По дисциплине «Менеджмент»

Наименование темы Краткое содержание
1. История развития менеджмента Первая историческая форма управления. Социальная «мегамашина» Древнего Египта. «Городской муравейник» в античной Греции. Христианские монастыри. Средневековое ремесленничество.
2. Школы научного управления Административная школа менеджмента. Школа человеческих отношений. Японский и американский опыт управления. Перспективы развития современного менеджмента.
3. Процесс управления. Цикл менеджмента Содержание процесса управления. Характеристика общих функций менеджмента: понятия, принципы, цели и задачи.
4. Организация как объект менеджмента Понятие среды организации: цели, задачи организации, структура, кадры. Внешняя и внутренняя среда организации
5. Факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации: макроокружение организации Характеристика внешней среды организации – сложность, подвижность, неопределенность. Макроокружение организации (среда косвенного воздействия): состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно- технический прогресс.
6. Факторы прямого и косвенного воздействия внутренней среды организации: микроокружение организации Характеристика внутренней среды организации – сложность, подвижность, неопределенность. Микроокружение организации (среда прямого воздействия): поставщики, (трудовых ресурсов, капитала, материалов), потребители, конкуренты, законодательство и государственные органы.
7. Структура управления организацией Цели и задачи управления организацией. Основные организационные структуры и их характеристика.
8. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм собственности. Состав организационно-правовых форм организаций в соответствии в Гражданским кодексом РФ. Особенности управления организациями, организованными путем объединения предпринимателей -
9. Планирование и его роль в системе менеджмента Принципы и этапы планирования. Система планов организации. Оперативные (тактические) планы. Стратегические планы. Оперативные задачи организации.
10. Стратегический менеджмент Понятие стратегии. Сущность стратегического менеджмента и его роль в управлении современной организацией. Стратегическое планирование как основной элемент стратегического управления. Характеристика элементов процесса стратегического планирования: миссия и цели. Выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
11. Классификация управленческих решений и методы их принятия. Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений и предъявляемые к ним требования. Методы принятия решений.
12. Уровни принятия управленческих решений Принятие управленческого решения. Уровни принятия управленческих решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.
13. Подготовка и принятие управленческих решений. Принятие управленческого решения. Этапы разработки и принятия управленческого решения: выявление проблемы, разработка альтернативных вариантов, принятие решения и организация его выполнения. Алгоритм принятия и реализации управленческого решения.
14. Формы привлечения работников к принятию управленческого решения Принятие управленческого решения. Формы привлечения работников к принятию управленческого решения, их положительные и отрицательные стороны. Метод генерации идей «мозговой штурм»
15. Управление рисками Понятие риска, категории и виды рисков. Оценка степени риска и методы ее снижения. Управление рисками.
16. Мотивация и ее роль в системе менеджмента Сущность и значимость мотивации. Пути повышения мотивации сотрудников. Демотивация и ее факторы.
17. Теории мотивации персонала Первичные и вторичные потребности. Теории потребностей по А. Маслоу, Ф. Герцберга, МакКлелланда. Взаимосвязь мотивации и иерархии потребностей. Современная мотивация деятельности.
18. Полномочия и ответственность персонала Полномочия и ответственность. Сущность делегирования полномочий. Правила и принципы делегирования полномочий.
19. Контроль как функция менеджмента Понятие контроля. Его уровни, этапы и виды. Задачи контроля. Учет и анализ как форма контроля.
20. Основы психологии личности и группы Организационное поведение, его типы и учет в менеджменте. Человеческий фактор и его проявление в вертикальных и горизонтальных структурах.
21. Психологические аспекты малых групп и коллективов Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы.
22. Стресс, его причины и пути преодоления Морально-психологический климат в коллективе. Стресс и его причины. Преодоление стрессов
23. Конфликт, его причины, типы и методу управления конфликтами Природа и сущность конфликта. Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов. Методы управления конфликтами. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов.
24. Методы управления конфликтами Природа и сущность конфликта. Способы разрешения конфликтов. Методика проведения релаксации, аутотренинга.
25. Управление персоналом в организации Основные цели и функции системы управления персоналом в организации. Роль системы управления персоналом в управлении организацией.
26. Кадровая политика организации Методы подбора и оценки персонала при приеме на работу. обучение персонала. Ротация, выдвижение и увольнение сотрудников.
27. Руководство и лидерство Понятия власть и лидерство, качества лидера и руководителя. Модели лидерства.
28. Сущность и структура коммуникаций Сущность, структура и разновидности коммуникаций. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Роль коммуникаций в эффективности управления.
29. Управленческая информация Понятие управленческой информации. Содержание и требования, предъявляемые к информации. Влияние информации на эффективность управления. Основные принципы и , цели и задачи, функции внутрифирменной информации.
30. Стили управления организацией Понятие руководства, стимулы и мотивы деятельности руководителя. Факторы, влияющие на организацию партнерских отношений. Стили управления и их характеристика.
31. Планирование и его роль в системе менеджмента Планирование деятельности менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Резервы улучшения использования рабочего времени. Улучшение условий и режима работы. Организация труда руководителя. Рабочее место руководителя.
32. Управление затратами в организации Характеристика сущности, классификации затрат предприятия, а также и основных этапов разработки системы управления ними. Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами. Способы снижения затрат до рационального уровня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации