Гуннар Мюрдаль и Фридрих фон Хайек
«За работы по теории денег и экономических колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений»
Гуннар Мюрдаль
Известный шведский экономист родился в 1898 г. в центральной Швеции. Получил юридическое образование в Стокгольме, затем стал серьезно заниматься экономикой и продолжил образование в Англии, Германии , США и Франции. Г.Мюрдаль сделал блестящую карьеру. В 1935 г. он избирается членом парламента Швеции, позже становится членом Совета директоров Шведского банка, председателем Шведской плановой комиссии, министром торговли и коммерции. В 1947 г. его назначают исполнительным секретарем Экономической комиссии ООН по Европе.
В 1931 г. Г.Мюрдаль издает статью «Денежное равновесие», в которой он развивает теорию процентной ставки. Затем выходит в свет его работа «Экономические результаты фискальной политики» (1934), в которой содержатся рекомендации по проведению разумной налоговой политики для преодоления депрессии.
В 1938 г. по заданию Фонда Карнеги Г.Мюрдаль начинает исследование проблем негров в Америке. Результатом этого исследования явился выход в свет знаменитой книги «Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» (1944), признанная одним из наиболее значительных работ по расовым проблемам в Америке. «Американская дилемма» была поддержана правительством США и оказала серьезное влияние на внутреннюю политику государства.
Среди основных работ Г.Мюрдаля по международным отношениям особо выделяется его «Мировая экономика: проблемы и перспективы» (1956 г., русский перевод - 1958 г.). В ней дается развернутое обоснование необходимости укрепления экономических связей между развитыми и развивающимися странами. Г.Мюрдаль принадлежит к направлению в экономической науке, которое уделяет особое внимание институциональным, морально-этическим и социальным проблемам. Одна из центральных идей Г.Мюрдаль - взаимодействие экономических и неэкономических переменных (так называемый «принцип всеобщей причинности»). Включение в анализ неэкономических переменных значительно расширяет рамки экономического исследования.
Работы:
«Экономические результаты финансовой политики» - 1934.
«Монетарное равновесие» - 1939.
«Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» - 1944.
«Политический элемент в развитии экономичсекой теории» - 1956.
«Предупреждение против послевоенного оптимизма» - 1944.
«Мировая экономика: проблемы и перспективы». - 1956.
«Азиатская драма: расследование бедности наций» - 1968.
«Современные проблемы третьего мира» /Пер.с англ. М.: Прогресс, 1972.
Хайек Фридрих Август
(1899-1992)
Широко известный австро-англо-американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1974 года «За работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализа взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений».
Один из теоретиков последовательно и упорно, часто в меньшинстве, выступавший против любого вида регулирования, нормирования, тотального огосударствления, что значило для него «Дорогу к рабству» (так называлась одна из его работ, вышедшая в 1944 г. - этот своеобразный манифест либералов-рыночников).
Один из российских экономистов, Р.Капелюшников, так представил очерк сквозных лейтмотивов миропонимания Хайека:
1. Конкуренция и научный метод: рынок особым образом регулирует движение товаров, наука - движение идей. Наука не может заранее предугадать открытие, рынок дать точный прогноз результатов конкуренции. И тем, и другим невозможно нормативно управлять.
2. Спонтанный порядок - это не чье-то изобретение, это продукт человеческого действия, но не разума. Язык, право, техпрогресс, рынок - это самоорганизация системы. Упорядочение в них достигается не управлением из центра, а взаимоотношениями элементов структуры.
3. Неявное знание. Знание - айсберг. Верхняя часть - информация в логико-вербальной форме. Подводная - неартикулируемое знание через чтение, навыки, «ноу-хау», через «показать», а не «сказать». Каждый индивид, располагая абстрактной целевой информацией по системе в целом плюс уникальными личными навыками, опытом, интуицией - вписывается в рыночный порядок, предпринимает действия, обеспечивающие ему выгоду, одновременно, содействуя выгоде других людей, предъявивших спрос на продукты его труда. При этом достигается оптимум, но не в смысле максимизации ВНП, а как полного использования рассеянного в обществе фрагментарного знания. Эффективное использование ресурсов есть результат эффективной координации знаний. (Эта идея породила впоследствии теорию рациональных ожиданий, мощную новую парадигму макроэкономики).
4. Критика централизованного планирования. Оно несостоятельно, потому что центральная структура не в состоянии переработать весь массив информации при любых компьютерах, во-первых, но и собрать всю информацию невозможно, во-вторых (она в подводной части айсберга, она не может не искажаться «низами», она часто мимолетна и конкретна и в этом смысле разовая, ненакапливаемая). Но это не значит, что Хайек - за неограничиваемую свободу конкуренции. Он стоит за регулирование, но в виде некоторого свода правил, главные из которых - отказ от присвоения чужой собственности и выполнение взятых на себя договорных обязательств. Эти «нормы поведения» (термин Хайека) превращают конкуренцию «всех против всех» в борьбу всех ради всех. Причем здесь речь идет уже о социальных группах («институциональная метаконкуренция» по Хайеку). Конкуренцию выдерживают те слои населения, чьи системы и правила игры дают применяющим их группам лучшие шансы на выживание, обеспечивают более высокий жизненный уровень большему числу людей. Социальные институты, не прошедшие фильтр конкуренции эволюцией отсеиваются (напр.: для марксистов - феодализм гибнет под натиском капитала и т.п.).
5. Социальная справедливость: «рыночную систему также нелепо называть несправедливой, как и солнечную систему». Если распределение порождено частной конкуренцией, ведущейся по правилам, то она справедлива. Привилегии, «распределение по потребностям» - это, по Хайеку, атавизм, оставшийся от тысячелетий жизни в первобытной общине, роде. Замена обязательств перед близкими и родичами обязательствами перед безличным и анонимным рыночным сообществом вытесняет «коммунитарную этику групповой солидарности этикой личной честности».
Таким образом, благодаря широте, глубине и внутренней согласованности его идей Хайек учит не столько тому, что делать, сколько тому, как мыслить.
Что касается его чисто экономических разработок, то можно указать на следующие:
- разработал ряд положений по роли денег (в том числе идею «децентрализации денег»),
- развил теорию торговых циклов,
- обосновал (дискуссии 30-х гг.) наряду с С.О.Ланге, Ф.Тейлером, Л.Мизесом, Б.Бруцкусом «логическую и практическую неосуществимость социализма».
Хайек прожил длинную сложную жизнь. Родился в Вене, был офицером на 1-ой Мировой войне, потом окончил Венский университет и был первым директором Австрийского института исследования циклов деловой активности, потом жил в Англии и работал в Лондонской школе экономики, вместе с Кейнсом (но никогда с ним не соглашаясь). В 1950 г. переехал в США, работал в Комитете социальных учений Чикагского университета, внес свой вклад в историю экономических учений, преподавал, будучи профессором социальных наук и этики Чикагского университета.
В Европу вернулся в 1962 г. и последние 30 лет прожил во Фрайбурге и Зальцбурге, где был профессором экономической политики во Фрайбургском университете (ФРГ) и профессором-консультантом в Зальцбургском университете (Австрия).
В 50-60-е гг. западные экономисты начали относиться к Хайеку с ироническим пренебрежением как к ретрограду и консерватору, так как он из методологических убеждений критиковал макроэкономику и эконометрику; проиграл, как тогда казалось, в интеллектуальном споре Кейнсу и был против вмешательства государства экономику в период наибольших успехов госрегулирования (40-70-е гг.).
Но кризис кейнсианства и госрегулирования конца 70-80-х гг. заставили вспомнить бескомпромиссного критика всяких нормативных парадигм. Ф.Хайек - наряду с М.Фридменом - был признан одним из идейных вдохновителей неоконсервативного переворота в экономической политики стран Запада. Хайеку англичане вменяют роль «гуру» (учителя) при разработке программы правительства М.Тэтчер. Таким образом многие считают Хайека крестным отцом современной рыночной экономики.
С 90-х гг. некоторые его труды переведены на русский, в частности, Нобелевская лекция, «Дорога к рабству», и последняя в жизни работа - «Пагубная самонадеянность». Читать Хайека весьма трудно из-за высоко интеллектуального уровня подачи и своеобразного изложения по типу свободно растекающейся мысли, междисциплинарных экскурсов, плотности и абстрагированности идей. Хайек в соответствии с фундаментальной идеей Европейской цивилизации, выросшей на почве античности, Возрождения и Ренессанса защищает индивида как самодовлеющую ценность. Это, конечно, очень далеко от «советско-марксистского» менталитета.
Работы:
«Межвременное ценовой равновесие и движение стоимости (ценности) денег» - 1928.
«Монетарная теория и торговый цикл» - Нью-Йорк, 1933.
«Цены и производство» - Нью-Йорк, 1967 (Првое изд-е - Лондон, 1934).
«Норм прибыли и инвестиции» - Лондон, 1939.
«Чистая теория капитала» - Изд-во Чикагского ун-та, 1941.
«Индивидуализм и экономический заказ» - Лондон, 1949.
«Конституция свободы» - Чикаго, 1960.
«Денационализация денег» - Лондон, 1976.
«Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма». Пер.с англ. М.: «Новости», 1992.
Год