Классическое Средневековье
Спецкурс «Эффект бабочки
Преподаватели:
· Воротникова Татьяна
Экономическая экспертная группа, менеджер по управлению проектами
Экономический факультет МГУ, 2000 г.
· Доценко Сергей
Кинопроизводство, финансовый директор
Институт управления и предпринимательства в соц. сфере ГУУ, 2012 г.
· Шахлевич Антон
Компания "Microsoft", эксперт по бизнес-решениям
Механико-математический факультет МГУ, 2007 г.
Классы: 9-11
Время проведения: четверг 18.55
Цель курса: Познакомить слушателей с историей и культурой западноевропейской цивилизации, показав взаимосвязь между политическими, экономическими и культурными событиями
Формы контроля и система отчетности:
Оценка формируется на основе баллов, которые можно набрать в течение семестра, в том числе:
· 25% - за работу на занятиях и презентацию различных групповых проектов и заданий;
· 30% - за выполнение домашних заданий;
· 20% - за индивидуальную научную работу или проект, которые нужно подготовить в течение семестра;
· 25% - за экзамен.
План занятий:
1. 09.10.2014
Вводное занятие: рассказ преподавателей о курсе и об ЭМШ.
Разные подходы к истории: эволюционный подход (Ростоу, Белл, Тоффлер, Маркс, Гэлбрейт и др.), теория исторического кругооборота (Вико, Гердер, Мейер) и цивилизационный подход (Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Л. Гумилев).
Игра.
Древняя Греция
2. 16.10.2014
Периодизация: крито-микенская цивилизация, полисный этап (гомеровская Греция, архаическая, классическая), эллинистический этап.
Временные рамки для более подробного рассказа: VIII-I века до н.э.
Исторический обзор: Афины и Спарта, Афинский морской союз и Пелопонесская война. Образование и распад мировой державы: система эллинистических государств и завоевание их Римом.
Развитие экономики: эгинская и эвбейская монетные системы, реформы Солона и реформы Ликурга, полисы, внешняя торговля, роль метеков в экономике, кризис полисов как следствие экономического роста.
3. 23.10.2014
Культура: античная музыка - история развития, тетрахорды, лидийский и дорийский лады; философия - натурфилософия (Милетская школа, пифагорейцы, Элеаты, Гераклит, атомисты) и классический период (Сократ, платоники, перипатетики); литература - Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан; живопись - геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили, помпейская мозаика; скульптура - архаический и классический стили, эллинизм; архитектура - ордера, примеры: храм Артемиды в Эфесе, Калликрат, Фидий.
Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии.
Древний Рим
4. 30.10.2014
Периодизация: царский период, республика, императорский период и его кризис.
Временные рамки для более подробного рассказа: VI век до н.э. - IV век н.э.
Исторический обзор: борьба плебеев с патрициями и войны Рима периода республик; Цезарь и Август - основные вехи правления. Римская империя и ее кризис в III в. н.э.
Развитие экономики: римское право, колонат, налоговая политика, территориальная специализация сельского хозяйства и ремесел, виллы, строительство дорог и акведуков.
Сравнение Древней Греции и Древнего Рима: характеристика периодов, формы государственного устройства, степень участия в политической жизни, права собственности на землю, участие в военных действиях, социальная защищенность, судебная система, основные ценности, культура, отношение друг к другу.
5. 06.11.2014
Римское право, появление профессиональных юристов.
Культура: литература - Цицерон, Тит Лукреций Кар, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит; архитектура - бетон, арки и своды, Аппиева дорога, храм Весты, Пантеон, Колизей, термы Каракаллы; скульптура - арка Тита, колонна Трояна.
Проекты школьников: презентация сценок из древнегреческих трагедий и комедий, подготовленных командами в рамках заранее заданных стилей.
Раннее Средневековье
6. 13.11.2014
Периодизация: раннее, классическое и позднее Средневековье.
Временные рамки: V - середина XI века.
Игра на узнавание латинских корней.
Исторический обзор: Великое переселение народов - причины, названия племен и сведения о них; романо-германский синтез; франкское государство в эпоху Меровингов - Хлодвиг, Салическая правда, Империя Карла Великого; саксы в Англии - Эгберт и Альфред Великий. Институт церкви и монашеское движение. Политическое развитие Европы (феодальная раздробленность) - Верденский договор, дальнейший раздел трех королевств.
Развитие экономики: упадок городов, потеря античных технологий, право собственности на землю; сельское хозяйство - сельское хозяйство, развитие технологий и последствия этого.
7. 20.11.2014
Культура: упадок городов - потеря навыков работы по камню, деревянное зодчество, шуты и жонглеры; особенности - полихромное искусство, исчезновение изображений человека и последующее возрождение антропоморфного искусства; ранняя полифоническая музыка. Эпосы - Беовульф, легенды о короле Артуре, Старшая Эдда. Монополия церкви на образование и культуру - образовательные программы при монастырях, скриптории, миниатюры в церковных книгах. Каролингское возрождение! Архитектура - план собора, наиболее интересные постройки (Ахенская капелла, гробница Теодора Великого в Равенне, итальянские капеллы, появление крипт).
Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии: материальное благополучие и влиятельность церкви - "за" и "против"; команды церкви, аристократии, народа и независимые арбитры.
Классическое Средневековье
8. 27.11.2014
Временные рамки: середина XI - середина XV века.
Исторический обзор, события в отдельных регионах Европы: образование Священной Римской империи, ганзейский союз; франкское государство; завоевание Англии норманнами; Столетняя война; морские республики (Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи); война с маврами в Испании; роль Византийской империи. Церковь: образование двух ветвей христианства, крестовые походы, идеи реформирования церкви.
Развитие экономики: демографическая ситуация, коммунальные революции, миграция населения и ее последствия, изменение отношения к науке, важнейшие изобретения; цехи, гильдии, ярмарки и банки.
9. 04.12.2014
Культура: архитектура - романский стиль, готика, вариации готики в разных регионах (Франция, Англия, Испания); живопись (интернациональная и куртуазная готика); музыка - народная, церковные песнопения (григорианские), придворная песня; Проторенессанс в Италии; литература - Петрарка, Данте, Бокаччо, Чосер, "Тристан и Изольда", "Песнь о Нибелунгах"; средневековый театр; искусство Византии, периодизация - ранневизантийский период, иконоборчество, македонское возрождение, консерватизм, палеологовское возрождение; геральдика - причины зарождения, правила блазонирования, деление щита, тинктуры, основные фигуры, девиз.
Проекты школьников: декламирование отрывков из сочиненных командами эпосов на основе материала, полученного в теме "Раннее Средневековье".