Общая характеристика экономической реформы

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходим ряд условий.

Во-первых, это максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя).

Во-вторых, полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на равноправие всех видов собственности, включая частную. Смысл собственности в том и состоит, чтобы ясно определить, кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, а для этого необходимо избавить государство от несвойственных ему функций.

В-третьих, это здоровая конкуренция товаропроизводителей. Конкуренция — это важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности. Она требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства. На рынке должно быть достаточно производителей каждого вида товаров. Государству требуется поддерживать конкуренцию путем предупреждения монополистической практики.

Данные условия создаются в ходе глубинных преобразований в отношениях собственности, замены планового механизма хозяйствования на рыночный. Разгосударствление экономики и трансформация отношений собственности обеспечат свободу хозяйственной деятельности, независимость и экономическую ответственность производителей.

Очень сложна проблема очередности шагов экономической реформы. Приватизация и демонополизация, структурная перестройка, интеграция в мировую экономику, формирование конкурентной среды — длительные процессы. Либерализация цен образует предпосылку их успешного осуществления, более того, подталкивает к их ускорению. Уже поэтому указанные процессы не могут реально стать предпосылкой либерализации цен.

Элементами «шоковой терапии» вэкономике являются либерализация цен, ликвидация так называемого «денежного навеса» и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли, в том числе обеспечение хо!я бы частичной конвертируемости валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефици-




**>-,

та; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация.

Однако эффективной «шоковая терапия» может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики

«Шоковая терапия» в чистом виде начинается с либерализации цен. Это приводит к банкротству предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах сохраниться не могут. Обанкротившиеся государственные предприятия «идут» с аукциона. Однако в таком виде данную схему в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельных предприятий и их продажи с аукциона начался спустя три года после объявления широкомасштабной приватизации.

Институциональная политикавключает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, страховых компаний и т.п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация.

Целью структурной политикиявляется приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирование сокращения производства в одних отраслях и роста в других. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуется в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму.

Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Разве можно всерьез рассчитывать на деловую активность, не имея информационной индустрии, развитой сферы рекламы, систем сертификации или инструментов защиты от возможных посягательств недобросовестных партнеров?

Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями на-

селения Особое внимание уделяется детям, пенсионерам, инвалидам, безработным, уволенным в запас военнослужащим, вынужденным и добровольным мигрантам. Граждане должны иметь необходимую степень социальной защищенности

Система социальной поддержкидолжна позволить населению пережить переходный период, приспособиться к рыночным отношениям. Среди элементов этой системы — индексация доходов, пособия по безработице, новая организация трудоустройства и переподготовки, целевые дотации уязвимым слоям населения.

Либерализация иен

Реформа ценообразования предполагает введение свободных цен и их доминирование в большинстве секторов экономики. Государственное регулирование цен сводится к минимуму, определяемому социальными требованиями. Оно остается там, где рынок должным образом не срабатывает

На рынке цены формируются под воздействием спроса и предложения. Механизм свободного ценообразования сориентирует производителей, что, в каком количестве и как следует производить, на каких рынках продавать. В результате предприятия избавляются от огромных потерь и растранжиривания ресурсов, преодолевается дефицит.

Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население несли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег.

Постепенно платежеспособный спрос потребителей превращается в регулятор производства. Это свидетельство усиления рыночных начал в экономике. Становится все сложнее переносить любое удорожание затрат на цену готовой продукции, т. е. на плечи потребителей.

Либерализация цен не означает, что не остается мест контролю над ценами на ряд товаров, например над ценами предприятий монополистов. Регулируется также ряд тарифов на коммунальные услуги.

Укрепление рыночной дисциплины цен означает борьбу с ценовой дискриминацией (продажей различным покупателям по неодинаковым ценам), усиление ответственности за соблюдение условий контракта, введение в ряде случаев обязательного предварительного декларирования цен.

Наши рекомендации