Методические указания по выполнению

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Самостоятельное выполнение контрольной работы – это одна из основных внеаудиторных форм подготовки студентов. Такая контрольная работа выполняет несколько функций:

Во-первых, она предполагает самостоятельное изучение про­граммного материала.

Во-вторых, работа над конкретной темой неизбежно требу­ет освоения значительно более широкого круга проблем и воп­росов, "окружающих" избранную тему.

В-третьих, этот вид работы способствует более глубокому освоению экономических категорий и закономерностей, приви­вает навыки овладения понятийным аппаратом науки.

В-четвертых, вырабатывает привычку самостоятельной ра­боты с литературой, источниками; формирует умение подбирать и отбирать необходимые источники информации.

В-пятых, позволяет студентам освоить методику и стандар­тные нормы оформления материала.

В-шестых, контрольная работа – форма отчетности студента в соответствии с учебным планом.

Обычно выбор темы контрольной работы обусловлен пред­почтениями студента в рамках предложенного перечня тем, а также доступностью литературы. При этом возможны измене­ния и дополнения к списку рекомендуемой литературы по из­бранной теме. Определить тему работы целесообразно в период аудиторных занятий в процессе консультаций с преподавателем.

При выполнении контрольной следует обязательно исполь­зовать фундаментальную экономическую литературу, публи­кации в периодических изданиях текущего периода (одного-двух последних лет), статистические и аналитические обзоры, законодательные и нормативные документы.

Выполнению контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующей темы по учебнику или учебному по­собию; затем - изучение и обзор рекомендуемой литературы.

При возникновении вопросов необходимо либо обращаться к другим (смежным) темам, словарям, справочным изданиям, либо проконсуль-тироваться с преподавателем. Порядок выполнения, структура и объем контрольной работы являются единооб­разными для всех студентов без исключения. В начале работы помещается название темы, реквизиты исполнителя и проверяю­щего (ученое звание, степень, занимаемая должность, ФИО).

Далее на следующем листе помещается план или оглавление с указанием страниц – разделов, частей, параграфов. План со­ставляется студентами самостоятельно. При необходимости кор­ректируется преподавателем. Рекомендуется составлять сложный план. При нумерации разделов используются римские обозна­чения, а при нумерации параграфов – арабские.

Обязательной частью работы является краткое (на двух-трех страницах) введение, в котором следует показать значение темы, ее место в курсе экономической науки, определить основную цель и задачи, объект (конкретную экономическую проблему) и пред­мет (экономические и другие виды взаимосвязанных отноше­ний, раскрывающих характерные признаки и формы проявления изучаемого объекта) исследования. После этого дается краткая аннотация основных источников научных трудов, используемых в работе. Введение заканчивается словами: "Контрольная работа состоит из введения, ...глав, заключения и списка литературы. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основ­ные идеи работы. Глава I-я посвящена..., во II-й главе речь пой­дет о... В заключении сформулированы основные выводы..."

Важно помнить, что введение, заключение и список литера­туры не нумеруются в отличие от других пунктов плана.

Порядок изложения содержания темы должен соответство­вать плану, разделы (части) которого выделяются в тексте циф­рами и заголовками.

Все цитаты, фактические данные должны иметь ссылки на источники. Предлагается использовать следующий вариант офор­мления ссылок. За ключевым словом, в конце цитаты, статисти­ческих данных и т.д. в квадратных скобках указывается порядко­вый № источника в списке используемой литературы, а затем фиксируется соответствующая страница.

Например: в списке литературы работа Я.Корнаи обозна­чена цифрой 5.5. Корнай Я. Дефицит. - М.: Наука, 1990.

В тексте такая ссылка кодируется с указанием страницы сле­дующим образом [5, с. 47]. Этот вариант оформления ссылок удобен при неоднократном использовании одного или нескольких источников.

Графики, диаграммы, таблицы должны быть выполнены ак­куратно и иметь ссылки на источники (если они не являются авторскими),

Работа завершается небольшим заключением, в котором сде­ланы основные выводы, подводятся итоги исследования, пока­зывается умение приходить к самостоятельным аргументирован­ным выводам.

В конце контрольной помещается список литературы, офор­мленный в соответствии с принятыми стандартами (см. раздел "Список литературы" настоящего пособия) с указанием глав, па­раграфов или страниц.

Объем контрольной работы не должен превышать 24 стра­ницы рукописного текста в школьной тетради.

В работе должны быть оставлены "поля" (слева, справа, сверху и снизу – 2 см.) и чистая страница в конце для замечаний и рецензии преподавателя.

В качестве зачета по контрольной работе допускается вари­ант устного собеседования с преподавателем по избранной теме (с наличием либо краткого конспекта, либо плана), но только при наличии самой работы.

В рецензии преподаватель оценивает работу студента с уче­том всех перечисленных требований, предъявляемых к разработ­кам подобного уровня: отмечает основные достоинства и недо­статки работы. При выставлении общей оценки учитывается три параметра:

а) содержание текста;

б) качество оформления;

в) качество устной защиты.

В случае положительной оценки студент допускается к экзаме­ну/зачёту; в случае неудовлетворительной оценки студент должен переде­лать работу по этой же теме с учетом всех замечаний рецензента.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Альтернативная стоимость как цена выбора.

2. Альтернативная стоимость обучения студента в ВУЗе: два ва­рианта: бюджетное обучение и обучение на внебюджетной основе.

3. Гражданский Кодекс РФ о собственности.

4. Смешанная экономика. Проблема определения и соотнесения характеристик смешанной экономики по отношению к РФ.

5. Ф.Хайек. "Конкуренция как процедура открытия".

6. Значение теории эластичности для прогнозирования пове­дения рыночных субъектов и экономической политики государства.

7. Законодательное регулирование деятельности монополий в РФ.

8. Венчурное предпринимательство.

9. Маркетинг – "философия" бизнеса.

10. Законодательное регулирование предпринимательства в РФ.

11. "Чистое экономическое благосостояние": содержание кон­цепции.

12. Основные теоретические принципы построения СНС. Формирование СНС в РФ.

13. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение. Эффект храповика.

14. Парадокс бережливости.

15. Инвестиции, их динамика и функциональное назначение.

16. Неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода, Е.Домара.

17. Модель "затраты-выпуск" В.В. Леонтьева.

18. Теория "длинных волн": Н.Д.Кондратьев, Й.Шумпетер, С. М. Меньшиков.

19. Кривая О.Филлипса.

20. Особенности инфляционных процессов в РФ.

21. Законодательное регулирование занятости в РФ.

22. Денежный рынок и его равновесие. Модель "LM".

23. Процесс "создания" денег банковской системой.

24. Современное состояние и проблемы банковской системы РФ.

25. Законодательное регулирование банковской системы в РФ.

26. Бюджетная политика РФ (на основе общего обзора бюджета РФ на текущий год).

27. Система казначейства РФ.

28. Государственный внутренний долг: формирование, управ­ление, экономические функции.

29. Основное содержание и направление налоговой реформы в РФ.

30. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

31. Значение протекционизма в современной экономической политике государства.

32. Государственное регулирование валютного рынка.

33. Виды валютных курсов: их сущность и отличительные признаки.

Наши рекомендации