Мировой финансово-производственный
Финансовый кризис – это глубокое расстройство отдельных элементов или всей финансовой системы одной страны, группы стран, всего мира. В результате финансового кризиса финансовая система перестает нормально функционировать, а значит перестает нормально обслуживать потребности реального производства (или во всяком случае делает это хуже). В силу процессов глобализации и интеграции в мировой экономике, усиления взаимосвязей между различными элементами экономической системы, кризис, начавшийся в отдельно взятой стране в отдельно взятом секторе финансов имеет шансы охватить всю систему финансов и перекинуться на другие страны.Причины финансовых кризисов :1)Несостоятельная макроэкономическая политика (например, чрезмерный рост государственного долга, как это было в РФ перед 1998 годом).2)Неблагоприятные внешние условия (например, падение цен на основные товары национального экспорта).3)Неправильный обменный курс национальный валюты (обычно завышенный – он в конце концов падает и обычно довольно резко).4)Чрезмерный рост финансовых спекуляций, наличие огромных масс спекулятивного капитала, отличающегося высокой мобильностью.5)Наличие экономических циклов.6)Политическая нестабильность.
Эксперты называют следующие основные факторы, способствующие возникновению и развитию текущего мирового финансового кризиса:1)общая цикличность экономического развития2)высокие цены на сырьевые товары (в том числе, нефть)3)перегрев рынка ценных бумаг, особенно сектора деривативов.4)перегрев кредитного рынка и явившийся их следствием ипотечный кризис5)Глубинные же причины кризиса МНФС (КМНФС) состоят, видимо, в следующем:6)Несоответствие между стоимостью накопленных финансовых бумаг и реальным продуктом. Стоимость финансовых ресурсов намного опережает рост реального продукта. 7)Несоответствие между монетарным сектором финансов и квазимонетарным (второй намного превосходит первый), дефицит ликвидности.Причины: масштабы разрыва между уровнями развития мировой производственной системы и уровнем развития системы мировых финансов.На 1 единицу геопланетного продукта (ГПП) приходится все больше единиц финансовых ресурсов (например, на 1 единицу национального продукта США приходится 7 единиц кредитных ресурсов). Эта диспропорция растет. Кризис становится следствием увеличения этой диспропорции и должен привести к тому, что равновесие между геопланетным продуктом и глобальными финансовыми ресурсами восстановится.На 1 геопродукт (65 трлн. долларов по ППС) приходится примерно 1,2 стоимости акционерного капитала, 1,8 стоимости долговых облигаций. Но проблема не в акциях и облигациях (они прямо связаны с производством и им сложно от него оторваться), а в так называемых производных финансовых инструментах или деривативах (их связь с реальным продуктом часто бывает очень и очень косвенной, на что, кстати, указывает само их название “производные финансовые инструменты”). Общая стоимость деривативов оценивается (вообще, дать точную оценку очень сложно) в 600 трлн. долл. (по другим оценкам 250-300 трлн. долларов), причем половина этой суммы приходится на США. На 1 единицу ГПП приходится 12 единиц деривативов, что экономика уже не выдерживает (в США на 1 ед. национального продукта – 20 ед. деривативов).Роль США в возникновении кризиса:ряд негативных тенденций: рост военных расходов (Ирак, Афганистан); рост дифференциации внутри страны, рост производных финансовых инструментов (вообще, большинство таких инструментов в принципе появились в США), что усугубляло общую ситуацию в сфере мировых финансов.Ведущие финансовые корпорации США вкладывали слабо обеспеченные финансовые инструменты в покупку нефти, цены на которую, соответственно росли (до 140$ за баррель), После этого цены на нефть упали (в 3 раза).В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё. Ведущие финансовые компании США стали вкладывать слабо обеспеченные финансовые инструменты в покупку нефти, что способствовало еще большему росту цен. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В итоге стали расти неплатежи, что привело к падению спроса в США и нанесло серьезный удар по кредитной системе. Ипотечный кризис в США:Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США (2007 год), первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime). Цены на недвижимость в США росли довольно быстро в течение нескольких лет перед кризисом, что сделало недвижимость привлекательной для вложения денег. Объемы выданных ипотечных кредитов росли. Выпускались различные ценные бумаги (деривативы), в основе которых лежали выданные ипотечные кредиты. Эти ценные бумаги также пользовались большой популярностью у инвесторов, среди которых оказались и ведущие инвестиционные институты США. Но когда цены на недвижимость прекратили свой рост (из-за снижения объемов продаж), то процентные ставки по выданным ипотечным, которые, как правило, зависели от цен на недвижимость стали расти. Соответственно, стали расти невозвраты выданных ипотечных кредитов. Это толкнуло спрос и, как следствие, цены на недвижимость вниз еще сильнее. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Jinnie Mae, Fannie Mae, Freddie Mac и др. Jinnie Mae Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. Ипотечный кризис спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков. Банки прекратили выдачу кредитов со всеми вытекающими последствиями (сокращение спроса => сокращение доходов компаний => сокращение производства, увольнения) Например, три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства. Банкротство Lehman Brothers привело к сомнениям в возможности выплат страховых компаний, страхующих от рисков банкротства, что привело к резкому увеличению рисков страхования, вылившемуся в кризис доверия между банками и резкий рост ставок кредитования, что особенно сильно сказалось на развивающихся кредитных рынках. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы, то есть перекинулся и на сферу реального производства.Антикризисные действия государств-Оказание финансовой поддержки наиболее важным национальным компаниям (производственным и финансовым). Вливание денег в банковскую систему для ее укрепления. Эта мера вместе со снижением уровней учетных ставок Центробанков должна был также обеспечить рост спроса и оживление экономической активности. Осенью 2008 года в США был разработан план Полсона (Полсон – министр финансов США на тот момент). План предполагает создание государственной корпорации, которая выкупит проблемные активы у банков. Полсон предлагал выделить корпорации $700 млрд. План был подписан Президентом США 5 октября. Позже ФРС объявила о намерении влить дополнительно 800 млрд. долларов США в национальную банковскую систему для ее укрепления и стимулирования спроса.В октябре 2008 года ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ). Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки. Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик.Антикризисный саммит G20. Вашингтон 15 ноября 2008 года-Были одобрены меры уже предпринятые в странах: поддержка банковских систем, защита сбережений, устранение изъянов в сфере контроля за финансовой сферой. Была подчеркнута необходимость проведения стимулирующей экономической политики государств. Также указывалось на необходимость оказания помощи развивающимся странам. Было принято решение пересмотреть принципы контроля за финансовой сферой, работать над усилением международного сотрудничества, над увеличением прозрачности финансовых рынков. Была подчеркнута важность сохранения открытости экономик (для товаров и финансовых ресурсов). Также указывалось на необходимость реформирования МВФ и других международных финансовых институтов, а также на необходимость выделения им дополнительных ресурсов для выполнения ими своих текущих программ.2 апреля 2009 г. состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне.Был согласован пакет мер по поддержке мировой экономикой на сумму 1,1 трлн. долларов. Было принято решение об увеличении ресурсов МВФ с 250 млрд. долларов до 750 млрд. долларов.Страны G20 поддержат выделение как минимум $100 млрд. в виде дополнительного финансирования со стороны международных банков развития. Капитал Азиатского банка развития планируется увеличить на 200%, также будет проанализирована необходимость докапитализации банков развития Европы (ЕБРР), Америки и Африки. Еще $250 млрд. предназначено на поддержку торгового финансирования.G20 также намерена способствовать стандартизации и устойчивости рынков кредитных деривативов. В частности, по мнению "двадцатки", эффективному регулированию и надзору будет способствовать создание центра клиринговых расчетов.Последствия финансового кризиса:Начало глобальной рецессии-Ожидается, что в 2009 году падение ГПП составит 0,4-0,5%. Уровень ГПП 2007 года будет достигнут в 2010 году. Рецессия означает, что норма безработицы повсеместно возрастет.
В России проблема в том, что идет большой отток иностранного капитала из страны, если удастся как-либо образом компенсировать этот отток, то будет хорошо. Отметим также, что капитализация российских компаний составляет 70% ВВП, но большинство из них – довольно слабые. У нас наблюдается спад производства (за январь-февраль промышленное производство сократилось на 14%), но при этом сохраняются очень высокие процентные ставки (15-20%). Ситуацию в России сильно облегчает наличие больших ЗВР. В нашей стране был составлен список системообразующих предприятий, которым будет оказываться активная финансовая поддержка. Также государство осуществляет вливание финансовых ресурсов в национальную банковскую систему.Кризис может привести к замедлению процесса глобализации мировой экономики, Этот процесс основан, прежде всего, на развитии мировой торговли, а она в период кризиса испытывает трудности, так как все страны обращаются к протекционистским мерам, чтобы переложить часть своих проблем по выходу из кризиса на своих внешнеторговых партнеров. Также большую роль играет международное движение капитала. Однако кризиса толкает национальные государства к ужесточению контроля за сферой своих национальных финансов (чтобы сделать их более устойчивыми перед внешним влиянием). Кризис выявил необходимость более активного регулирования государством сферы финансов, выявил ограниченность излишне либеральной модели построения финансовой системы.
Необходимы комплексные меры по укреплению национальных финансовых систем (особенно США), самой МНФС:1)Ввести контроль за развитием деривативов2)Привести в соответствие объем квазиденег с реальным монетарным сектором.3)Контроль за реальным состоянием финансового сектора, банковской системы.4)Ликвидировать диспропорцию между финансовым и реальным секторами.Первыми из кризиса выйдут, скорее всего, США, потом Западная Европа (особенно Северо-Западная Европа: Швеция, Норвегия, Финляндия; также Греция, Италия; Индия). Сильно пострадают страны с большой финансовой зависимостью: Восточная Европа, РФ, Ирландия, Швейцария и др.Скорее всего, после кризиса еще больше возрастет значение Китая в мировой экономике, уменьшив тем самым роль США.