Показатели оценки абсолютного эффекта
Абсолютный эффект означает достигнутый результат, без сравнения с затраченными ресурсами и оценивается рядом показателей.
Показатели абсолютного результата довольно многочисленны. На макроуровне к ним относятся:
- валовой внутренний продукт (ВВП);
- валовой общественный продукт (ВОП);
- национальный доход (НД);
На уровне предприятия показателями абсолютного результата являются:
- товарная продукция (ТП);
- реализованная продукция (РП);
- валовая продукция (ВП);
- выручка от реализации продукции (ВРП);
- прибыль (П).
Товарная продукция–это продукция (работы, услуги), полностью законченная изготовлением на данном предприятии, отвечающая стандартам или техническим условиям, принятая отделом технического контроля и предназначенная для реализации потребителям. В состав товарной продукции входят готовые изделия, отдельные их элементы, стоимость законченного капитального ремонта, услуги, продукция вспомогательных подразделений, предназначенные сторонним потребителям.
Объем товарной продукции (ТП) определяется в оптовых ценах:
i
ТП = ΣЦоптi . Вi ,
1
где Цоптi – оптовая цена i -го изделия;
Вi - выпуск i-го изделия.
i=l,…,n - количество видов (наименований) продукции (работ, услуг), изготовляемой на предприятии.
Оптовая цена продукции определяется по формуле:
,
где - полная себестоимость i-гo вида продукции (работ, услуг), руб./ед.;
- прибыль (нормативная) в расчете на единицу продукции (работ, услуг), руб./ед.
Выручка от реализации (ВРП) – денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию:
,
где - выручка от реализации товарной продукции (брутто), руб.;
- оптово-отпускная цена (или цена продаж) i-го вида продукции, руб./ед.;
- количество реализованной продукции i-го вида, шт.;
i=1,...,n - количество наименований реализованной продукции.
Оптово-отпускная цена определяется по формуле:
,
где - величина налога на добавленную стоимость в единице i-говида продукции, руб./ед.
Реализованная продукция (РП) – это товарная продукция, доведенная до потребителя и оплаченная им (рассчитывается в оптовых ценах).
,
где - объем реализованной продукции, руб.
Валовая продукция (ВП)–это весь объем производства, включающий товарную продукцию и изменение остатков не завершенного производства, т.е. предметов труда, находящихся в процессе производства, но не законченные им (металл в плавке, детали в обработке, узлы и изделия в сборке и т.п.):
ВП = ТП + НПк – НПн,
где НПк, НПн – объем незавершенного производства соответственно на конец (к) и начало (н) периода.
Прибыль (П)– конечный результат деятельности предприятия, характеризующий превышение доходов над расходами, представляет собой разницу между суммой цен, по которым реализуется продукция, и затратами на ее производство и реализацию, т.е. себестоимостью всей продукции:
где - прибыль от реализации продукции, руб.;
- себестоимость реализованной продукции, руб., определяется по формуле:
,
где - себестоимость i-го вида реализованной продукции, руб.
Показатели абсолютного результата характеризуют результат сам по себе, вне связи с затратами ресурсов, поэтому они не дают представления об эффективности (результативности) производства. Показателями результативности являются ресурсоотдача и ресурсоемкость.