Хозяйственными системами
Дополнительно в качестве важной особенности современной России можно отметить стремительное формирование "третьего сектора", что исследовано в работах Ф.М.Бородкина[114], М.Кодина[115], Т.М.Матвеевой[116] и В.Г.Хороса[117].
Специфика каждого из трех секторов может быть представлена так. К первому сектору принадлежат все те организации, которые непосредственно реализуют государственные властные функции.
Ко второму сектору относятся все организации, ориентирующиеся на получение дохода, экономически эффективное (выгодное) использование денежного капитала. При этом капитал не обязательно должен полностью принадлежать организации. Она может его «арендовать». Капитал может быть и государственным. Но в любом случае используемый капитал должен давать организации данного сектора некоторый прирост собственных денежных средств в форме прибыли.
В третий сектор входят организации, создаваемые ради удовлетворения потребностей групп предприятий и отраслей. Это общественные институты в виде ассоциаций, союзов, лиг, палат. Не случайно, на территории Владимирской области специально создана сеть саморегулируемых организаций и структур отраслевого самоуправления. Отраслевые союзы принимают на себя координацию действий по решению таких проблем, как представление интересов отрасли на всех уровнях государственной власти, развитие взаимовыгодных кооперационных связей, оказание маркетинговых услуг, обеспечение предприятий отрасли сырьем, а так же участие их в различных выставочно-ярморочных мероприятиях.
Так, лига оборонных предприятий оказывает практическую помощь в рассмотрении различных вопросов текущей и перспективной деятельности предприятий отрасли. Заседания Лиги проводятся с участием представителей Минпромэнерго России и ФГУП «Рособоронэкспорт». Обсуждаются вопросы диверсификации производства, участия предприятий в реализации проектов в рамках целевых программ, возможность их финансирования из федерального бюджета.
Система "Бизнес для Бизнеса" в области представлена сетью организаций, среди которых некоммерческое партнерство «Владимирская областная саморегулируемая организация специалистов по управлению и экономике», оказывающая услуги предпринимателям в области консалтинга, мониторинг экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области. Некоммерческая организация «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области»; ООО «Агентство по работе с промышленными предприятиями»; Торгово-промышленная палата Владимирской области дополняют имеющийся спектр услуг.
Так, торгово-промышленная палата Владимирской области (ТПП) выполняет все функции, определенные Федеральным Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Палата образована в 1992 году ведущими предприятиями области и сегодня является седьмой по численности среди Палат России, объединяя более 720 предприятий и предпринимателей. Она аккредитована в ТПП РФ, оказывает свыше 60-ти услуг для бизнеса и власти. В области поддержки и развития внешнеэкономической деятельности Палата концентрирует внимание на оказании содействия в установлении и развитии контактов с зарубежными партнерами, совместно с Владимирской таможней оказывает помощь в развитии международной торговли предприятий области, а также защите их интересов. Участники ВЭД обеспечиваются в Палате необходимой документацией для таможенного оформления, ведется работа в области охраны объектов интеллектуальной собственности, проводятся различные консультации.[118]
В рамках содействия субъектам хозяйственной деятельности в продвижении товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынках, ТПП организует деловые поездки представителей в страны дальнего и ближнего зарубежья, такие как Германия, Финляндия, Таиланд, Польша, Белоруссия, Украина и другие.
Востребованным видом услуг, оказываемых палатой, является информационное обслуживание и консультирование предприятий, маркетинговые услуги. Предоставляются адресные справки о российских и зарубежных предприятиях; списки потенциальных партнеров (конкурентов); информация о предприятиях и коммерческих предложениях и другие.
Важным в деятельности ТПП является обеспечение работы постоянно действующей выставки, организация выставочных мероприятий на базе Владимирского Экспоцентра, создание выставочной инфраструктуры. За последние годы сложилась тематика выставочных мероприятий, ежегодно проводимых Палатой: это межрегиональные выставки «Стройпрогресс», «Мир женщины», «Информационные технологии», «Владимирская весна», «Школьная ярмарка», «Гусевское стекло», «ВладПродЭкспо», «Малый бизнес. Путь к успеху», «Новогодняя карусель» и так далее. Сфера ТПП распространяется на взаимодействие с союзами, ассоциациями и другими объединениями.
Для построения эффективной схемы управления хозяйственной системой региона, обеспечения процесса устойчивого развития необходимо рациональное сочетание всех субъектов управления, как это показано на рисунке 16.
Рисунок 16. Взаимодействие государственного регулировании,