Методика выполнения контрольной работы
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ярославский филиал
Кафедра менеджмента и маркетинга
Е.А. Лазурин
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Методические указания по выполнению контрольной работы
для студентов, обучающихся по направлениям
080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент»
(программа подготовки бакалавров)
Ярославль 2013
УДК
ББК
Щ
Рецензент
Методические указания обсуждены
на заседании кафедры менеджмента и маркетинга
Ярославского филиала
Зав. кафедрой кандидат экономических наук,
доцент Д.В. Туманов
Учебно-методическое издание одобрено
на заседании Учебно-методического совета
Лазурин Е.А. Региональная экономика:Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров). — Ярославль: Финансовый университет, 2013.
УДК
ББК
© Лазурин Е.А., 2013
© Финансовый университет, 2013
Введение
Методические указания по выполнению контрольной работы разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Региональная экономика» для студентов, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика», и 080200.62 «Менеджмент», квалификация (степень) бакалавр.
Целью выполнения контрольной работы является углубление и закрепление студентами теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «Региональная экономика», и практических навыков решения вопросов, связанных с территориальной организацией деятельности регионов в условиях современной экономики.
Выполнение работы должно показать готовность студента квалифицированно решать теоретические и практические задачи, делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по рассматриваемым проблемам.
Выполнение контрольной работы направлено на закрепление у студентов:
- представлений о районировании – делении территории страны на регионы в соответствии с различными признаками;
- представлений о регионе как о целостном образовании, имеющем природные ресурсы, население, определенный уровень развития производительных сил, органы управления и производящем материальные блага;
- знаний о природных ресурсах и уровне развития экономики и отдельных ее отраслей в рамках РФ и по ее регионам;
- знаний о региональной политике РФ и перспективах ее развития.
- умения оценивать финансовое состояние предприятия и принимать меры в критических ситуациях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС-3) преподавание дисциплины «Региональная экономика» направлено на формирование у студента:
а) общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- знание и понимание законов развития природы, общества, мышления и умение оперировать этими знаниями в процессе деятельности (ОК-2);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-9);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13).
б) профессиональных компетенций:
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
- способность к экономическому образу мышления (ПК-26);
- понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
- способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
Общие положения
Контрольная работа выполняется каждым студентом самостоятельно. Для закрепления теоретического материала и равномерного распределения нагрузки по выполнению контрольной работы студентам рекомендуется решать ее задания по мере изучения соответствующих тем дисциплины.
Выполненная контрольная работа защищаетсястудентом в процессе собеседования с преподавателем. На собеседовании студент должен дать аргументированные ответы на вопросы преподавателя по содержанию контрольной работы. Корректное выполнение контрольной работы является допуском к экзамену.
Контрольная работа насчитывает 22 варианта, каждый из которых включает задание, тема которого связана с теоретическим материалом дисциплины.
При написании работы следует уделить внимание правильности подбора материала. Приводимые данные должны быть свежими, достоверными и должны раскрывать содержание темы. Объем работы должен составлять 15-20 стр., на которых следует достаточно полно осветить поставленный вопрос, раскрыть сущность проблемы. Здесь студент вполне может продемонстрировать умение аргументированно излагать свою точку зрения, опираясь на теорию и практические примеры.
Методика выполнения контрольной работы
Выполнение контрольной работы осуществляется после усвоения лекционного материала, практических занятий по дисциплине и самостоятельного систематического изучения теоретического материала до начала экзаменационной сессии. Выполненную контрольную работу студент представляет на кафедру для проверки ее преподавателем.
2.1. Выбор варианта контрольной работы
Вариант контрольной работы определяется в соответствии с начальной буквой фамилии студента (см. таблицу) или в отдельных случаях по согласованию с преподавателем.
Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы | Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы |
А | М | ||
Б | Н | ||
В | О | ||
Г, Щ | П | ||
Д | Р | ||
Е, Ё | С | ||
Ж, Э | Т | ||
З | У | ||
И | Ш | ||
К | Ю | ||
Л | Я |
Выполненная работа, не соответствующая нужному варианту, преподавателем не рецензируется и студенту не возвращается.
В данных методических указаниях представлены задания для каждого из 22 вариантов.
Литература для выполнения контрольной работы
При выполнении контрольной работы следует пользоваться как материалами лекций и практических занятий по дисциплине, так и литературными источниками. В качестве последних рекомендуются следующие:
Документы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая (по состоянию на 20 февраля 2008 года).
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»: №184-ФЗ от 6 октября 1999 г.
5. Федеральный закон «О недрах»: № 2395-1 от 21 февраля1992 г.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р).
7. Основные положения региональной политики РФ. Постановление Правительства РФ № 327 от 23 марта 1996 г. / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 2. – Ст. 2756.
Основная литература
1. Плисецкий Е.Л., Черкасов П.Л. Региональная экономика: учебное пособие. – М.: КноРус, 2013.
2. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы: учебное пособие / В.Г. Глушкова, И.Н. Ильина и др. – М.: КноРус, 2012.
3. Региональная экономика: учебник / Г.Б. Поляк, В.А. Тупчиенко и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Дополнительная литература
1. Алисов А.Н. Управление развитием социально ориентированной экономикой региона. – М.: Проспект, 2004.
2. Белокрылова О.С., Киселева Н.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009.
3. Бухвальд Е.М. Особые экономические зоны как инструмент инновационного обновления российской экономики // Движение регионов России к инновационной экономике. – М.: Наука, 2006.
4. Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны – путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. – № 1. – 2007.
5. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» / под ред. Е.Л. Плисецкого. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006.
7. Казанцев С.В. Инновационное развитие регионов России // ЭКО. – №10. – 2007.
8. Кархова Н.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007. – № 9.
9. Кимельман С., Андрюшина С. Сырьевая составляющая региональной экономики России // Вопросы экономики. – 2007. – № 6.
10. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: учебник. – М.: Финансы и cтатистика, 2009.
11. Особая экономическая зона. – М.: Благовест, 2004.
12. Подколзина И. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка // Вопросы экономики. – 2009. – № 2.
13. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации. – М.: Изд-во «Кучково поле», 2005.
14. Региональные программы развития. Социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2006. – № 2.
15. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2008.
16. Региональная экономика и управление: учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
17. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2009. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
19. Российский статистический ежегодник 2009. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
20. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009.
21. Середа М.Л., Зубарева В.Д. Особенности современного состояния газовой промышленности РФ на примере ОАО «Газпром» / Газовая промышленность. – 2006. – № 6.
22. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2009.
23. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: учебное пособие для студентов экономических вузов / под общей ред. д.г.н., проф. В.Г. Глушковой. – 3-е изд. – М., 2004.
24. Янин А.И. Влияние добычи нефти и газа на доходы регионов России // Вестник ТюмГУ. – 2008. – № 9.
Интернет-ресурсы
25. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
Российской Федерации.
26. www.economy.gov.ru – сайт Министерства экономического развития
Российской Федерации.
27. www.goverment.ru – сайт Правительства Российской Федерации.