Объём дисциплины и виды учебной работы

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Учебно-методический комплекс

050201.65 – «Математика»

С дополнительной специальностью 050202 «Информатика»

050202.65 – «Информатика»

Со специализацией «Организация информатизации образования»

050203.65 – «Физика»

С дополнительной специальностью 050202 «Информатика»

Коломна

УДК 33(02)(075.8) ББК 55 К. 65.83

Сидорина М.В., Караваев А.В.

Экономика. Учебно-методический комплекс для студентов неэконо-мических специальностей педагогических вузов – Изд. 2-е, испр. и доп. Коломна: МГОСГИ, 2011. – 225 с.

Учебно-методический комплекс содержит пояснительную записку, тематическое планирование, программу, список ли­тературы, планы семинарских занятий, вопросы для самокон­троля уровня знаний, тематику контрольных работ и другие методические материалы по курсу «Основы экономики» в соответствии с требованиями Государственного стандарта подготовки спе­циалистов высшей квалификации. Пособие ориентировано на студентов, изучающих указанный учебный курс, а также на преподавателей. При составлении комплекса использовались разработки ведущих российских и западных специалистов, ука­занные в списке литературы, рекомендуемой студентам для изучения курса «Основы экономики».

Рецензенты:

Балабан В.Г. – кандидат экономических наук, доцент, зав. ка­федрой ЭиЭТ КИ МГОУ

Кирпичников B.C. – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ЭиСХМ КИ переподготовки и повыше­ния квалификации руководящих кадров и специалистов

© Сидорина М.В., Караваев А.В. МГОСГИ – 2011

Пояснительная записка к программе курса «Основы экономики»

Данный учебно-методический комплекс в содержательном и структурном отно­шениях составлен с учетом требований концепции обновления Государственного образовательного стандарта (ГОС-2) высше­го профессионального образования (ВПО) по дисциплине «Основы экономики». При этом во внимание принимаются различия в учебных планах подготовки студентов неэкономических специ­альностей.

Дисциплина «Основы экономики» – одна из основных обще­профессиональных дисциплин, без полноценного усвоения на­учных категорий которой становятся невозможными процессы дальнейшего обучения и формирования, необходимых знаний, умений и навыков у студентов.

Структура программы учебно-методического комплекса имеет целью формирование у будущих специалистов устойчивых теоретических знаний по курсу «Основы эко­номики». В свою очередь, это предполагает: развитие у студен­тов навыков научного мышления в области экономического по­знания; накопление и последующее практическое использова­ние полученных знаний в профессиональной деятельности сту­дентов и выпускников вуза; наличие умения самостоятельно ра­ботать с учебными и научными материалами, рекомендуемой преподавателем литературой; стремление обучающихся к посто­янному расширению своего учебного и научного кругозора, ов­ладению новыми методиками переработки экономической ин­формации; анализ студентами основных тенденций и динамики экономических систем различных стран, включая экономику Рос­сии; раскрытие сущности экономических явлений, процессов и закономерностей.

Изучение курса предусматривает связь экономических про­блем и тем с другими отраслями знаний: историей, философией, политологией, социологией, психологией, математикой, граж­данским и предпринимательским правом, этикой, географией.

Программа учебно-методического комплекса состоит из 4 разделов, что определяется логикой изучения экономических тем, проблем и методикой преподава­ния курса.

I раздел: "Введение в курс «Основы экономики»";

II раздел: "Микроэкономика";

III раздел: "Макроэкономика";

IV раздел: "Мировая экономика".

Подобное структурное деление курса является традиционным и соответствует сложившейся международной практике (см.: "Экономикс"). Программа предполагает формирование основ для последующего изучения курсов "микроэкономика", "макроэконо­мика" и других экономических дисциплин.

Ряд тем или проблем выносится на самостоятельное изучение студентами. Программа допускает определенную вариативность преподавательской деятельности и самостоятельную расста­новку специалистами акцентов при изложении и освещении эко­номических проблем на лекциях и семинарских занятиях.

Достоинством данного варианта программы можно считать ее адаптированную привязанность к экономической практике в России. Эффективность указанной программы во многом опре­деляется ее разносторонним методическим обеспечением. В ча­стности, особая роль отводится разработке планов семинарских занятий, которые обеспечивают изучение многих вынесенных к обсуждению тем на более глубокой, "продвинутой" основе.

Кро­ме того, постановка контрольных вопросов к каждому семинар­скому занятию носит развивающий характер, что полезно для индивидуализации процесса обучения.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Общая трудоёмкость Всего часов Семестры
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  

Таблица 2.

Наши рекомендации