Методические указания по выполнению
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Самостоятельное выполнение контрольной работы – это одна из основных внеаудиторных форм подготовки студентов. Такая контрольная работа выполняет несколько функций:
Во-первых, она предполагает самостоятельное изучение программного материала.
Во-вторых, работа над конкретной темой неизбежно требует освоения значительно более широкого круга проблем и вопросов, "окружающих" избранную тему.
В-третьих, этот вид работы способствует более глубокому освоению экономических категорий и закономерностей, прививает навыки овладения понятийным аппаратом науки.
В-четвертых, вырабатывает привычку самостоятельной работы с литературой, источниками; формирует умение подбирать и отбирать необходимые источники информации.
В-пятых, позволяет студентам освоить методику и стандартные нормы оформления материала.
В-шестых, контрольная работа – форма отчетности студента в соответствии с учебным планом.
Обычно выбор темы контрольной работы обусловлен предпочтениями студента в рамках предложенного перечня тем, а также доступностью литературы. При этом возможны изменения и дополнения к списку рекомендуемой литературы по избранной теме. Определить тему работы целесообразно в период аудиторных занятий в процессе консультаций с преподавателем.
При выполнении контрольной следует обязательно использовать фундаментальную экономическую литературу, публикации в периодических изданиях текущего периода (одного-двух последних лет), статистические и аналитические обзоры, законодательные и нормативные документы.
Выполнению контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующей темы по учебнику или учебному пособию; затем - изучение и обзор рекомендуемой литературы.
При возникновении вопросов необходимо либо обращаться к другим (смежным) темам, словарям, справочным изданиям, либо проконсуль-тироваться с преподавателем. Порядок выполнения, структура и объем контрольной работы являются единообразными для всех студентов без исключения. В начале работы помещается название темы, реквизиты исполнителя и проверяющего (ученое звание, степень, занимаемая должность, ФИО).
Далее на следующем листе помещается план или оглавление с указанием страниц – разделов, частей, параграфов. План составляется студентами самостоятельно. При необходимости корректируется преподавателем. Рекомендуется составлять сложный план. При нумерации разделов используются римские обозначения, а при нумерации параграфов – арабские.
Обязательной частью работы является краткое (на двух-трех страницах) введение, в котором следует показать значение темы, ее место в курсе экономической науки, определить основную цель и задачи, объект (конкретную экономическую проблему) и предмет (экономические и другие виды взаимосвязанных отношений, раскрывающих характерные признаки и формы проявления изучаемого объекта) исследования. После этого дается краткая аннотация основных источников научных трудов, используемых в работе. Введение заканчивается словами: "Контрольная работа состоит из введения, ...глав, заключения и списка литературы. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи работы. Глава I-я посвящена..., во II-й главе речь пойдет о... В заключении сформулированы основные выводы..."
Важно помнить, что введение, заключение и список литературы не нумеруются в отличие от других пунктов плана.
Порядок изложения содержания темы должен соответствовать плану, разделы (части) которого выделяются в тексте цифрами и заголовками.
Все цитаты, фактические данные должны иметь ссылки на источники. Предлагается использовать следующий вариант оформления ссылок. За ключевым словом, в конце цитаты, статистических данных и т.д. в квадратных скобках указывается порядковый № источника в списке используемой литературы, а затем фиксируется соответствующая страница.
Например: в списке литературы работа Я.Корнаи обозначена цифрой 5.5. Корнай Я. Дефицит. - М.: Наука, 1990.
В тексте такая ссылка кодируется с указанием страницы следующим образом [5, с. 47]. Этот вариант оформления ссылок удобен при неоднократном использовании одного или нескольких источников.
Графики, диаграммы, таблицы должны быть выполнены аккуратно и иметь ссылки на источники (если они не являются авторскими),
Работа завершается небольшим заключением, в котором сделаны основные выводы, подводятся итоги исследования, показывается умение приходить к самостоятельным аргументированным выводам.
В конце контрольной помещается список литературы, оформленный в соответствии с принятыми стандартами (см. раздел "Список литературы" настоящего пособия) с указанием глав, параграфов или страниц.
Объем контрольной работы не должен превышать 24 страницы рукописного текста в школьной тетради.
В работе должны быть оставлены "поля" (слева, справа, сверху и снизу – 2 см.) и чистая страница в конце для замечаний и рецензии преподавателя.
В качестве зачета по контрольной работе допускается вариант устного собеседования с преподавателем по избранной теме (с наличием либо краткого конспекта, либо плана), но только при наличии самой работы.
В рецензии преподаватель оценивает работу студента с учетом всех перечисленных требований, предъявляемых к разработкам подобного уровня: отмечает основные достоинства и недостатки работы. При выставлении общей оценки учитывается три параметра:
а) содержание текста;
б) качество оформления;
в) качество устной защиты.
В случае положительной оценки студент допускается к экзамену/зачёту; в случае неудовлетворительной оценки студент должен переделать работу по этой же теме с учетом всех замечаний рецензента.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Альтернативная стоимость как цена выбора.
2. Альтернативная стоимость обучения студента в ВУЗе: два варианта: бюджетное обучение и обучение на внебюджетной основе.
3. Гражданский Кодекс РФ о собственности.
4. Смешанная экономика. Проблема определения и соотнесения характеристик смешанной экономики по отношению к РФ.
5. Ф.Хайек. "Конкуренция как процедура открытия".
6. Значение теории эластичности для прогнозирования поведения рыночных субъектов и экономической политики государства.
7. Законодательное регулирование деятельности монополий в РФ.
8. Венчурное предпринимательство.
9. Маркетинг – "философия" бизнеса.
10. Законодательное регулирование предпринимательства в РФ.
11. "Чистое экономическое благосостояние": содержание концепции.
12. Основные теоретические принципы построения СНС. Формирование СНС в РФ.
13. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение. Эффект храповика.
14. Парадокс бережливости.
15. Инвестиции, их динамика и функциональное назначение.
16. Неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода, Е.Домара.
17. Модель "затраты-выпуск" В.В. Леонтьева.
18. Теория "длинных волн": Н.Д.Кондратьев, Й.Шумпетер, С. М. Меньшиков.
19. Кривая О.Филлипса.
20. Особенности инфляционных процессов в РФ.
21. Законодательное регулирование занятости в РФ.
22. Денежный рынок и его равновесие. Модель "LM".
23. Процесс "создания" денег банковской системой.
24. Современное состояние и проблемы банковской системы РФ.
25. Законодательное регулирование банковской системы в РФ.
26. Бюджетная политика РФ (на основе общего обзора бюджета РФ на текущий год).
27. Система казначейства РФ.
28. Государственный внутренний долг: формирование, управление, экономические функции.
29. Основное содержание и направление налоговой реформы в РФ.
30. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.
31. Значение протекционизма в современной экономической политике государства.
32. Государственное регулирование валютного рынка.
33. Виды валютных курсов: их сущность и отличительные признаки.