Предпринимательство: понятие, сущность и формы
Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству. Еще недавно этот термин был едва ли не бранным словом Предприниматели в условиях административно-командной системы вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, иногда даже уничтожались. Сегодня, когда общество движется к рынку, каждый должен
без всякой предвзятости осмыслить, что же такое предпринимательство.
Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства— в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».
В Гражданском кодексе РФ (ст. 2, ч.З) предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:
—предприниматель берет на себя инициативу соединения
факторов производства в единый процесс производства това
ров и услуг с целью получения прибыли;
—предприниматель есть организатор производства, настра
ивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий
стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя
бремя ответственности за успех их проведения;
—предприниматель — это новатор, внедряющий на ком
мерческой основе новые продукты, новые технологии, новые
формы организации дела;
—предприниматель — это человек, не боящийся риска и
сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.
Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, т. е. обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать нестандартные ре-
шения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства и недостатки. Все эти свойства включаются в столь сложный «сплав», что он становится сравним с татангом. Обстоятельства могут раскрыть предпринимательский талант, а могут и загубить его.
А какую роль играет образование в формировании предпринимательских способностей? Вопрос, не имеющий однозначного ответа. Во всяком случае, профессиональные экономические знания помогают с большей степенью вероятности оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большее число вариантов этих решений и их последствий, обеспечивают более широкий экономический кругозор, т. е. то, что представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности.
Но что особенно важно, тем более для современных российских предпринимателей, и что не дается ни природой, ни образованием, а есть не что иное, как продукт воспитания (и не только семейного, но и общественного) и самовоспитания, так это этика деловых отношений.Ее требования — обязательность, ответственность и честность. На них опираются все правила поведения подлинного предпринимателя в современном значении этого понятия. Как утверждают сами предприниматели, в бизнесе быть честным выгодно.Обмануть партнера дано только раз, так как за этим потянется уничтожающая предпринимателя «слава». И наоборот, честное, неукоснительное соблюдение своих обязательств рождает репутацию надежности, открывает «кредит» доверия.
Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективнойформе. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» (ст. 1, п. 2 ГК РФ), то вторая форма предпринимательства — коллективная — предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий.
Лекция 20. Организационно-правовые формы хозяйствования
Формы хозяйствования в рыночной экономике.
Акционерное общество.
Производственный кооператив.
Государственные и муниципальные предприятия.