СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Факультет экономики и управления

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса

Реферат по предмету «Экономика организации»

Конкурентоспособность продукции: сущность и измерители. Необходимость обеспечения конкурентоспособности продукции в организации. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции. Методы оценки уровня конкурентоспособности продукции. Предпосылки повышения конкурентоспособности продукции. Планирование конкурентоспособности продукции.

Специальность «Мировая экономика»

Автор работы

Студентка 2 курса, 2 группы Е. С. Прокопович

Руководитель

Ст. преподаватель С. И. Протасеня

Гродно 2012

Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, то есть возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную потребность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления [2, с. 227, 2 абзац].

В основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления [2, с. 228, 1 абзац].

Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [2, с.228, 2 абзац].

Второй составляющей конкурентоспособности является цена товара. Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования [2, с. 229-230, 5 абзац].

Среди множества факторов, определяющих конкурентоспособность товара, важное значение имеют расходы на производство, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий [1, с.278, 4 абзац].

Руководители хозяйствующих субъектов должны учитывать в своей политике тот факт, что производительность труда остается одним из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке [1, с.279, 2 абзац].

Уровень конкурентоспособности – относительная характеристика изделия, проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребительскими свойствами (качеством), нетоварными факторами и ценой.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности (УКС) основан на расчете групповых и интегральных показателей:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru ; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru = СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru ; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru = СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru ; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru , (1.1)

где УКС – интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемого изделия по отношению к образцу; Iн.п., Iт.п., Iэ.п. – групповые показатели по нормативным, техническим и экономическим параметрам соответственно; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, подлежащих оценке; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; aj – весомость j-го технического параметра; m ­– число технических параметров, подлежащих оценке; Соц, Сбаз – цена потребления оцениваемого изделия и изделия-образца соответственно [3, с.507, 1-2 абзац].

Расчет УКС продукции на основании верхнего предела цены

Уровень конкурентоспособности продукции рассчитывается по формуле

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru = СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Министерство образования Республики Беларусь - student2.ru , (1.2)

где УКС – уровень конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к базовому (под базовым понимается образец продукции аналогичного функционального назначения, предлагаемый на рынке и доступный потребителю); Ц1 – цена базового изделия; УК – уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению с базовым; Кнт.ф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителем; Ц2 – фактическая цена нового изделия; Цв.п – верхний предел цены нового изделия [3, с.508, 1 абзац].

Проблемы повышения конкурентоспособности крайне важны и актуальны для подавляющего большинства производственных предприятий. Предпосылкой для завоевания сильных рыночных позиций являются возможности снижения производственных и сбытовых издержек с соответствующей оптимизацией ценовой политики. Однако трудности, с которыми сталкиваются предприятия при выходе на рынок, далеко не всегда могут быть компенсированы лишь снижением уровня цен. Важную роль при проникновении и закреплении на рынке играет степень доверия к товарной марке, торговому имиджу предприятия. Крайне необходимым является обеспечение высокого качества и широты ассортимента продукции в сочетании с разносторонним комплексом услуг [4, с. 337, 1 абзац].

Конкурентоспособность продукции является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия. От нее зависит позиция предприятия на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие четкой методики оценки и планирования конкурентоспособности [2, с. 231, 3 абзац].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Раицкий К. А.Экономика организации (предприятия): Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 1012с.

2. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А. И. Ильина, В. П. Волкова. – М.: Новое знание, 2003. – 677 с. – (Экономическое образование).

3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. В. Гринцевич [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719с.

4. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с. – (Высшее образование).

Наши рекомендации