Поколение | Тип СЭЗ |
Первое | Зоны свободной торговли |
Второе | Промышленно-производственные |
Третье | Технико-внедренческие |
Четвертое | Эколого-экономические и ускоспецализированные |
ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН — это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой социально-экономический потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.
Рис. 19 Виды проблемных регионов | |
РЕГИОНАЛЬНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Рис. 20 Уровни формирования региональной политики | |
Рис. 21 Направления региональной политики на федеральном уровне | |
Рис. 22 Направления региональной политики на субфедеральном уровне | |
Рис. 23 Субъекты региональной политики | |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — разновидность целевых комплексных программ, которые служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Рис. 24 Классификация региональных программ | |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ —это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны.
Рис. 25 Классификация региональных прогнозов | |
ФИНАНСЫ РЕГИОНА — совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения текущих и возникающих социально-экономических задач региона.
ФИНАНСЫ РЕГИОНА— система экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
Подфинансовыми ресурсами, созданными на территории региона, понимаются финансовые ресурсы, которые были получены в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона.
Финансовые ресурсы, образованные на территории,характеризуют финансовые ресурсы, созданные производственно-хозяйствующими субъектами, и денежные средства населения региона.
Финансовые ресурсы, которыми располагает регион, представляют собой величину образованных финансовых ресурсов, рассчитанную с учетом сальдо перераспределения ресурсов по фондам денежных средств. Это те ресурсы, которые могут быть использованы на территории для ее производственного и социального развития.
Рис. 26 Структура региональных финансов | |
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА — это составная и обособленная в рамках закона часть общегосударственной бюджетной системы, включающая в свой состав консолидированный бюджет региона, его региональную часть, бюджеты территориальных образований, входящих в регион, а также внебюджетные фонды региона.
Рис. 27 Консолидированный бюджет региона | |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ— форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации, а также инструмент прямого активного вмешательства государственных органов региона в процесс социально-экономического развития региона.
Рис. 28 Структура доходов бюджета | |
Рис. 29 Структура расходов бюджета | |
Бюджетный кредит – определенные бюджетные средства, которые могут быть предоставлены на основании отдельной строки бюджета региона, выданные на определенные цели, или на основании отдельного кредитного договора, который заключают органы исполнительной власти субъекта с тем юридическим лицом или органом, которому выдаются соответствующие средства. В договоре должны быть прописаны сумма, ставка процента по кредиту, срок, форма и порядок погашения, цели, на которые он берется.
Дотации– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджет другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Рис. 30 Основные виды бюджетной поддержки инвесторов на региональном уровне | |
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА – комплекс мер, предпринимаемых органами власти субъекта федерации, для решения задач совершенствования структуры региональной экономики с учетом исторических тенденций развития региона, его роли в территориальном разделении труда, геополитического положения, а также типа региона по критериям темпов экономического роста и фазы производственного цикла.
Рис. 31 Виды структур в региональной экономике | |
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ – совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых, природных и прочих факторов, присущих той или иной стране, создающих предпосылки для инвестирования, оказывающих влияние на объем поступающих иностранных инвестиций в экономику, исходя из присущих ей инвестиционного потенциала и уровня инвестиционных рисков.