Лекция 3. Система потенциалов национальной экономики 1 страница

Трубицына Тамара Ивановна

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

курс лекций (издание 2-е, дополненное)

Саратов 2007

УДК 330ю1 (470) (072.8)

Лекция 3. Система потенциалов национальной экономики 1 страница - student2.ru ББК 65.01(2)я73

К-63

Трубицына Т.И.

R-63 Национальная экономика. Курс лекций. Саратов.

Издательство «Научная книга», 2007. 148 с.

ISBN 987-5-9758-0525-6

Проблемы изучения национальной экономики в настоящее время являются важнейшими в экономическом образовании. Высшая школа, формируя экономические знания будущих специалистов, непременно должна обеспечивать знание ими современной национальной экономики. Обеспечение учебными пособиями этого курса недостаточно в отечественном вузовском образовании. Предлагаемый курс лекций в определенной степени сокращает величину этого пробела в учебной литературе.

Книга будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям экономики, широкому кругу читателей, интересующихся закономерностями развития национальной экономики.

Рецензенты:

Доктор экономических наук, доцент Землянухина С.Г.

Кандидат экономических наук Огурцова Е.В.

УДК 330.1 (470) (072.8)

ББК 65.01(2)я73

ISBN 987-5-9758-0525-6 © Трубицына Тамара Ивановна, 2007

Введение

Курс лекций по национальной экономике призван дополнить систему учебной литературы, которая в настоящее время формируется усилиями ряда ученых страны. Национальная экономика как система знаний является динамичной отраслью экономических знаний, постоянно развивающейся.

Выпускники специальности «Национальная экономика» экономического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского должны обладать хорошими знаниями своеобразия национальных экономик мира, российской национальной экономики, ориентироваться не только в общих закономерностях развития таких экономик, но и знать особенности национальной экономики России. Преобразования национальной экономики перманентны, многоаспектны и определяются самыми различными факторами. Умение учесть все это является задачей специалиста. Успешность современных российских реформ во многом зависит от того, насколько они будут соответствовать логике развития национальной экономики страны.

Национальное хозяйствование должно изучаться всеми экономистами. Студентам же, осваивающим специальность «Национальная экономика», необходимо как можно глубже знать хозяйственную систему страны, уметь соотносить ее с хозяйственными системами других стран. Предлагаемый курс лекций ориентирован на получение студентами именно этих знаний.

Хозяйственный порядок национальной экономики определяет повседневную жизнь страны, ее взаимоотношения с другими странами, отношение к стране на мировой арене. Авторитет страны, реализация потенциальных возможностей национальной экономики, разработка и осуществление программ социально-экономического развития страны определяются ее хозяйственным порядком. Параметры хозяйствования страны познаются студентами на протяжении обучения в вузе, но упорядочиваются именно в учебном курсе по национальной экономике.

Автор курса лекций надеется, что книга принесет определенную пользу студентам и преподавателям при формировании и освоении базового курса «Основы национальной экономики». Предлагаемый текст является доработанным, сформированным на базе первого издания учебного курса «Национальная экономика».

Автор глубоко благодарен коллективу кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, особенно заведующему кафедрой, доктору экономических наук, профессору Пороховскому Анатолию Александровичу за неоценимую помощь при разработке основных теоретических позиций курса лекций.

Автор благодарит ассистентов кафедры экономической теории и национальной экономики Саратовского госуниверситета и. Н.Г. Чернышевского Оберт Татьяну Борисовну и Палагина Юрия Александровича за помощь в техническом оформлении текста.

Лекция 1. Что изучает “Национальная экономика”

1.1 Предмет курса национальной экономики.

Национальная экономика формируется как учебный предмет и одновременно идет осмысление теоретических проблем этих сложных экономических отношений, тех особенностей, которыми обладают экономики различных стран при одновременном понимании общих характеристик, присущих экономике любой страны на земном шаре. Курс национальной экономики является составным элементом общей теории экономики. В национальной экономике изучается существование субъектов хозяйствования в стране, проблемы развития страны. Национальная экономика формируется постепенно как учебный предмет. Отечественная экономическая теория ряд лет изучала национальную экономику как народное хозяйство.

Национальная экономика как область научного и практического знания формируется в виде отражения взаимодействия политических, социальных, юридических, экономических, технологических, психологических и других характеристик реального бытия той или иной страны. Развитие научного понятия «национальная экономика» идет постепенно. До настоящего времени не сформировалось общепринятое понимание предмета этой учебной дисциплины. Не вошла пока национальная экономика и в систему научного экономического знания как общепризнанная область этого знания. Академик Л.И. Абалкин пишет: «Овладение знаниями этого курса позволяет не только оценить прошлое и настоящее состояние национальной экономики России, но и определить подход к ее будущему»[1].

Проблема понимания национальной экономики давно существует в науке, но как специальный предмет изучения на нее стали обращать внимание ученые сравнительно недавно, хотя ученые, практики постоянно обращали внимание на необходимость особого изучения национальной экономики как таковой, поскольку от ее развития зависит реальная жизнь каждого гражданина определенной страны. Еще в царской России министр финансов С.Ю. Витте писал: «Покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными учениями… и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильной экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния»[2]. С.Ю. Витте был одним из разработчиков реформ в России начала ХХ века. Но его воззрения до сих пор оказывают влияние на реформаторские процессы современной России. Названная позиция С.Витте отражает необходимость учитывать при организации национальной экономики многие ее характеристики, в том числе исторические и иные корни развития страны.

Для понимания национальной экономики как особого феномена необходимо осмысление модели ее экономического, политического развития. Нужен исторически и логически обоснованный выбор цели развития национальной экономики. Это – самые сложные процессы, но их необходимо учитывать и обращать на них внимание. Иначе говоря, национальная экономика как учебный предмет требует соединения исторического знания, знания общей экономической теории и знания ряда других учебных дисциплин, причем не только экономического цикла.

Существует два основных подхода, которые научно стремятся представить предмет изучения национальной экономики. Во-первых, одни ученые считают, что национальная экономика – это экономика конкретной страны, со всеми ее особенностями, спецификой существования (то есть - это экономика, например, России, США, Китая или любой другой страны). Сторонником такого подхода являлся немецкий экономист Густав Шмоллер (1838 – 1917 гг.), который считал, что объектом теоретического анализа национальной экономики является народное хозяйство конкретной страны. В книге «Основы общего учения о народном хозяйстве» он высказал именно такое мнение. Реально этот подход существует как генетический подход в исторической школе изучения экономики. Генетический подход выявляет причинные связи социально-экономических явлений и доказывает, что поведение экономического субъекта (например, индивида, группы) является результатом взаимодействия различных факторов. Применительно к предмету национальной экономики это воспринимается как воздействие на эту экономику самых различных факторов (психологических, социологических и прочих). В определенной мере к сторонникам этого направления понимания предмета национальной экономики можно отнести и американского экономиста Т. Веблена, который считал важнейшим для национальной экономики развитие производства, основанное на технологии. При этом подчеркивалось, что взгляды людей, их традиции отстают от технологического развития национальной экономики. Поэтому необходимо постоянное приспособление этих взглядов и традиций к технологическому развитию как разрешение противоречий между устаревшими экономико-общественными институтами и новой технологической средой. Но все эти процессы происходят в рамках определенной страны, ее экономики.

Вторым направлением понимания предмета национальной экономики является макроэкономический подход, подчеркивающий общие закономерности национальной экономики любой страны мира, проявляющиеся, конечно, в особых специфических формах в каждой стране как таковой. Такое понимание предмета национальной экономики можно найти в работе Вальтера Ойкена «Основы национальной экономии». В.Ойкен подчеркивает практическое осуществление экономической политики, хозяйственных порядков в стране. Главным в теории В.Ойкена применительно к предмету национальной экономики является то, что он на первый план выдвигал проблему «хозяйственного порядка», то есть макроэкономические процессы страны. Одновременно в этой теории учитывается и исторический подход, поскольку сам В.Ойкен, как известно, был историком. Не случайно определенным продолжением и развитием теории Ойкена являются работы созданного А.Шюллером Института сравнительного анализа систем экономического регулирования при Марбургском университете Германии. Теорию хозяйственного порядка развивает, и Институт Макса Планка по изучению хозяйственных систем в Йене. Есть, конечно, и другие характеристики предмета «национальной экономики». Ряд современных авторов сводят его к рыночной экономике.

В настоящее время существуют в отечественной экономической литературе несколько учебников национальной экономики. Они различно определяют предмет национальной экономики. Так, одни авторы считают предметом национальной экономики «…взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны»[3]. В другом российском учебнике предмет национальной экономики определяется как «сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система»[4]

При определении предмета национальной экономики теорию и историю противопоставлять нельзя. Поэтому, на наш взгляд, предметом национальной экономики являются макроэкономические процессы, протекающие в конкретной стране, основанные на генетическом ее развитии, на воплощении исторической памяти, как единство прошлого, настоящего и будущего в хозяйственном порядке страны. Национальная экономика существует как единство экономических, социальных, политических, экологических, технических и иных процессов. При этом страна существует как составная часть общемирового процесса, мировой экономики. Конкретные формы национальной экономики могут быть различные: рыночная, социально-рыночная, централизованно-административная и т.д.

Изучение национальной экономики нами будет вестись в основном на примере экономики России, но в сравнении с экономиками других стран, хозяйственным порядком в различных странах. Нельзя гипертрофировать общие характеристики национальной экономики, поскольку в таком случае экономика страны предстанет как набор общеэкономических макроэкономических характеристик. Но нельзя сводить изучение национальной экономики только к детальному описанию конкретных особенностей определенной страны. Г.Шмоллер писал, что « если общая теория идет от общего к специфическому, то национальная экономия отправляется от конкретного единичного и подробно разбирает причины его возникновения. Но оба эти направления дополняют друг друга по содержанию и методу»[5].

При изучении национальной экономики необходимо использовать различные методы познания. К таким методам относятся единство логического и исторического, единство конкретного и абстрактного, сочетание общего и особенного. Нужно применять статистический метод, графический, экономико-математический и т.д. Иначе говоря, вся система методов научного познания, формирования знания должны применяться. Это не всегда возможно сделать в лекциях, но при самостоятельной работе студенты должны обогащать познавательные подходы.

1.2 Основы национальной экономики

Экономика страны всегда развивается как воплощение интересов народа страны, наций, народностей, предприятий, поселений, регионов. В этом развитии переплетаются политические, социальные, психологические, экономические, культурные и другие отношения. Особенности национальной экономики определенной страны зависят именно от этих взаимодействий.

Каждая национальная экономика существует как определенная страна, имеющая политические границы, географическое положение. Географическое положение страны определяет ее климат, наличие полезных ископаемых, природных богатств и прочее. Поэтому при характеристике национальной экономики исходным является ее географическое положение, природно-климатические характеристики, находящиеся в пределах политические границ страны.

Страна отличается от другой страны конкретными политическими характеристиками. Каждая страна самостоятельна, независима, развивается как суверенная. Политическими основами национальной экономики являются:

· суверенитет страны как независимость государства во внутренних и внешних действиях, как самостоятельность государства данной страны. В России носителем суверенитета является многонациональный народ страны и распространяется этот суверенитет на всю территорию России;

· укрепление межнациональных отношений внутри страны. Россия является федеративным государством, субъекты которого равноправны. Поэтому укрепление межнационального согласия в России является важнейшей политической основой национальной экономики;

· федерализм в политике России одновременно проявляется в федеративных отношениях в экономике при формировании бюджетов, поддержании политической и экономической целостности страны, в единстве системы государственной власти;

· наличие местного самоуправления и решение на этом уровне многих социальных и экономических проблем жизнедеятельности населения страны;

· наличие общественного и государственного контроля экономических действий субъектов страны;

· обеспечение гарантий безопасности всех видов законной деятельности, передвижений и т.д.

Существуют экономические основы национальной экономики, которые позволяют развиваться стране как единому экономическому пространству. Такими основами являются:

· равноправие всех видов собственности на территории страны, отсутствие предпочтения для одной или нескольких форм собственности;

· существование многоукладности экономики, наличие одинаковых экономических прав и экономических обязанностей всех субъектов национальной экономики;

· обеспечение свободного движения товаров, капитала, труда по всей территории страны, не ограничиваемое субъектами страны. Это обеспечивает свободный выбор приложения капитала, применения труда, обмена товарами;

· существование общей финансовой системы, построенной на единых принципах, независимо от того, на какой территории страны осуществляются финансовые действия;

· наличие единой налоговой системы;

· существование единой и единственной денежной системы национальной экономики страны, во всех ее субъектах. При этом бартерный обмен не должен превалировать над товарно-денежным обменом во всех субъектах национальной экономики;

· наличие рыночной системы выступает как одна из экономических основ национальной экономики;

· осуществление единой таможенной политики, обеспечивающей протекционизм экономического развития страны;

· развитие конкуренции, ограничение монополизма в рыночных отношениях страны.

Есть еще множество экономических основ развития национальной экономики. Мы их рассмотрим специально в других темах курса лекций.

Национальная экономика любой страны представляет собой взаимодействие множества регионов. От того, как развиты, как взаимодействуют эти регионы, от того, как центральная власть создает условия для их нормального и самостоятельного развития, зависит в целом состояние всей национальной экономики. Поэтому проблема региональной экономики является составляющей развития национальной экономики в целом. Иначе говоря, национальная экономика существует в мировой экономик и взаимодействует с ней. Экономика регионов страны взаимодействует с национальной экономикой, формирует эту национальную экономику и зависит от степени ее развитости. Внутри самой национальной экономики есть микроэкономические процессы: экономическое развитие фирм, домашних хозяйств и прочее. Именно поэтому важно вычленить те проблемы, какие имеют непосредственное значение для понимания национальной экономики как экономики страны в целом, не подменяя таким предметом экономического знания, как макроэкономика.

Национальная экономика выполняет ряд функций:

· обеспечение общеэкономического развития страны как единого целого хозяйствования;

· формирование хозяйственной системы, адекватной отношениям собственности, существующим в данной стране;

· развитие многообразия хозяйственных механизмов, обеспечивающих синхронное развитие субъектов хозяйствования, сегментов экономики страны, активизации научно-технического прогресса как технологической необходимости;

· решение множества социальных проблем, которые не могут быть решены рыночным хозяйствованием субъектов экономики, создание современных условий нормальной жизнедеятельности всех наций, народностей страны;

· создание единых рамочных условий осуществления всех социально-экономических процессов страны, всех возможных форм и механизмов хозяйствования;

· обеспечение развития и предоставления общественных благ в интересах населения страны;

· обеспечение экономической безопасности страны в целом;

· создание благоприятных экономических условий природопользования, развития экологически безопасной жизнедеятельности населения страны;

· формирование системы экономики, ориентированной на обеспечение роста производства, благосостояния населения, нормального развития человеческого потенциала страны.

Для осуществления этих функций национальная экономика должна обеспечивать демократизацию управления страной и формирование таких экономических институтов, которые бы позволяли свободно, в рамках законов страны развиваться бизнесу, осуществлять современные формы жизнедеятельности населению. Практически национальная экономика представляет собой единство многообразных способов хозяйствования, жизнедеятельности населения, управления и организации, форм собственности и прочее.

Оценка эффективности функционирования национальной экономики производится по экономическим и социальным показателям. При этом определенные части национальной экономики могут быть экономически неэффективными, но жизненно необходимыми для всей страны в целом. В таком случае осуществляется интеграция показателей эффективности таких частей национальной экономики и выводится интегральный общий показатель. Именно по такому принципу оценивается эффективность национальной экономики любой страны мира.

Национальная экономика представляет собой организованную в рамках конкретного государства экономическую систему. Государство поддерживает экономику своими институтами. Экономическая организация страны имеет собственную структуру. Она может меняться в зависимости от тех задач, какие решает на определенный момент национальная экономика. Это зависит и от типа национальной экономики, существующей в стране. В системе национальной экономики осуществляется непрерывный процесс воспроизводства, когда производство, распределение, обмен и потребление представляют собой единый процесс, имеющий определенные закономерности.

Организация национальной экономики постоянно воспроизводится, поскольку институты меняются, развиваются, исчезают, но функции национальной экономики исполняются постоянно. Национальная экономика - саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Все это осуществляется с учетом внутренних и внешних обстоятельств развития страны.

При помощи государства субъекты хозяйствования национальной экономики объединяются, развиваются по общим правилам, им создаются одинаковые условия развития на основе разделения труда и развития обмена. Реально именно государство создает для национальной экономики возможности синергетических эффектов взаимодействия субъектов хозяйствования, секторов и сегментов экономики. Национальная экономика только тогда развивается активно, когда создается государством заинтересованность всех субъектов страны в успехах национальной экономики, соблюдении правил экономического и социального поведения, поддержания национальной экономики в дееспособном состоянии. Государство защищает экономические интересы страны, обеспечивает военную безопасность, взаимодействие с другими странами мира.

Каждый субъект национальной экономики имеет собственные экономические интересы. Но выгода совместного действия приводит к тому, что эти интересы не просто сосуществуют, а сочетаются. Единство интересов национальной экономики проявляется в том, что необходимо:

· сохранить национальную социально-экономическую систему;

· обеспечить синергетический эффект получения общей выгоды;

· повышать уровень жизни населения, уровень культуры народа;

· создавать непрерывную экономическую, социальную и другие виды национальной безопасности с учетом того исторического опыта, культурного исторического слоя, который есть в определенной стране.

Национальные экономики складываются исторически, проходя достаточно длительный путь развития. Одни страны имеют тысячелетнюю историю, другие – несколько столетий. Некоторые страны формируются буквально на глазах нынешнего поколения людей. Но в любом случае политически закрепленные границы страны позволяют очертить рамки национальной экономики. Независимо от того – большая или маленькая страна – в каждой из них развивается собственная национальная экономика, ориентированная на особенности географического положения, наличие природных богатств, места в международном разделении труда и т.д.

1.3 Типы национальных экономик

Выделение типов национальных экономик представляет собой довольно сложный познавательный процесс. Существует много различных подходов к определению типов национальных экономик. Классификация этих типов осуществляется в науке по разным основаниям. В каждой стране существует много признаков, по каким можно отнести эту национальную экономику к тому или иному типу. Поэтому мы приведем различные классификации типов национальных экономик.

Распространенной классификацией типа национальных экономик является разделение стран на развитые, на страны со средним уровнем экономического развития и развивающиеся страны (в 70-е годы ХХ столетия такие страны называли странами «третьего мира»). Эта классификация основывается на уровне доходов в среднем за год, приходящемся на душу населения в стране, или на размере валового внутреннего продукта на душу населения. К развитым странам относят обычно страны, где размер валового внутреннего продукта на душу населения превышает 15 тысяч долларов в год. Странами со средним уровнем развития считаются такие страны, где размер валового внутреннего продукта на душу населения примерно 1000 долларов. Развивающимися странами считают страны с величиной этого показателя от 600 до 250 долларов.

Таблица 1

Производство ВВП на одного занятого в 2003 г.[6] (в тыс. долл.)

В народн. хоз-ве В промышлен. В сельск. х-ве

США 79,1 96,4 59,2

Франция 72,3 68,6 53,3

Япония 68,1 56,3 19,1

Германия 62,9 61,5 28,5

Великобритания 62,3 65,8 39,9

Россия 6,2 34,9 3,6

Китай 1,9 19,0 0,5

Анализ таблицы позволяет понять, каково соотношение в мире между рядом национальных экономик по величине созданного в промышленном и сельскохозяйственном производствах продукции и по созданному ВВП в национальной экономике в целом.

В настоящее время Россия относится к лучшим экономикам мира, критерием определения которых является произведенный за год валовой внутренний продукт (ВВП). Всемирный банк опубликовал рейтинг стран по объему ВВП. По этому документу, ВВП России равнялся в 2006 году 970 миллиардам долларов. Место России в этом рейтинге по состоянию на начало 2007 года таково (в триллионах долларов):

1. США – 13,2,

2. Япония – 4,34,

3. Германия – 2,9,

4. Китай – 2,7,

5. Великобритания – 2,35,

6.Франция – 2,2,

7. Италия – 1,8,

8. Канада – 1,3,

9. Испания – 1,2,

10. Бразилия – 1,1,

11. Россия – 0,97,

12. Индия – 0,91.

Иначе говоря, Россия находится буквально в одном шаге от десятки ведущих стран мира по производству ВВП. Всего в этом рейтинге участвовали 183 страны мира. По прогнозам специалистов, если в России сохранятся темпы развития, как сейчас, то через 12 лет наша страна войдет в пятерку ведущих мировых экономик.

До недавнего времени национальные экономики классифицировали по признаку господства определенной формации в стране: феодальной, капиталистической, социалистической и другим. Сейчас эта классификация используется чисто в научных целях, но практическое применение при определении, какой тип имеет та или иная национальная экономика имеет очень ограниченно (например, говорится о том, что в России развивается особый тип капитализма, в Швеции существует специфическая форма социализма и т.д.).

Нередко проводят классификацию национальных экономик с использованием понятия «цивилизация». При этом ученые различно понимают это явление. Одни говорят о западной и восточной цивилизациях, другие – о западной, исламской, индо-буддийской, конфуцианско-буддийской и прочее. При этом цивилизация одними учеными понимается как определенный вид культуры, другими – как ступень развития человеческого общества с учетом материальной и духовной культуры, третьими – как развитость и неразвитость обеспечения народа достижениями научно-технического прогресса, гигиены и прочее. Мы не будем использовать этот вид классификации применительно к национальным экономикам в виду спорности самого понятия и неопределенности признаков отнесения страны к какому-либо виду цивилизации. Кроме того, цивилизационный признак очень часто имеет явный пропагандистский, политиканствующий характер. Это неприемлемо для экономического анализа.

В зависимости от того, как национальная экономика включена в мировые хозяйственные процессы, принято различать национальные экономики открытого типа и национальные экономики закрытого типа. Национальные экономики закрытого типа в настоящее время практически не существуют, поскольку любая страна в большей или меньшей степени включена в мирохозяйственные процессы. Но все же есть страны с преимущественно закрытым типом экономики, хотя их становится с каждым годом все меньше. Такие страны сравнительно мало участвуют в мирохозяйственных процессах, не допускают на своей территории развитие производств, принадлежащих другим странам. Однако неравномерное распределение ресурсов по территории земного шара, необходимость удовлетворять потребности населения, производств, государства требует развития товарного обмена между странами. Происходящая интеграция национальных хозяйств в масштабах мира требуют развития открытых экономик. Но и полностью открытых экономик не существует. Есть более открытые или менее открытые экономики стран. Например, Макао, Гонконг, Тайвань имеют очень высокую степень открытости, а Австрия, Бельгия, Ирландия, Франция, Япония – намного меньше открыты в экономическом смысле. Считаются еще менее экономически открытыми странами Китай, Индия, США, Россия.

Есть экономические показатели, которые помогают определять степень открытости и закрытости национальной экономики. Если доля валового национального продукта, обмениваемого во внешнеторговом обороте страны, равна 15-18%, то такая страна считается национальной экономикой закрытого типа. Но это не значит, что у таких стран нет международной экономической поддержки. Политическая активность таких стран позволяет им участвовать в получении экономической помощи. Известно, что развитые страны имеют дополнительный доход за счет разницы между собственным экспортом и импортом. Значит, показатели экспорта и импорта тоже определяют, является ли данная страна открытой или закрытой экономически. Еще одним таким показателем является размер иностранных инвестиций в страну и их доля в общем размере инвестиций в национальную экономику. Есть еще ряд экспертных оценок, которые тоже помогают определить тип экономики (закрытый или открытый).

Наши рекомендации