Объём дисциплины и виды учебной работы
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Учебно-методический комплекс
050201.65 – «Математика»
С дополнительной специальностью 050202 «Информатика»
050202.65 – «Информатика»
Со специализацией «Организация информатизации образования»
050203.65 – «Физика»
С дополнительной специальностью 050202 «Информатика»
Коломна
УДК 33(02)(075.8) ББК 55 К. 65.83
Сидорина М.В., Караваев А.В.
Экономика. Учебно-методический комплекс для студентов неэконо-мических специальностей педагогических вузов – Изд. 2-е, испр. и доп. Коломна: МГОСГИ, 2011. – 225 с.
Учебно-методический комплекс содержит пояснительную записку, тематическое планирование, программу, список литературы, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля уровня знаний, тематику контрольных работ и другие методические материалы по курсу «Основы экономики» в соответствии с требованиями Государственного стандарта подготовки специалистов высшей квалификации. Пособие ориентировано на студентов, изучающих указанный учебный курс, а также на преподавателей. При составлении комплекса использовались разработки ведущих российских и западных специалистов, указанные в списке литературы, рекомендуемой студентам для изучения курса «Основы экономики».
Рецензенты:
Балабан В.Г. – кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой ЭиЭТ КИ МГОУ
Кирпичников B.C. – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ЭиСХМ КИ переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов
© Сидорина М.В., Караваев А.В. МГОСГИ – 2011
Пояснительная записка к программе курса «Основы экономики»
Данный учебно-методический комплекс в содержательном и структурном отношениях составлен с учетом требований концепции обновления Государственного образовательного стандарта (ГОС-2) высшего профессионального образования (ВПО) по дисциплине «Основы экономики». При этом во внимание принимаются различия в учебных планах подготовки студентов неэкономических специальностей.
Дисциплина «Основы экономики» – одна из основных общепрофессиональных дисциплин, без полноценного усвоения научных категорий которой становятся невозможными процессы дальнейшего обучения и формирования, необходимых знаний, умений и навыков у студентов.
Структура программы учебно-методического комплекса имеет целью формирование у будущих специалистов устойчивых теоретических знаний по курсу «Основы экономики». В свою очередь, это предполагает: развитие у студентов навыков научного мышления в области экономического познания; накопление и последующее практическое использование полученных знаний в профессиональной деятельности студентов и выпускников вуза; наличие умения самостоятельно работать с учебными и научными материалами, рекомендуемой преподавателем литературой; стремление обучающихся к постоянному расширению своего учебного и научного кругозора, овладению новыми методиками переработки экономической информации; анализ студентами основных тенденций и динамики экономических систем различных стран, включая экономику России; раскрытие сущности экономических явлений, процессов и закономерностей.
Изучение курса предусматривает связь экономических проблем и тем с другими отраслями знаний: историей, философией, политологией, социологией, психологией, математикой, гражданским и предпринимательским правом, этикой, географией.
Программа учебно-методического комплекса состоит из 4 разделов, что определяется логикой изучения экономических тем, проблем и методикой преподавания курса.
I раздел: "Введение в курс «Основы экономики»";
II раздел: "Микроэкономика";
III раздел: "Макроэкономика";
IV раздел: "Мировая экономика".
Подобное структурное деление курса является традиционным и соответствует сложившейся международной практике (см.: "Экономикс"). Программа предполагает формирование основ для последующего изучения курсов "микроэкономика", "макроэкономика" и других экономических дисциплин.
Ряд тем или проблем выносится на самостоятельное изучение студентами. Программа допускает определенную вариативность преподавательской деятельности и самостоятельную расстановку специалистами акцентов при изложении и освещении экономических проблем на лекциях и семинарских занятиях.
Достоинством данного варианта программы можно считать ее адаптированную привязанность к экономической практике в России. Эффективность указанной программы во многом определяется ее разносторонним методическим обеспечением. В частности, особая роль отводится разработке планов семинарских занятий, которые обеспечивают изучение многих вынесенных к обсуждению тем на более глубокой, "продвинутой" основе.
Кроме того, постановка контрольных вопросов к каждому семинарскому занятию носит развивающий характер, что полезно для индивидуализации процесса обучения.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Общая трудоёмкость | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия (семинары) |
Таблица 2.