Распределение учебного времени
№ | Наименование темы | Лекции | Семинары | СРСП | СРС |
1. | Введение | 0,5 | |||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||||
2. | Предмет и метод экономической теории. | 0,5 | |||
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | |||||
3. | Общественное производство и его структура | 0,5 | |||
4. | Экономические институты: собственность и предпринимательство | ||||
5. | Типы экономических систем и закономерности их развития | ||||
6. | Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги | ||||
РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ | |||||
7. | Рынок: виды, структура, модели | ||||
8. | Спрос и предложение | ||||
9. | Конкуренция и монополия | 0,5 | |||
10. | Капитал (фонды). Кругооборот и оборот | 0,5 | |||
11. | Издержки производства | 0,5 | |||
12. | Доходы от факторов производства | 0,5 | |||
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ | |||||
13. | Национальная экономика как система. | 0,5 | |||
14. | Экономическое равновесие и экономический рост | 0,5 | |||
15. | Экономические циклы. Инфляция и безработица | 0,5 | |||
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | |||||
16. | Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты | 0,5 | |||
17. | Социальная и региональная политика государства | 0,5 | |||
18. | Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности | 0,5 | |||
Всего часов |
Данные о преподавателе курса:
Джангельдина Мауле Наримановна,
к.э.н., доцент кафедры “ Экономика и менеджмент ”
Научные интересы преподавателя:
В области государственного бюджета (разработка, исполнение, анализ)
Владение языками: русский - в совершенстве, английский – могу изъясняться
Данные кафедры: “ Экономика и менеджмент ”, главный корпус КазГЮУ
Пререквизиты:изучение философии, политологии.
Постреквизиты:Микроэкономика. Макроэкономика. Мировая экономика и международные отношения. Государственное регулирование экономики. Маркетинг. Менеджмент.
Характеристика дисциплины:
Знания экономической теории обеспечивают формирование у будущих специалистов экономического мышления, позволяющего впоследствии сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в различных явлениях экономической жизни, уметь решать сложные задачи хозяйственной практики.
Сложность и многообразие задач, которые необходимо решать в современных условиях развития казахстанской экономики, требуют глубоких знаний в области экономической теории и умения использовать их в практическом деле. Поэтому очень важно, чтобы студенты стремились усвоить теоретические основы функционирования рыночной системы хозяйствования.
Цель дисциплины:
Усвоение теоретических основ функционирования рыночной системы хозяйствования, формирования у студентов нового экономического мышления и эффективного экономического поведения.
Задачи дисциплины:
· усвоение основных принципов, законов и понятий экономической теории, которые позволяют студентам разобраться в сложных проблемах экономической системы вообще и конкретных формах ее функционирования и регулирования;
· изучение рыночной системы, законов ее функционирования, чтобы будущий финансист смог ориентироваться в рыночной среде, сформировать правильное экономическое поведение, принимать правильное экономическое решение;
· обучение студентов умению использовать приобретенные экономические знания для последующего углубленного, самостоятельного изучения актуальных проблем экономической теории и хозяйственной практики;
· понимание целостного функционирования национальной экономики, пути ее стабилизации и долговременного экономического роста и таких противоречий макроэкономики, как циклическое развитие, инфляция и безработица;
· изучение экономической роли государства, особенно проблем и направлений повышения эффективности деятельности государства и его основных институтов.
Студент должен знать:
· основные экономические понятия и принципы, характеризующие экономику вообще и рыночную экономику на микро- и макро уровнях;
· уметь анализировать и прогнозировать развитие экономических процессов и явлений, выбирать в результате анализа наиболее эффективные способы решения проблем;
· понимать макроэкономические проблемы экономической системы в условиях ее нестабильности и устойчивого экономического роста;
· овладеть культурой рыночного мышления и поведения;
· овладеть знаниями о становлении и развитии рыночной экономики в нашей стране и активно участвовать в реализации стратегических планов.
Тематический план лекций
№ тем | Темы. Контрольные вопросы | Цели и задачи занятий. | Проблемные вопросы | Объем в часах |
1. | Введение | Вводные замечания. Раскрыть роль экономической теории в нашей жизни | Значение экономической теории для различных специалистов | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||||
2. | Предмет и метод экономической теории. | Раскрыть предмет и методы экономической теории | Современный этап развития экономической науки | |
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | ||||
3. | Общественное производство и его структура | Раскрыть концептуальные основы общес-твенного производства. | Различные модели рационального поведения экономического человека. | |
4. | Экономические институты: собственность и предпринимательство | Раскрыть основы отношений собственности | Разгосударствление и приватизация: этапы, формы, методы, проблемы. Предпринимательство в РК: экономические и правовые условия, проблемы становления и развития. | |
5. | Типы экономических систем и закономерности их развития | Раскрыть роль и значение типов экономических систем | Сравнительный анализ экономичес-ких систем. | |
6. | Формы общественного хозяй-ства. Товарное производство. Деньги | Раскрыть роль и значение форм общественного хозяйства. | 1. Новые тенденции в развитии проявления, общего и частного разделения труда Закономер-ности и специфика становления ры-ночных отношений в постсоциалистических странах. | |
РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ | ||||
7. | Рынок: виды, структура, модели | Понять, что такое рыночная структура и модели рынка; формы и методы конкуренции; государственное регулирование конкуренции. | Какие виды рынков не развиты в Казахстане и почему? | |
8. | Спрос и предложение | Раскрыть концептуальные основы теории спроса и предложения | 1.Почему изменяется рыночное равновесие ? 2. Практи-ческое зна-чение определения эластичности спроса и предложения 3. Кардиналистская и ординалистская трак-товки максимизации полезности потре-бителем. | |
9. | Конкуренция и монополия | Рассмотреть виды рыночных структур Конкуренция и экономическая эффективность Социальная цена монополии | Поведение фирмы в условиях конкуренции Основные признаки рынка чистой монополии Определение объема выпуска и цены монополистом Государственная политика в отношении монополий | |
10. | Капитал (фонды). Кругооборот и оборот | Раскрыть роль и значение Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия | Кругооборот и оборот капитала предприятия в РК | |
11. | Издержки производства | Раскрыть роль и значение Издержки и доход предприятия (фирмы). | Теория миними-зации издержек и максимизации прибыли: поведение фирмы в условиях конкуренции и монополии. | |
12. | Доходы от факторов производства | Раскрыть роль и значение Рынки факторов производства и формирование факторных доходов | 1. Состояние рынка труда и земли в Казахстане. 2. Задачи профсоюзов на рынке труда Казахстана. 3. Как регулируется рынок капитала в Казахстане | |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ | ||||
13. | Национальная экономика как система. | Раскрыть и изучить понятие национальной экономики. | 1. Что дает исчисление индекса цен? 2. Особенности дина-мики роста ВНП в Казахстане? 3. Каково влияние теневой экономики на объем реального ВНП. | |
14. | Экономическое равновесие и экономический рост | Раскрыть понятие макроэкономического равновесия | Экономичский рост - как долгосрочный приоритет развития Казахстана. | |
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | ||||
15. | Экономические циклы. Инфляция и безработица | Раскрыть понятие цикличности экономического развития. Раскрыть понятие безработицы и инфляции и их связь | 1.Современные кризисы 2. Аграрные кризисы, их отличие от промышленых. Структурные кризисы. Кривая Филлипса. | |
16. | Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты | Раскрыть сущность государственного регулирования | 1. Основные модели государственного регулирования экономики. 2. Основные направления экономической политики РК в условиях современного кризиса | |
17. | Социальная и региональная политика государства | Уяснить. что представляет собой социальная и региональная политика государства | Пути совершенствования социальной и региональной политики РК | |
18. | Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности | Уяснить. что представляет собой международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности | Место РК в системе мирового хозяйства. Пути обес-печения конкурентоспсоб-ности национальной эконо-мики РК. | |
Всего: 20 часов |
Тематический план семинарских занятий
№ тем | Темы и их объем в часах | Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов | Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды) | Примене-ние современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе | Изучение учебно-монографической литературы |
1. | Введение 0,5 ч. | Устный опрос | Заслушивание рефератов, обсуждение проблемы | Слайды | Изучение рекомендуемой литературы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||||
2. | Предмет и метод экономической теории. 0,5 ч. | Устный опрос | Доклады, обсуждение проблемы | Слайды | Изучение учебно-моно-графической литературы |
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | |||||
3. | Общественное производство и его структура 0,5 ч. | Устный опрос | Заслушивание рефератов, обсуждение проблемы | Слайды | //-// |
4. | Экономические институты: собственность и предпринимательство 1 ч. | Устный опрос | Заслушивание рефератов, обсуждение проблемы | Слайды | //-// |
5. | Типы экономических систем и закономерности их развития. 1 ч. | Устный опрос Решение задач | Контрольная работа | Слайды | //-// |
6. | Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги. 1 ч. | Устный опрос | Заслушивание рефератов, обсуждение проблемы | Слайды | //-// |
РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ | |||||
7. | Рынок: виды, структура, модели. 1 ч. | Устный опрос Решение задач | Заслушивание рефератов, обсуждение проблемы | Слайды | Изучение рекомендуемой литературы |
8. | Спрос и предложение. 1 ч. | Устный опрос Решение задач | Заслушивание рефератов, обсуждение проблемы | Слайды | Изучение рекомендуемой литературы |
9. | Конкуренция и монополия. 0,5 ч. | Устный опрос Решение задач | Контрольная работа | Слайды | //-// |
10. | Капитал (фонды). Кругооборот и оборот 0,5 ч. | Устный опрос Решение задач | Тестовый опрос | Слайды | //-// |
11. | Издержки производства 0,5 ч. | Решение ситуационных задач | Экспресс-опрос | Слайды | //-// |
12. | Доходы от факторов производства 0,5 ч. | Решение ситуационных задач | Экспресс-опрос | Слайды | //-// |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ | |||||
13. | Национальная экономика как система. 0,5 ч. | Решение ситуацион ных задач | Экспресс-опрос | Слайды | //-// |
14. | Экономическое равновесие и экономический рост 0,5 ч. | Решение ситуацион ных задач | Экспресс-опрос | Слайды | //-// |
15. | Экономические циклы. Инфляция и безработица 0,5 ч. | Решение ситуацион ных задач | Контрольная работа | Слайды | //-// |
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | |||||
16. | Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты 0,5 ч. | Решение ситуацион ных задач | Контрольная работа | Слайды | //-// |
17. | Социальная и региональная политика государства 0,5 ч. | Решение ситуацион ных задач | Контрольная работа | Слайды | //-// |
18. | Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности 0,5 ч. | Решение ситуацион ных задач | Контрольная работа | Слайды | //-// |
Всего: | 10 часов |