Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить

слышать тех, кто в могиле. Ты - всего лишь предостерегающий увещеватель».(Сура

Фатыр, аяты 19-23)

До неверных было донесено и им был предъявлен довод. И эта степень нечто более

особенное, чем просто услышать ушами. Это не услышание ушами, а услышание сердцем.

Вообще, у речи есть произношение и смысл. Что касается слов, то это относится к ушам. А что касается смыслов, то это относится к сердцам. Всевышний Аллах говорит, что не дал неверным возможности услышать, и тут имеется ввиду слух сердца. Однако их уши слышали, так как Аллах сказал:

  ِ ِ   ِ ٍ   ِ     ٍ ِﱠ   ِ    
﴿ﻣﺎ ﻳﺄﺗﻴﻬﻢْ ﻣﻦ ذﻛﺮ ﻣﻦ رﺑﻬﻢ ﻣﺤﺪث إﻻ اﺳﺘﻤﻌﻮﻩ وﻫﻢ ﻳـﻠﻌﺒﻮنْ ﻻﻫﻴﺔ ﻗـﻠﻮﺑـﻬﻢ ﴾
َ َ     ْ ﱠ ﱠﱢ   ْ َ     ْ َ َ ُ ُ َ ُ ْ َ َُ َ َ   َ ً ُ ُ ُ ُ ْ

«Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь. Сердца же их оставались беспечными».(Сура аль-Анбийа,аяты2-3)И это не принесет человеку ничего, кроме того что до него доведен довод. Однако от

такого слышания нет никаких плодов, если сердце остается беспечным. Всевышний Аллах говорит, что такие люди говорят:

﴾ ﻢﻬﺑﻮﻠـﻗُُِِْ ﻰﻠﻋََ ُﻪﻠﻟا ﻊﺒﻃَََ ﻦﻳﺬﻟاَِﱠ ﻚﺌﻟوُأََِْ ﺎﻔﻧآًِ لﺎﻗََ اذﺎﻣََ ﴿

«"Что он сказал только что?". Это - те, сердца которых Аллах запечатал».(СураМухаммад, аят 16)

Какая же разница между этой степенью и степенью внушения понимания /ифхам/? Степень дарования возможности услышать связана с ушами, а степень внушения понимания /ифхам/ - это нечто большее. С одной стороны степень дарования возможности услышать более узкая, чем степень внушения понимания /ифхам/, но с другой стороны все наоборот. Степень внушения понимания /ифхам/ связана со смыслами, выводами и с тем, на что эти смыслы указывают. А степень дарования возможности услышать связана с доведением речи до сердца.

Поэтому само слышание делится на слышание ушами, слышание сердцем, слышание приема истины и ответа на нее.

Внушение /ильхам/.

Всевышний Аллах сказал:

﴾ ﺎﻫاﻮﻘـﺗوْ ﺎﻫرﻮﺠﻓُ ﺎﻬﻤﻬْﻟﺄﻓََ   ٍ    
ﺎﻫاﻮﺳ ﺎﻣو ﺲﻔـﻧو﴿ْ  
َ َ ََ ََ ُ َ َ َ َ ﱠ َ َ َ   ََ  

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность ее и богобоязненность!»(Сура аш-Шамс,аят7-8)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Хусейну ибн Мунзиру аль-Хуза’и, когда он принял Ислам: «Скажи: "О Аллах!Внуши мне следование истине и

защити меня от зла моей души"». Тирмизи, 3483;Хадис да’иф(слабый).См. «Да’иф аль-Джами’», 4098.

А в чем разница между внушением правильного решения /тахдис/ и внушением /ильхам/? /ат-Тахдис/ нечто более особенное, чем просто /ильхам/. /Ильхам/ случается с каждым верующим, в зависимости от степени его имана. Ведь, Аллах внушил каждому верующему следование по прямому пути. Что касается /тахдиса/, то передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди израильтян,живших до вас,были люди,которым(нечтовнушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар». Бухари, 3689.

/Тахдис/ - это особый вид /ильхама/. /Ильхам/может быть дан либо совершеннолетнему /мукалляф/, либо несовершеннолетнему (неразумному). Всевышний Аллах сказал:

﴾ ﻪﻴﻌﺿرَأِِِْ نَأْ ﻰﺳﻮﻣ مُأﱢ ﻰﻟإَِ ﺎﻨـﻴﺣوَأو﴿ْْ

َ ُ

«Мы внушили матери Мусы: "Корми его грудью"».(Сура аль-Касас,аят7)

А также:



ِ   ِ   ِ   ِ     ِ   ِ     ِ    
﴾ ﻲﻟﻮﺳﺮﺑو ﻲﺑ اﻮﻨﻣآ نَأ ﻦﻴﻳراﻮﺤْﻟا ﻰﻟإَ ﺖﻴﺣوَأْ ذإو﴿  
  ُ َ   َ   ْ ُ   ْ َ َ َ   ْ   َ  
                  ُ ْ      

«Я внушил апостолам: "Уверуйте в Меня и Моего посланника"».(Сура аль-Маида,

аят 111)

А также:


  رﺑﻚ ِ اﻟﻨﱠﺤﻞِ ِ ِ ِ ِ   ِ   ِ   ِ     ِ   ِ     ِ      
﴿وأَوﺣﻰْ إﻟﻰَ أَن اﺗﺨﺬيﱠ ﻣﻦ اﻟْﺠﺒﺎل ﺑـﻴﻮﺗﺎ وﻣﻦ اﻟﺸﺠﺮﱠ وﻣﻤﺎ ﻳـﻌﺮﺷﻮن ﴾  
َﱡ َ ْ       َ   َ   ُُ ً َ   َ َ   َ   َ ْ   ُ َ  

в «Твой Господь внушил пчеле: "Воздвигай жилища в горах, на деревьях и

строениях"».(Сура ан-Нахль,аят68)

Все это внушение /ильхам/.

/Ильхам/ может внушить ангел. Как сказал посланник Аллаха ( мир ему и благословение

Аллаха): «Ангел может повлиять на сердце человека и шайтан может повлиять на

в сердце человека. Ангел обещает сердцу человека благо и заставляет верить

в Обещание. Шайтан обещает сердцу человека зло и заставляет не верить

обещание». А затем он прочел:

﴿اﻟﺸﻴﻄﺎنﱠ   ِ       وﻳﺄﻣﺮﻛﻢْ ِ           ِ     ِ                  
ﻳﻌﺪﻛﻢ اﻟْﻔﻘﺮَ   َ َ واﻟﻠﻪّ ﻳﻌﺪﻛﻢ ﻣﻐﻔﺮة ﻣﻨﻪ وﻓﻀﻼ ﴾  
ْ َ ُ َ   ُ ُ ُ َ َ ُ ُ ُ   َ   ُ ُ ﱠ ْ   َ ً ﱢْ ُ َ َ ْ ً  
        َ   ﺑﺎﻟْﻔﺤﺸﺎء َ ُ                    

«Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость».(Сура аль-Бакара,аят268)Передали Тирмизи, 2988;Абу Йа’ля,

4999; Ибн Хиббан, 998.

Всевышний Аллах сказал:

ِ     ِ     ِ   ِ   ِ     ﱠ ِ      
﴿إذ ﻳﻮﺣﻲ رﺑﻚ إﻟﻰَ                    
اﻟْﻤﻶﺋﻜﺔ أَﻧﻲ ﻣﻌﻜﻢ ﻓـﺜﺒﺘﻮا اﻟﺬﻳﻦ آﻣﻨﻮا ﴾  
  ْ ُ   َ َ   َ   َ     َ َ ُ ْ ََﱢُ ْ   َ َُ ْ  

«Вот твой Господь внушил ангелам: "Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали!"»(Сура аль-Анфаль,аят12)

- По поводу толкавания этого аята было сказано: «"Укрепите тех, которые уверовали!"

то есть дайте силы их сердцам, внушите им чувство, что им оказывается помощь». Другие же сказали: «"Укрепите тех, которые уверовали !" - то есть участвуйте вместе

с ними в сражениях». Оба мнения правильные.Также в сердце каждого верующего есть увещеватель от Всевышнего Аллаха. Сообщается со слов ан-Нуваса ибн Сама’ана, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине,Всевышний Аллах привел в пример прямой путь/ас-сырат аль-

Наши рекомендации