Социальная политика региона

Индикативное управление социально-экономическим развитием региона

48.

Cоциальная политика в Республике Татарстан (Проект закона Республики Татарстан «О социальной политике в Республике Татарстан» // www.cesi.tatarstan.ru)
– совокупность нормативных правовых актов и действий органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления Республики Татарстан, направленных на оптимизацию социального развития общества, отношений между социальными группами, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей
– составная часть внутренней политики органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления Республики Татарстан, воплощенная в их социальных программах и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения

49.

Цели и задачи социальной политики в Республике Татарстан (Проект закона Республики Татарстан «О социальной политике в Республике Татарстан» // www.cesi.tatarstan.ru)
Стратегической целью социальной политики в Республике Татарстан является повышение качества жизни населения Республики Татарстан.   Задачи социальной политики в Республике Татарстан:   · обеспечение гарантированных стандартов качества жизни · обеспечение прав граждан на достойную жизнь по месту их непосредственного проживания · достижение сбалансированности расходов на содержание отраслей социальной сферы с доходами в бюджет Республики Татарстан, полученными от налоговых платежей: – с доходов граждан в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу – уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в рамках специальных налоговых режимов – по единому социальному налогу, уплачиваемому работодателями и индивидуальными предпринимателями - адвокатами в Фонд социального страхования Российской Федерации, в части выплаты пособий по обязательному социальному страхованию и в Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан в части, направленной на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями на территории Республики Татарстан · социальная защита граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан, ищущих работу, молодых граждан, окончивших учебные заведения или отслуживших в армии · сбалансирование доходов граждан, обеспечивающих их потребительские расходы на уровне не ниже стоимостной величины минимального потребительского бюджета · предоставление государственной поддержки депрессивным муниципальным образованиям

50.



Сферы реализации социальной политики в Республике Татарстан (Проект закона Республики Татарстан «О социальной политике в Республике Татарстан» // www.cesi.tatarstan.ru)
· здравоохранение · образование · социальная защита (в том числе социальное обслуживание) · личная и общественная безопасность · культура и искусство · молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм

51.

Структура социальной политики в Республике Татарстан ( Проект закона Республики Татарстан «О социальной политике в Республике Татарстан» // www.cesi.tatarstan.ru)
· формирование общей идеологии (включая цели, задачи и результаты) на уровне Республики Татарстан; · формирование республиканских целевых и отраслевых целевых программ по направлениям социальной политики; · формирование территориальных программ в разрезе городских округов и муниципальных районов; · формирование программ поселений; · мониторинг государственных и муниципальных социальных программ

52.

Индикатор – центральное понятие системы индикативного управления и планирования
– ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов (Постановление КМ РТ от 17 апреля 2006 г. № 174 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»)
– качественная либо количественная характеристика хода процесса или состояния объекта наблюдения
– интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики социально-экономических процессов
– параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию

53.

Направления использования индикаторов (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)
· для оценки реального социально-экономического положения регионов, отраслей, видов деятельности, городов, районов, предприятий · для задания уровня социального благополучия (пороговых значений) · для планирования действий по достижению пороговых значений · для контроля за достижением запланированных результатов · для оценки финансового положения и качества управления финансами региона · для принятия регулирующих воздействий · для оценки деятельности органов государственного управления

54.

Индикативное планирование Индикативное управление
процесс формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанными индикаторами значений, определенных в целях планирования (Камалова Л.А. Индикативное планирование // www.mtsz.tatar.ru) механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)

55.

Уровни индикативного управления
  • макроэкономический уровень – в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;
  • региональный или территориальный уровень – в виде разрабатываемых органами управления субъектов Федерации и муниципальных образований региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;
  • мезоэкономический уровень – в виде составляемых корпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;
  • микроэкономический уровень – в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц

56.

Объекты индикативного управления экономикой Субъект индикативного управления экономикой
управляемое звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воспринимающие управляющее воздействие со стороны других (другого) элементов управляющее звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воздействующий на другие (другой) элементы
Объекты индикативного управления экономикой РТ Субъект индикативного управления экономикой РТ
экономика Республики Татарстан в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий, предприятия (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан») исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)

57.

Индикаторы оценки уровня жизни, социально-экономического положения (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)
– ориентирующие экономические параметры, измерители, позволяющие в определенной степени охарактеризовать состояние и развитие экономики, указывающие на необходимость определения мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов

58.

Мониторинг уровня жизни населения (Шамсутдинова А.Ф. Социально-экономическая оценка муниципального образования / А. Ф. Шамсутдинова, Л. А. Сергеева // Вопросы статистики. № 5. 2006)
Для мониторинга уровня жизни населения используются следующие индикаторы: – индекс жизни (индекс потребительских цен) – изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде и его стоимость в базовом периоде; – реальные общие доходы населения – личные доходы с добавлением стоимости бесплатных или предоставляемых на льготной основе услуг с поправкой на изменение потребительских цен; – покупательная способность средней заработной платы, потребительские расходы населения, объем денежных сбережений населения, величина накопленного имущества; – состояние и уровень изношенности объектов ЖКХ; – обеспеченность населения услугами бытового характера, наличие и доступность этих услуг, которые потребитель сможет приобрести на среднюю заработную плату

59.

Индикаторы Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Государственный заказ на управление министерствам, ведомствам Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2011 – 2013 годы www.prav.tatarstan.ru)
1. Средняя продолжительность жизни, лет 2. Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, в общей стоимости заключенных контрактов, % 3. Естественный прирост (убыль) на 1000 человек населения, (+/-) 4. Смертность населения трудоспособного возраста – всего, единиц на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста 5. Смертность младенческая, на 1 тыс.человек, родившихся живыми 6. Смертность материнская, на 100 тыс.человек, родившихся живыми 7.Охват нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, %

60.

Индикаторы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (Государственный заказ на управление министерствам, ведомствам Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2011–- 2013 годы www.prav.tatarstan.ru)
1. Уровень жизни (денежные доходы на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи), раз 2. Доля населения с доходами выше минимального потребительского бюджета, % 3. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, % 4. Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов и запросов котировок у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, в общей стоимости заключенных контрактов, % 5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по Республике Татарстан, рублей 6. Число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих 7. Удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, % 8. Отношение количества детей, выбывших с семейной формой жизнеустройства из специализированных учреждений для несовершеннолетних, к общему числу выбывших, % 9. Отношение численности граждан, доходы которых доведены до величины прожиточного минимума и выше за счет предоставления мер социальной поддержки, к общей численности малоимущих граждан, обратившихся в органы социальной защиты, % 10. Удельный вес инвалидов, прошедших социальную реабилитацию в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации, в общей численности инвалидов Республики Татарстан, поставленных на учет в органах социальной защиты Республики Татарстан, %

61.

Государственный заказчик
– исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан или уполномоченный им на размещение заказов получатель бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)

62.

Государственный заказ на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд
– форма удовлетворения государственной потребности в товарах (работах, услугах) за счет средств бюджета Республики Татарстан и других привлекаемых источников для обеспечения потребностей учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)

63.

Государственный заказ на управление
– задание исполнительным органам государственной власти, количественная оценка результата управленческих воздействий в разрезе функций управления, закрепленных за исполнительными органами государственной власти (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)

64.

Инвестиционный проект
– совокупность документов, содержащих организационно-правовые и экономические мероприятия с техническим обоснованием их эффективности, подготовленных в целях проведения реконструкции, модернизации или создания новых производственных мощностей, разработки и освоения новой техники и технологий (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)
Например, «Строительство грузопассажирского речного порта с транспортной логистикой на реке Кама (г. Елабуга)», «Реконструкция и капитальный ремонт приемно-диагностического комплекса МБУЗ «Городская больница № 5», «Создание цеха по производству мазей (высококачественных жизненно важных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей всех групп населения) (проект соответствует Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года)»

65.

Структура инвестиционного проекта
· цель проекта; · продолжительность строительства; · объем капиталовложений; · характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид и объем производимой продукции (работ, услуг); · объем выручки и затрат по шагам реализации проекта; · условия начала и завершения проекта, продолжительность расчетного периода; · сведения об экономическом окружении; · сведения о размещении производства

66.

Республиканская инвестиционная программа
– совокупность республиканских целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, в целях получения прибыли или достижения иного положительного эффекта (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)
Например, «Республиканская инвестиционная программа на 2002 год»; «Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы»

67.

Республиканская целевая программа
– взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Республики Татарстан (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)
Например, «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан»; «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006–2010 годы»; «Профилактика внутрибольничных инфекций на 2010–2012 годы»; «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009–2011 годы; «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 – 2010 годы)»; «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы»; Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011–2015 годы; Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012–2014 годы

68.

Ведомственная целевая программа
– основная форма реализации программно-целевого метода планирования; утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретных задач (в том числе на исполнение республиканских законов и иных нормативных правовых актов) внутриотраслевого характера (Постановление КМ РТ от 29.05.2000 г. № 371 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан»)
Например, «Развитие научного потенциала высшей школы»; «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год»; «Молодежь города Ижевска на 2009–2010 годы»; «Обеспечение потребностей отраслей экономики в высокопрофессиональных и конкурентноспособных рабочих кадрах на 2009–2011 годы»; « Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям населения, осуществляемой Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2009–2011 годы»

Литература

Основная литература

1. Андреев А. В., Борисова Л. М., Плучевская Э. В. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

4. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.

5. Региональная экономика и управление / Под ред. Коваленко Е.Г. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.

6. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с.

7. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. – М.: ТЕИС, 2011. – 357 с.

Дополнительная литература

1. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.

2. Камалова Л.А. Индикативное планирование / Л.А. Камалова // www.mtsz.tatar.ru

3. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.

4. Максимова М.Н. Экономический механизм ресурсообеспечения системы социального обслуживания: Монография. – Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2006. – С. 99.

5. Полякова Г.П. Конкурентоспособность региона и инновационная деятельность / Г.П. Полякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 3 (2). – С. 566–569.

6. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М., 2004.

7. Типологии регионов для целей региональной политики : учеб. пособие / Н.А. Ермакова, А.Т. Калоева. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 65 с.

8. Шамсутдинова А.Ф. Социально-экономическая оценка муниципального образования / А. Ф. Шамсутдинова, Л. А. Сергеева // Вопросы статистики № 5, 2006

9. Шнипер Р.И. Конкурентные позиции региона и их оценки / Р.И. Шнипер // Регион: экономика и социология. – 1995. – № 1. – С. 15-24.

10. Юсупов К.Н. Региональная экономика: электронный учебник. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2008. – 1 электрон.опт.диск.

Наши рекомендации