Этапы выполнения научной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНЫХ РАБОТ
для студентов вузов
Петропавловск-Камчатский
2014 г.
Авторы-составители:
Кривоусова Е.А., доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ имени Витуса Беринга
Кудряшова М.Г., канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ имени
Витуса Беринга
Никитина И.Ю., канд. соц. наук, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ имени Витуса Беринга
Этингоф Е.В., канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ имени Витуса Беринга
ОТ АВТОРОВ
Важнейшей формой обучения студентов в высшей школе является написание студенческих научных работ, к которым, в первую очередь, относятся рефераты, контрольные и курсовые работы, курсовые проекты, выпускные квалификационные (дипломные) работы.
В данном сборнике представлены методические рекомендации по написанию разных видов студенческих научных работ.
Сборник предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций»; по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», профиль «Государственное и муниципальное управление»; по направлению подготовки 100100.62 «Сервис», профиль «Социально-культурный сервис».
Материалы данного сборника могут быть использованы и студентами, обучающимся по другим направлениям при написании аналогичных научных работ.
содержание
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ... 6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА.. 9
2.1. Роль реферата в системе научно-исследовательской работы студентов. 9
2.2. Выполнение реферата. 9
2.3. Критерии оценки реферата. 11
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ студентами заочной формы обучения.. 12
3.1. Роль контрольной работы в самостоятельном изучении студентами социально-экономических дисциплин. 12
3.2. Основные этапы подготовки контрольной работы.. 13
3.3. Основные требования, предъявляемые к контрольной работе. 13
3.4. Работа с литературой и составление плана. 14
3.5. Написание текста контрольной работы.. 15
3.6. Работа студента с замечаниями преподавателя и защита контрольной работы.. 16
3.7. Критерии оценивания контрольной работы.. 17
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ... 18
КУРСОВОЙ РАБОТЫ / КУРСОВОГО ПРОЕКТА.. 18
4.1. Роль курсовой работы / курсового проекта в самостоятельном изучении учебных дисциплин студентами вуза. 18
4.2. Основные этапы написания курсовой работы / курсового проекта. 19
4.3. Основные требования, предъявляемые к курсовой работе / курсовому проекту. 20
4.4. Предварительный этап – подготовка к написанию курсовой работы / курсового проекта 21
4.5. Основной этап - написание курсовой работы / курсового проекта. 22
4.6. Заключительный этап – защита курсовой работы / курсового проекта. 26
4.7. Критерии оценки курсовой работы / курсового проекта. 27
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ... 29
5.1. Общие требования. 29
5.2. Подготовка ВКР. 29
5.3. Структура выпускной квалификационной работы.. 32
5.4. Подготовка к защите ВКР. 35
5.5. Защита ВКР. 36
5.6. Критерии оценки ВКР. 37
6. Требования к оформлению научных студенческих работ. 40
6.1. Технические требования к оформлению текста. 40
6.2. Нумерация страниц. 40
6.3. Разделение текста по структурным элементам.. 40
6.4. Формирование автособираемого оглавления (содержания) 41
6.5. Ссылки. 42
6.6. Примечания и сноски. 43
6.7. Рекомендации по набору текста работы.. 43
6.8. Оформление статистических материалов. 46
6.9. Оформление списков. 50
6.10. Титульный лист работы.. 51
6.11. Оформление названий структурных элементов реферата / контрольной работы.. 51
6.12. Оформление названий структурных элементов курсовой работы / курсового проекта / ВКР 52
7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА.. 53
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЙ.. 59
9. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ.. 60
10. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 61
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Логический путь научного исследования
- Определение целей исследования.
- Установление объекта изучения.
- Изучение известного об объекте.
- Постановка проблемы.
- Определение предмета исследования.
- Выдвижение гипотезы.
- Построение плана исследования.
- Письменное изложение решения проблемы.
- Проверка гипотезы.
- Определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом.
- Определение сферы применения найденного решения.
Этапы выполнения научной работы
- Формирование замысла.
- Поиск, отбор и изучение материалов.
- Группировка и систематизация материала.
- Составление плана.
- Написание текста работы.
- Обработка рукописи.
При написании студенческой работы необходимо соблюдать общепринятые правила:
- не допускается сдача заимствованных из сети Internet работ (рефератов, контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, выпускных квалификационных работ), поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя; во-вторых, это приводит к формализации получения знаний; в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче различных студенческих работ вплоть до отчисления студентов из учебного заведения. В подобном случае студенческая работа не оценивается и студент не допускается к защите;
- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (утверждения, используемые в работе, лучше выражать в безличной форме «в работе рассмотрены…», «можно сделать вывод»… и т.п.);
- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы и источников, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки;
- следует избегать следующих ошибок: поверхностного или излишне детального изложения вопросов темы; механического комбинирования или дословного переписывания разделов учебников и монографий; использования устаревшей литературы и источников; отсутствия последовательности в изложении; недостаточного или чрезмерного объема работы.
Написание студенческой научной работы предполагает работу с научной литературой. Рекомендуется пользоваться учебной и научной литературой и периодическими изданиями в библиотеке Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, в Камчатской краевой научной библиотеке им. С. П. Крашенинникова, в других городских и районных библиотеках.
Студенты, обучающиеся в университете, имеют доступ к следующим современным профессиональным базам данных, информационным справочникам
По вопросам работы с электронными ресурсами необходимо обращаться
в читальный зал главного корпуса (ул. Пограничная, 4)
Название электронного ресурса | Описание электронного ресурса | Используемый для работы адрес |
Диссертационный зал Российской государственной библиотеки | В настоящее время Электронная библиотека диссертаций РГБ содержит более 620 000 полных текстов диссертаций и авторефератов | http://diss.rsl.ru |
eLibrary – Научная электронная библиотека | Полные тексты журналов более 40 издательств (ИНИОН РАН, Elsevier Science, Academic Press, Kluwer, Springer, Birkhauser Publishing, Blackwell Science, Pergamon и др.), БД по медицине (MEDLINE, AIDSLINE, CANCERLIT, EMBASE ALERT) и математике (Zentralblatt MATH, European Mathematical) | www.elibrary.ru |
ЭБС ibooks.ru – библиотека цифрового века | Электронная библиотечная система учебной и научной литературы. Основная задача – обеспечение читателей библиотек доступом к самым современным электронным книгам ведущих издательств России | http://ibooks.ru |
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) | Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) – электронная библиотека и база для исследований и учебных курсов в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук. УИС РОССИЯ поддерживается на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М.В. Ломоносова | http://uisrussia.msu.ru/docs/ips/n/about.htm |
Библиотека Гумера | Библиотека учебной литературы в помощь студентам | http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php |
Российское образование | Система федеральных образовательных порталов | http://www.edu.ru |
Библиотека РФФИ | Электронные версии книг раздела «Науки о человеке и обществе», изданные при содействии Российского фонда фундаментальных исследований | http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books |
Научное наследие России | Библиотека содержит научные труды известных российских и зарубежных ученых и исследователей, работавших на территории России | http://e-heritage.ru/unicollections/list.html |
Электронная библиотека учебников | На сайте представлены учебники, лекции, доклады, монографии по естественным и гуманитарным наукам | http://studentam.net |
Cyberleninka | Содержит каталог научной периодики по большому количеству научных дисциплин, который содержит полную информацию о научных журналах в электронном виде, включающую их описания и все вышедшие выпуски с содержанием, темами научных | http://cyberleninka.ru/journal |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | Информационная система предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования | http://window.edu.ru/library |
Издательство «Лань» | Электронно-библиотечная система включает в себя как электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы, так и электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам | http://e.lanbook.com/ |
Энциклопедии $ Словари | Собрание электронных версий энциклопедий и словарей | http://www.enc-dic.com/ecology |