное использование на важнейших рынках, ведение платежей в свободно конвертируемой валюте). Источники информации о мировых ценах. Информация, получаемая по данным таможенной статистики.
Факторы, влияющие на изменение мировых цен: действие закона стоимости, концентрация производства, рост производительности труда, научно-технический прогресс, экономия сырья и материалов, снижение трудоемкости продукции, инфляция, монополизация рынка, государственные мероприятия, торгово-политические и торговые факторы.
Уровни мировых цен: по обычным коммерческим сделкам (в свободно конвертируемой, в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте), по клиринговым соглашениям, по программам помощи и др.
Требования, предъявляемые к мировым ценам.
Тема 3.2. Контрактные цены, методы и этапы их формирования
Основные виды цен на мировом рынке.
Контрактные цены во внешнеторговой практике. Основные этапы формирования контрактных цен. Основные критерии выбора базового мирового рынка и цен. Приведение цен мирового рынка к условиям контракта.
Формирование цены на импортные товары.
Расчет цены на экспортируемую продукцию.
Цены внешнеторговых контрактов: твердая, подвижная, скользящая, цена с последующей фиксацией.
Тема 3.3. Методы внесения коммерческих поправок в контрактные цены
Обоснование контрактных цен на базе конкурентных материалов. Методы внесения коммерческих поправок в контрактные цены.
Поправка на базисные условия поставки «Инкотермс-2000». Влияние базисных условий поставки на цену товара и расходы, приходящиеся на продавца и покупателя при различных базисах поставки.
Формирование тарифов на транспортировку и тарифов на страхование.
Методы учета качества в контрактных ценах. Внесение поправок на технико-экономическую сопоставимость изделий.
Тема 3.4. Контрактная внешнеторговая цена как база определения таможенной стоимости
Контрактная внешнеторговая цена как база определения таможенной стоимости и таможенных платежей. Понятие таможенной стоимости и способы ее определения. Состав и значение таможенных платежей. Контрактная цена – основа расчетов экономической эффективности внешнеторговых сделок. Проверка обоснованности контрактных цен таможенными органами.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники
1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник. – М.: Дело и севис, 2007.
2. Алексунин В.А. Международный маркетинг: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2007.
3. Волконский В. Цены на энергоресурсы в России и зарубежных странах: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2006.
4. Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю.. Цены и ценообразование: краткий курс/учебное пособие – СПб: Изд-во «Питер», 2008 г.
5. Калачев Ю.В.Цены в рыночной экономике.– Ростов-на-Дону, 2008.
6. Кузина Е.Л. Ценообразование во внешней торговле. – Ростов-на-Дону, РИО Ростовского филиала РТА, 2007. – 142 с.
7. Налоговый Кодекс РФ. – М., 2006.
8. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебник. –М.: БРЭУ, 2005.
9. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки: учебное пособие. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2004.
10. Слепнева Т.А. Цены и ценообразование: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2006.
11. Таможенный Кодекс РФ. – М.: 2008.
12. Уткин Е.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2006.
13. Финансы и цены: учебное пособие / под ред. В.А.Слепова. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2007.
14. Ценообразование на финансовом рынке: учебное пособие / под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
15. Цены и ценообразование: учебник для вузов / под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Издательство «Питер», 2008.
16. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: методич. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006.
17. Шуляк П.Н. Ценообразование: учебно-практическое пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.
18. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2006.
Дополнительная литература
1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ,
2006.
2.Кочергина Т.Е., Кузина Е.Л. Ценообразование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 2001.
3. Кузина Е.Л. Основы ценообразования: учебное пособие. – Ростов -
-на – Дону: РИО Ростовского филиала РТА, 1997.
4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник для вузов. –
М.: Изд-во БЕК, 2005.
5. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. – М.: Изд-во «Филин», 2005.
6. Экономика внешних связей России: учебник. –М.: БЕК,2007.